ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
5-го КЛАССА «ВЕСЕЛЫЙ НЕМЕЦКИЙ»
Руководитель кружка
Галина Николаевна Леонтьева
В о л г о г р а д - 2 0 1 4
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Пояснительная записка
2. Основные принципы развития и воспитания учащихся в языковом кружке
3. Цели и задача
4.Учебно-тематическое планирование
5. Предметное обеспечение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
В Е С Е Л Ы Й Н Е М Е Ц К И Й.
кружок по немецкому языку для младших школьников
Методическая разработка
Руководитель кружка
Галина Николаевна Леонтьева
В о л г о г р а д - 2 0 1 4
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Изучение иностранного языка в школе благодаря возрастным особенностям школьников является желанным и перпективным. Занятия в языковом кружке имеют ряд отличительных особенностей по сравнению с обучением во время урока:
- посещение кружка не является обязательным, детей приводит туда интерес к немецкому языку и немецкоязычной культуре;
-основной контингент - это учащиеся конкретной школы, изучающие немецкий язык в соответствии с государственными стандартами и примерными программами ;
- в основе кружка лежит культурно-просветительская работа.
Программа кружка по немецкому языку « Веселый немецкий» рассчитана на один учебный год при 4, 5 часах в неделю. Общее количество часов 136 часов + 17 часов тематических занятий на территории немецкой библиотеки Государственной организации культуры Историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»..
Основные принципы развития и воспитания учащихся в языковом кружке:
1. Социокультурная направленность, подразумевающая воспитание толерантности через диалог культур.
2. Развитие способности и готовности к межкультурной комуникации. Важнейшими составляющими развивающегося процесса в кружке немецкого языка является знакомство учащихся с различными укладами жизни, культурой и менталитетом народа страны изучаемого языка. Межкультурная компетенция рассматривается в современной системе образования, в том числе и кружковой работе, как существенная черта формирования зрелой личности. Развитие иноязычной компетенции осуществляется в процессе знакомства с условиями жизни в немецкоязычных странах, с речевым этикетом, а также с традициями проведения немецких национальных праздников. В условиях современной глобализации это предполагает:
-чуткое отношение к традициям, обычиям, иной культуре, умение воспринимать и понимать их, находить различия и общность;
-умение ориентироваться в явлениях иного образа жизни, иного образа сознания и системы чувст, что обогащает собственную картину мира;
-усвоение детьми знаний о повседневной культуре;
-проведение немецких национальных праздников
3. Коммуникативная направленность занятий в кружке по немецкому языку. Под коммуникативной компетентностью понимаетсяч способность и готовность учащихся вести на немецком языке диалог с конкретным собеседником в естественных ситуациях речевого общения, а также способность извлекать социокультурную информацию из текста. при этом содержательный аспект речевого общения( о чем сообщается в устном и письменном контексте), является приоритетным по отношению к языковому.
в качестве дополнения отметим, что дети усваивают иностранный язык в процессе заинтерессованного общения и взаимодействия друг с другом, учителем. куклами, персонажами любимых сказок и мульфильмов, и прежде всего с героями детского журнала Шрумди и его друзьями. Дети должны четко представлять цели своего речевого и неречевого поведения, чтобы достичь конечного результата: что именно сегодня я узнаю, если прочитаю текст, решу кроссворд.отгадаю загадку, задам вопросы учителю или своему другу.
В основе развития умения общаться намецком языке мжет лежать игра.
Во время чтения главное внимание уделяется содержательно-смысловой стороне текста как источника социокультурной информации. Для детей, посещающих школьный кружок. текст не рассматривается как образец возможного использования лексико-грамматических средств, которые следует выучить.
Языковые средства представляют собой материал, из которого строятся речевые высказывания и с помощью которых дети понимают устную и письменную речь. О
отбор языковых средств общения осуществляется с учетом:
- тем и ситуаций
- основных речевых задач и коммуникатиных намерений, реализуемых детьми в процессе овладения немецким языком в условиях кружка,
- частотности употребления определенных языковых средств в устной и письменной речи, а также на аутентичности.
Коммуникативные умения реализуются в тесно2й связи с овладением детьми языковыми средствами и страноведческой информацией. Ведущую роль при этом играет развитие социальной активности детей в осознании ими процесса усвоения языка как творческой деятельности.
В условиях кружка особое значение имеют следующие речевые задачи икоммуникативные намерения:
- представиться самому, представить своих друзей, родственников, поприветствовать, попращаться, поблагодарить;
- запрашивать или сообщать какую-либо информацию( назвать что-либо, объяснить что-либо и т.п.);
- побуждать кого-либо к чему-либо (попросить, разрешить, запретить, посоветовать и т.п.);
4. Формирование навыков автономной (самостоятельной) работы учеников в кружке.
Принцип автономности связан с формированием у ученика готовности и привычки самостоятельно работать. С этой целью активно используются подходы, которые оптимизируют самостоятельную тработу ученика. Это творческие задания, проектная работа, групповые задания и тому подобное. Все это создает благоприятный климат для формировани навыков самостоятельного обучения ( Lernen lernen).
5. Развитие и воспитание ученика через кружок немецкого языка как творческий и когнитивный процесс. В зависимости от возраста учеников, от используемого материала работа в кружке по немецкому языку организуется прежде всего как игра, инсценировка сказки, разработка проектного задания и т.п. Главной целью при этом является обращение к интеллектуальной и эмоциональной сфере личности ученика, предоставление ему возможности для индивидуального самовыражения. Этот процесс стимулирует способность детей к свободному творческому мышлению, формирует их картину мира.
Цели и задачи
основной целью занятий в кружке по немецкому языку является формирование способности и готовности к общению на немецком языке и ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями немецкоязычных стран.
Задачи обучения:
1. Воспитание толерантности к культуре и обычаям немецкоязычных стран на примере фольклора (народного творчества), детской художественной литературы и других видов искусства.
2. Расширение общего кругозора на основе знакомства с культурой и бытом сверстников за рубежом.
3. Формирование элементарных коммуникативных умений и навыков в четырех видах деятельности-аудирование, говорении, чтении и письме, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.
4. Развитие познавательных и интеллектуальных особенностей ученика
( памяти, внимания,логического мышления).
Принципы преподавания
Кружковая работа не является элементом обязательного образования. Немецкий язык в кружке является не столько целью изучения, сколько средством развития и воспитания, с помощью которого дети могут раскрыться и реализовать свои способности.В процессе работы в языковом кружке целесообразно использование родного языка, что согласуется с принципами современной концепции социокультурной направленности обучения иностранным языкам (Interkulturelles Lernen).
Работа педагога в кружке иностранного языка основывается на личностно-ориентированном подходе, который предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для достижения оптимального результата необходимо привлекать активные социальные формы работы, современные методы и технологии на базе деятельностногоподхода. В этом плане возможности кружковой работы уникальны: она позволяет предметную интеграцию по модели «немецкийязык+музыка\хореография/рукоделие/рисование и т.д.». В ходе интегрированных занятий осуществляется подготовка к праздничным мероприятиям(театррализованные постановки, хоровое пение и танцы) – своего рода творческий отчет о посещении кружка.
К а л е н д а р н о - т е м а т и ч е с к о е п л а н и р о в а н и е
№
п.п.
|
Т Е М А
|
Кол-во
часов
|
Месяц
|
Примечание
|
1.
|
Знакомство, представление
|
4
|
сентябрь
|
|
2.
|
Идем в школу
Школа доставляет удовольствие
Шрумди и Лампи-школьники
Начало учебы в школе
В школе и после школы
Что лежит в школьном портфеле
Все школьные предметы интересные
Сахарный кулечек
Закладка
Игры.Быстрые птицы
Разгадай кроссворд
Загадки с цифрами
Творческие задания
|
12
|
сентябрь
|
|
3.
|
Времена года
Волшебные карандаши
Волшебные карандаши
Когда у тебя день рождения?
Что неправильно?
Времена года. Разучиваем песни
Загадай желание.
Творческие задания
Изготовление калндаря
|
12
|
октябрь
|
|
4.
|
Тематические занятия в немецкой библиотеке
Государственной организации культуры Историко-этнографический и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»
(ГОКИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта»)
|
5
|
|
|
5.
|
Моя семья
Родословное дерево
заячья семья
Кроссворд Лампи
Бабушка для Шрумди
Семья Маус
Репка
Считалочка
Скороговорки
|
10
|
октябрь-ноябрь
|
|
6.
|
День рождения
Самый лучший праздник
Имениники
У маленькой колдуньи день рождения
День Моны
Воздушный шарик не улетай. Разучиваем игры
Подарки ко дню рождения
Открытки ко дню рождения
Изготовление карточек для гостей
Стихи-поздравления
Творческие задания
|
12
|
ноябрь-декабрь
|
|
7.
|
Тематические занятия в немецкой библиотеке ГОКИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта»
|
6
|
|
|
8.
|
Мы празднуем рождество
Декабрь-самый веселый месяц
Украшаем елку
Подарки
Чудесный день
Рождественская звезда
Творческие задания по теме
Мы украшаем елкуноябрь-декабрь
|
14
|
декабрь
|
|
9.
|
В доме и в саду
Художественное оформление прочитанного текста
|
8
|
январь
|
|
10.
|
Что мы едим и пьем
Художественное оформление прочитанного текста
|
8
|
январь
|
|
11.
|
Времена года и погода
Художественное оформление прочитанного текста
|
8
|
февраль
|
|
12.
|
Тематические занятия в немецкой библиотеке ГОКИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта»
|
|
|
|
13.
|
Мы празднуем пасху
Мы празднуем пасху. Из истории
Шрумди и Лампи
На лугу
День Пасхи
|
12
|
февраль-март
|
|
14.
|
Мои родные и близкие
Составление генеологического дерева
|
16
|
март-апрель
|
|
15.
|
Наши верные друзхья.
Домашние животные
|
16
|
апрель-май
|
|
16.
|
Каникулы
Скоро летние каникулы
Творческие задания по теме
Каникулы на море
Каникулы в оздоровительном лагере
Каникулы в деревне
Лето в городе
|
12
|
май
|
|
17.
|
Подготовка к празднику «Здравствуй, лето»
|
4
|
май
|
|
18.
|
Тематические занятия в немецкой библиотеке ГОКИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта»
|
6
|
|
|
П р е д м е т н о е о б е с п е ч е н и е
1. Приложение к журналу Schrumdirum №1,2001
2. Приложение к журналу Schrumdirum №2,2001
3. Приложение к журналу Schrumdirum №3,2002
4. Журнал Schrumdi №1,2003
5. Журнал Schrumdi №2,2003
6. Журнал Schrumdi №3,2003
7. Журнал Schrumdi №1,2004
8. Журнал Schrumdi №2,2004
9. Журнал Schrumdi №3,2004
10. Журнал Schrumdi №3,2004
11. Приложение к журналу Schrumdirum
12. Плакаты „Meine Verwandschaft“
13. Папки с учебными материалами к плакатам из серии «Ich lerne Deutsch“