СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение ситуационных задач на уроках иностранного языка через тактики педагогической поддержки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. ФГОС  акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. ФГОС второго поколения  предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.

Просмотр содержимого документа
«Решение ситуационных задач на уроках иностранного языка через тактики педагогической поддержки»










Тема проекта:

«Решение ситуационных задач на уроках иностранного языка через тактики педагогической поддержки».


Номинация: Реализация ФГОС: инновационный поиск.





Полушкиной Светланы Евгеньевны

учителя иностранных языков

МКОУ Базарносызганской

средней школы №1,















Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..

2.Сиуационный подход в изучении иностранного языка…………………..

3.Ситуационные задачи……………………………………………………….

4.Тактики педагогической поддержки……………………………………….

5.Заключение…………………………………………………………………..

6. Приложение………………………………………………………………….























1.Введение.

Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. ФГОС акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. ФГОС второго поколения предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как научить ребёнка учиться, мыслить, приметь полученные знания? Как сделать процесс увлекательным и интересным?

Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Несмотря на непрекращающиеся споры об эффективности тех или иных методов изучения иностранных языков, нельзя опровергнуть самый важный постулат в мире лингвистики о главенстве практической цели в обучении, то есть о предоставлении учащимся таких знаний, которые позволят активно использовать язык в повседневной жизни в различных ситуациях. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в обучении иностранному языку, является решение ситуационных задач через тактики педагогической поддержки.



Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику.

























2. Ситуационный подход в обучении иностранному языку.

Ситуационный подход в изучении иностранного языка был разработан британскими лингвистами XX века, но остается актуальным и по сей день. Согласно ситуационному подходу, изучаемый материал должен относиться к конкретным происходящим или воображаемым ситуациям, которые могут произойти в реальной жизни, т.е. решении ситуационных задач. Ситуационный подход позволяет освоить грамматику на подсознательном уровне, при запоминании фраз целиком.

Например, заходя в класс учитель произносит фразы « sit down», « listen to me». Ребёнок при воспроизведении этих фраз в жизни не будет вспоминать правила или задумываться, какой артикль или предлог необходимо выбрать, он вспоминает ситуацию, в которой он услышал данные фразы .

В обучении должно быть минимум абстракций и скуки. Ситуационный подход в обучении помогает вовлечь в работу на уроке даже тех, кому иностранный язык даётся с трудом, так как задействованы все учащиеся, что необходимо для разыгрывания ситуаций.

Принципы ситуационного подхода:

  • изучение языка входит в привычку, ассоциируется с теми или иными реальными жизненными ситуациями;

  • исправление ошибок и речевая коррекция - неотъемлемая часть обучения, помогающая избежать запоминания неправильных речевых моделей;

  • аналогия - это лучшая основа для эффективного изучения иностранного языка;

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и ее общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входят в перечень регулятивных учебных действий.
























3.Ситуационные задачи.

При изучении темы « My family» « Моя семья» (учебник английского языка Spotlight 5)

В учебнике представлена страничка из дневника Кати Грин.

На уроке ребята изучают страничку из дневника. Лексический запас, средства оформления текста.

Задание. Оформи страничку дневника о своей семье. « Мой секретный дневник»

Алгоритм действий:

  1. Найти информацию о членах своей семьи

  2. Подобрать лексические средства

  3. Подобрать грамматические средства

  4. Оформить страничку своего дневника.

  5. Презентация материала в классе.

Изученный материал можно использовать при оформлении анкет, резюме.

Задача для учащихся 5 класса ( учебник английского языка Spotlight 5):

Так при изучении темы в 5 классе «That’s me» в рамках урока страноведения ребята познакомились с достопримечательностями и символами Великобритании.

Задание. Найдите или нарисуйте карту нашей страны. Найдите информацию городах и сувенирах, которыми славиться данный город. Оформите свою работу, чтобы можно было предоставить её зарубежным сверстникам.

Для выполнения данной задачи ребятам необходимо

  • найти карту, информацию о городах, сувенирах. Ребята работают с энциклопедиями справочниками, системой интернет

  • подобрать лексический материал по теме

  • подобрать грамматический материал : время в котором будет материал

  • выбрать оформление работы.

Ребята с огромным удовольствием выполняют такие задания. Они лично значимы для них. Во время подбора лексико-грамматических средств они пользуются справочниками, а также обращаются за помощью к учителю. Данная деятельность происходит осознанно. Им приходится анализировать полученные знания, а также добывать новые.

Результатом такой работы становится то, что ребята лучше усваивают лексичеко-грамматический материал, не боятся высказываться на иностранном языке. Во время творческих презентаций ребята слушают друг друга, учатся слышать ошибки, исправлять их. На уроках создаётся ситуация иноязычной среды.

Данные упражнения имеют и воспитательную ценность. Ребята ближе узнают друг друга.

Составление презентации к художественному тексту

На уроках страноведения по немецкому языку мы читаем аутентичные тексты, стихотворения. Особенно стихи как показывает практика часто скучны и не вызывают особого интереса.

В рамках данных уроков знакомясь с творчеством Гейне, Гёте. Я предлагаю ребятам выбрать любое понравившееся стихотворение любого немецкого автора. Составить ролик презентацию и озвучить его. Ребята выбирают стихотворения, которые им близки, знакомятся с творчеством немецких писателей. Озвучивая и записывая презентации,они выступают в роли дикторов, стараются отчитать выразительно.

Опыт работы в данном направлении помог ребятам принять успешное участие в региональном конкурсе « Творим в немецком». Борисова Яна заняла 3 место.

Проблема современного обучения состоит в том, что интернет превратился в моментального «помощника» в обучении. Можно найти любой перевод одним кликом мышки. Дети перестают читать на родном языке, а на иностранном это сложнее вдвойне. Как превратить данный минус в плюс.

Чтобы стимулировать ребят к чтению, использую такие задания, как:

1. Прочитайте текст, составьте словарь к тексту так, чтобы другой человек, используя данный словарь, мог составить пересказ текста. На уроке ребята меняются своими словарями и составляют пересказ. Затем выбирается словарь, с которым наиболее легко было работать, который помог составить более точный пересказ. Такая работа стимулирует ребят работать со словарями, подбирая слова, они предварительно составляют пересказ данного текста. Ведь если я смог подобрать слова для пересказа, то другому человеку это тоже будет под силу. Текст, приходится прорабатывать, что называется с карандашом в руках.

2.К текстам, для домашнего чтения составляются презентации

Задание. Прочитайте текст и проиллюстрируйте его при помощи презентации.( пример) Озвучьте её словами из текста.

Инфографика. При изучении темы «Повседневная жизнь молодёжи» по немецкому языку ребята составили инфографику « Школа моей мечты»


Участие в проектах и конкурсах на иностранном языке.(слайд)

В этом учебном году мы с ребятами решили попробовать поучаствовать в международном проекте « Пост кроссинг».

Чтобы принять участие ребята должны уметь зарегистрироваться на сайте , заполнить анкету на английском языке, уметь написать о себе, своих интересах, умение написать, оформить письмо. В данном направлении ведётся большая индивидуальная работа с ребёнком. Я не даю готовых решений. Как учитель выступаю в роли консультанта.

Для того, что развивать в ребёнке все вышеперечисленные качества я опираюсь в своей работе при решении ситуационных задач на тактики педагогической поддержки. Как показывает опыт, мы чаще всего работаем над решением своих проблем, порой не задумываясь об этом.




4.Тактики педагогической поддержки.

По Газману педагогическая поддержка-процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Ученик выполняет задание, учитель идёт по рядам останавливается, что-то получается, что-то не получается. Учитель поправляет, указывает, как надо делать. Второй вариант развития ситуации Учитель задаёт вопросы" Что не получается? какие есть вопросы? Что ты сейчас делаешь? Что нужно, чтобы сделать работу дальше?

Смысл действий педагогов разный. В первом случае исходное– факт неправильности, что видит учитель. Задача исправить неправильность. втором исходное- трудности, вопросы ребёнка, осознаваемые им , переживаемые им как затруднение ,торможение, неясность. Задача помочь ему в осознании и преодолении затруднений, поддерживать его движение в учебной ситуации. Первый вид педагогической работы – формирование. Второй – педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка- процесс индивидуальной работы, базирующаяся на диалоге с ребёнком на равных. Отсюда содержание моей деятельности можно представить в виде пирамиды.









При решении ситуационных задач на уроках иностранного языка я использую следующие тактики педагогической поддержки:

  • тактика защиты

  • тактика помощи

  • тактика содействия

  • тактика взаимодействия

Кредо тактики "защиты": - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Иностранный язык по шкале трудностей предметов занимает 2 место. Многие дети просто не могут справиться с трудностями в обучении. Я действую через:

  • позицию, педагогической "адвокатуры", защищая ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.

  • позицию " буфера", смягчая негативные обстоятельства

  • развивая в ребёнке способности избавиться от страха перед обстоятельствами

Необходимо превратить ребёнка в субъекта и партнёра из страдательно-выжидающей позиции жертвы обстоятельств.

Тактика помощи.

Тактика помощи уже начинает осуществляться в пределах тактики " защиты"

Кредо помощи: ребенок многое может делать сам для себя, если он будет активен в решении своей проблемы.

Ребёнку необходимо дать почувствовать поле его успешности.

Тактики" содействия" и "взаимодействия"

Кредо тактики " содействия "- стремиться " я хочу" превратить в " я могу". Тактика " взаимодействия " меняет местами ребёнка и взрослого. Сам ребёнок вступает инициатором самостоятельных действий. Он стремиться проектировать ситуацию, давать анализ, выбирать варианты действий.

При работе с ребятами, которые испытывают трудности в изучении иностранного языка на первоначальном этапе использую тактику «защиты» , затем по мере продвижения ребёнка использую тактики «помощи», «содействия» и «взаимодействия».





























Заключение.

Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного языка нацелено на развитие гармоничной личности, готовой к межкультурной коммуникации.

Решение ситуационных задач позволило достичь следующих результатов:

1.Повышение мотивации к изучению иностранного языка.

2.Снятие барьера иноязычного общения. Ребята охотно пытаются выражать свои мысли на иностранном языке, не боятся ошибиться, т.к. понимают, что научиться говорить можно только общаясь, а ошибки рассматривают как средство изучения материала, где были они допущены.

3. Стабильное качество знаний обучающихся.

4.Несмотря на то, что иностранный язык не является профильным предметом в школе ребята стали выбирать его в качестве экзамена по выбору.

Таким образом, урок иностранного языка – неотъемлемая часть школьного образования. Учитель должен управлять этим процессом, помочь ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения.

Главной особенностью ,«является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности», чему способствуют тактики педагогической поддержки.

  

 








Список литературы:

1.Анисимов О.С. и др. Исследования по педагогической инноватике и культуре мышления. – М.: НМЦ ПК, 2000. – 411 с.

2.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика. — М., 2009. — № 4.
3.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание 1979. – 39 с.

4.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 2004.

5.Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 11-15.

6.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5-8.

7.Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам настаршей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. -2002.-№ 5.-С. 7-11.

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. – М., 2000.

8. Дьюи Дж. .Психология и педагогика мышления. – М.:Совершенство, 2007. – 203 с.

9. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 2004. – 213 с.
10.Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008

11.РКМ: Информационный банк современного учителя. http://kmspb.narod.ru/posobie/klaster.htm

12. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М., 2006.

13.Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки.М.Мирос-2001

14.Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка и международный опыт.Классный руководитель-2000-№3

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://standart.edu.ru/

16. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/
17.Шустова Л.П. Гендерная толерантность школьника: теория и практика воспитания. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

18.Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во “Питер”,2000. - 512с

















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!