СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на нахождение одинаковых цифр в заданном пользователем числе в языке программирования Pascal

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие по данной теме поможет научить обучающихся составлять программы  с использованием условного оператора полной и неполной формы с применением арифметической функции int(x) и с применением логических операций в языке программирования Pascal.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на нахождение одинаковых цифр в заданном пользователем числе в языке программирования Pascal»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»


Тема учебного занятия: «Определение одинаковых цифр в заданном пользователем трёхзначном (четырёхзначном) числе (язык программирования Pascal)».


Цель учебного занятия: научить составлять программы с использованием условного оператора, с применением арифметической функции int(x) и с применением логических операций в Pascal.


Задачи учебного занятия:

Образовательные:

  • сформировать знания о полной и краткой формах условного оператора в языке программирования Pascal;

  • сформировать умения составлять программы с использованием арифметических функций и логических операций языка программирования Pascal.


Развивающие: развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;


Воспитательные: воспитывать информационную культуру обучающихся, самостоятельность, внимательность, дисциплинированность.


Методы работы: беседа, практическая работа на ПК.


Формы работы: индивидуальная.


Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.


Программное обеспечение: операционная система Windows7, язык программирования Pascal.


Дидактические материалы: карточки с заданиями.


План.

  1. Организационный этап.

  2. Активизация имеющихся знаний обучающихся. Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

  3. Изучение нового материала (формирование новых знаний).

  • понятие условного оператора полной и краткой формы;

  • ознакомление с арифметическими функциями языка программирования Pascal;

  • ознакомление с логическими операциями языка программирования Pascal.

  1. Практическая работа.

  2. Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).





Ход учебного занятия.



  1. Организационный этап.

Приветствие, проверка присутствующих. Текущий инструктаж по технике безопасности.

  1. Активизация имеющихся знаний обучающихся. Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

а )методом фронтального опроса:

1. На какие основные части разделяется программа, пишущаяся на языке программирования Pascal? (на три основные части: заголовок программы, раздел объявления величин, тело программы);

2. Каким служебным словом обозначается название программы? (Program);

3. Какие существуют правила записи названия программы? (название программы записывается при помощи букв английского алфавита, допустимо использование арабских цифр, но заголовок не должен начинаться с цифры, длина названия программы должна быть не более 256 символов и не должна содержать пробелов);

4. Какой оператор предваряет раздел объявления переменных? (оператор Var);

5. Как выглядит запись объявления раздела переменных ?

(Var : ;) ;

6. Каким служебным словом записывается начало тела программы? (Begin);

б) методом решения задач:


Задание №1


Найти ошибки в программах:


а) Написать программу на Pascal, вычисляющую площадь круга.


Program Z1;

Var R,S: integer;

Begin;

Read (R);

S=3,14*SQR(R);

Write (S);

End



б) Написать программу, вычисляющую значение функции у=у1-у2, если у1= 2.5х, а у2=5+х;


Program Z2;

Var x,y,y1,y2: Real;

Begin;

Write (x);

y:= y1- у2;

y1:=2.5*x;

у2=5+х;

Read (y);

End.


  1. Изучение нового материала (формирование новых знаний).

В языке программирования Pascal предусмотрены следующие основные арифметические функции:


АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ОСНОВНЫЕ)

Функция

Назначение

Тип результата

abs (x)

абсолютное значение аргумента

совпадает с типом аргумента

sqr (x)

квадрат аргумента

совпадает с типом аргумента

sqrt (x)

квадратный корень аргумента

вещественный

cos (x)

косинус аргумента

вещественный

sin (x)

синус аргумента

вещественный

arctan (x)

арктангенс аргумента

вещественный

exp (x)

ex

вещественный

ln (x)

натуральный логарифм

вещественный

int (x)

целая часть числа

вещественный

frac (x)

дробная часть числа

вещественный

В языке программирования Pascal предусмотрены следующие логические операции:

true xor true = false
true xor false = true
false xor true = true
false xor false = false

  • Конъюнкция (логическое умножение, пересечение) - and. Выражение a and b дает значение true только в том случае, если a и b имеют значение true. Во всех остальных случаях значения выражения a and b дает false.

  • true and true = true

  • true and false = false

  • false and true = false

false and false = false

  • Дизъюнкция (логическое сложение, объединение) – or. Выражение a or b дает значение false только в том случае, если a и b имеют значение false. Во всех остальных случаях результат – true.

  • true or true = true

  • true or false = true

  • false or true = true

false or false = false

  • Отрицание (инверсия) – not. Выражение not a имеет значение, противоположное значению a.

  • not true = false

not false = true

  • Исключающее ИЛИ – xor. Выражение a xor b дает значение true только в том случае, когда только один из операндов имеет значение true.

Последовательность выполнения логических операторов: not, and, or.

В языке Паскаль сначала выполняются логические операторы (and, or, xor, not), а уже потом операторы отношений (, =, , =), поэтому не нужно забывать расставлять скобки в сложных логических выражениях.

Далее мы переходим к изучению раздела «Алгоритмы ветвления».

Для решения такого типа задач необходимо узнать как выглядит блок оператора условия в графическом способе представления алгоритмов:

Блок-схема неполной формы оператора условия:

В неполном ветвлении ветвь Else отсутствует.
На рисунке показана блок схема оператора if-then.










If условие

Then [оператор1]


Блок-схема полной формы оператора условия:

На рисунке показана блок-схема полной формы оператора.












If условие

Then [оператор1]

Else [оператор2];


  1. Практическая работа.

Задача 1. Определить есть ли среди цифр заданного трёхзначного числа одинаковые.

Решение задачи1.

program z28; {заголовок программы}

uses crt; {подключение библиотек}

var k,n,c,p:real; {описание переменных, которые используются в программе}

begin

clrscr;

writeln(’Задайте трёхзначное число’);

readln(n);

k:=n-int(n/10)*10;{определяем число единиц}

n:=int(n/10);{от исходного числа отбрасываем число единиц}

c:=n-int(n/10)*10; {определяем число десятков}

n:=int(n/10);{от исходного числа отбрасываем число десятков}

p:=n-int(n/10)*10; {определяем число сотен}

if (k=c) and (c=p) then writeln(’Три одинаковых’) else

begin

if (k=c) or (c=p) or (p=k) then writeln(’Два одинаковых’)

else writeln(’Нет одинаковых’);

if (p=c) then writeln(’Одинаковы первое и второе’);

if (c=k) then writeln(’Одинаковы второе и третье’);

if (p=k) then writeln(’Одинаковы первое и третье’);

end;

readkey;

end.


Задача 2. Определить есть ли среди цифр заданного четырёхзначного числа одинаковые.

Решение задачи2.

program z29; {заголовок программы}

uses crt; {подключение библиотек}

var k,n,c,p,l:real; {описание переменных, которые используются в программе}

begin

clrscr;

writeln(’Задайте четырёхзначное число’);

readln(n);

k:=n-int(n/10)*10;{определяем число единиц}

n:=int(n/10);{от исходного числа отбрасываем число единиц}

c:=n-int(n/10)*10; {определяем число десятков}

n:=int(n/10);{от исходного числа отбрасываем число десятков}

p:=n-int(n/10)*10; {определяем число сотен}

n:=int(n/10);{от исходного числа отбрасываем число сотен}

l:=n-int(n/10)*10; {определяем число тысяч}

if (l=p) and (p=c) and (c=k) then writeln(’Четыре одинаковых’) else

begin

if ((k=c) and (c=p)) or ((k=p) and (p=l)) or ((c=p) and (p=l)) then writeln(’Три одинаковых’) else

begin

if (k=c) or (c=p) or (p=k) or (l=k) or (c=l) or (l=p)) then writeln(’Два одинаковых’) else writeln(’Нет одинаковых’);

if (l=p) then writeln(’Одинаковы первое и второе’);

if (p=c) then writeln(’Одинаковы второе и третье’);

if (c=k) then writeln(’Одинаковы третье и четвёртое’);

if (l=c) then writeln(’Одинаковы первое и третье’);

if (l=k) then writeln(’Одинаковы первое и четвёртое’);

if (p=k) then writeln(’Одинаковы второе и четвёртое’);

end;

end;

readkey;

end.


  1. Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).

Закрепление изученного материала - демонстрация выполненных работ обучающихся.

Цель нашего учебного занятия выполнили?

Самостоятельно оцените себя.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!