Результаты педагогического исследования по теме:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКОЙ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
На протяжении многих веков народная глиняная игрушка продолжала развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение мастеров оставляло в ней что-то новое. Тем самым, ознакомление с традициями народной глиняной игрушки находит свое отражение в содержании образования подрастающего поколения.
В настоящее время в программах разрабатывается этнический аспект народного творчества. Программы включают материал по ознакомлению с народными игрушками. Но не во всех одинакова роль ознакомления. Большое количество таких уроков по программе Т.Я. Шпикаловой. Так как в Оренбургской области работают по программе Б.М. Неменского, то есть необходимость более детального изучения. Поэтому темой своего исследования мы выбрали «Ознакомление младших школьников с народной глиняной игрушкой на уроках изобразительного искусства».
Успех ознакомления младших школьников с произведениями народного искусства во многом зависит от правильного определения целей, содержания, и способов достижения целей, то есть методов.
Поэтому целью нашей работы стало обоснование комплекса педагогических методов ознакомления с народной глиняной игрушкой.
Объектом мы выбрали учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства.
Исходя из целевой установки, предметом стало: методы ознакомления учащихся 3 класса с народной глиняной игрушкой на уроках изобразительного искусства.
Далее мы предположили, что процесс ознакомления младших школьников с народной глиняной игрушкой станет более эффективным, если на уроках изобразительного искусства будет использоваться комплекс дидактических методов обучения:
1) объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация игрушек, иллюстрации, упражнения);
2) частично-поисковый метод;
3) наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций);
4) практические методы (графические упражнения).
Объект, предмет, цель и теоретические предположения обусловили решение ряда последовательных задач:
Решая 1-ую задачу, мы проанализировали искусствоведческую и методическую литературу по истории формирования народной глиняной игрушки и выяснили, что ученые Сокольникова Н.М., Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я, Некрасова М.А указывают на то, что народная игрушка – не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся.
Ознакомление с народной глиняной игрушкой древнейшими корнями, связанной с культурой других народов позволяет решить многие воспитательные задачи и сформировать у учащихся разнообразные художественные и творческие способности: вкус, эстетические идеалы.
Мы провели сравнительный анализ промыслов народной глиняной игрушки, результаты которого представлены в таблице на с. 13.
Мы также проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме ознакомления младших школьников с основами декоративно-прикладного искусства и выяснили, что ученые Игнатьев Е.И., Некрасова М.А., Константинов Н.А. и другие указывают, что ознакомление с народным искусством - это процесс формирования обобщенных представлений о народном искусстве и различных его проявлениях, процесс погружения ребенка в непрерывную традицию народного творчества на доступном уровне, приобщение к ценностям народной культуры.
Таким образом, проблема ознакомления с народной глиняной игрушкой находит отражение в искусствоведческой, методической, психолого-педагогической литературе и может быть решаема в школе.
Решая 2-ую задачу, на основе анализа учебно-методической литературы выявили методы ознакомления учащихся с произведениями народного искусства. Поскольку целью ознакомления учащихся с произведениями народного искусства является формирование у них обобщенных представлений о сущности народного искусства, его видах, формах бытования, проявленности в отдельных его произведениях, то основными педагогическими методами, обеспечивающими данный процесс, являются:
1) объяснительно-иллюстрированный метод (рассказ, объяснение, работа с методическим материалом, демонстрация картин, кино- и диафильмов);
2) частично - поисковый или эвристический метод;
3) наглядные методы;
4) практические методы;
Обоснование этих методов представлено в 1-ой главе ВКР.
Решая следующую задачу, на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского, мы разработали и провели комплекс уроков по ознакомлению младших школьников с традициями народной глиняной игрушки.
Блок уроков состоит из 5 уроков: 1. Ознакомление с дымковской глиняной игрушкой; 2. Ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой; 3. Ознакомление с абашевской глиняной игрушкой; 4. Ознакомление каргопольской глиняной игрушкой; 5. Ознакомление с акбулакской глиняной игрушкой. (ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА ТАБЛИЦЫ ЦВЕТНЫЕ)
Конспекты этих занятий представлены в приложении на с. 62.
Решая 4-ую задачу, мы разработали диагностический инструментарий изучения представлений учащихся о народной глиняной игрушке.
Для определения знаний учащихся о развитии народной глиняной игрушке был предложен тест в котором восемь вопросов и восемь карточек: Для какой игрушки характерна лепка путем вытягивания из целого куска? Какую игрушку украшают налепным носом? и т.п.
И карточки: Найди акбулакскую игрушку; укажи стрелкой, какой узор служит для украшения изображенных игрушек; и т.п.
После каждого вопроса теста учитель предлагал 3 варианта ответа из которых надо было выбрать правильный. А в окошечке карточки надо было поставить правильный ответ.
Для возможности математической обработки данных по определению уровня знаний разработаны критерии оценок (с. 35)
Решая 5-ую задачу, в опытно-экспериментальной работе мы проверили эффективность комплекса методов ознакомления младших школьников с народной глиняной игрушкой. Очень понравилось работать детям с объемными фигурками (игрушками), продумывать, как расписать их и так далее. Некоторые работы получились своеобразные, смешные – из-за слишком мелко вылепленной игрушки. (ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКИЕ РАБОТЫ)
На уроках сочетались коллективные и индивидуальные формы работы. Выполняли эскизы игрушек, выставки, например, «Народный хоровод», «Сказочная страна», «Ярмарка» и т.д., организовывали игры – драматизации (посиделки в народных мастерских), где обыгрывали отдельные моменты, связанные с образами игрушек. Дети пели народные песни, звенели в колокольчики, рассказывали стихотворения, сказки, легенды.
Например, на одном из уроков мы знакомили ребят с творчеством каргопольской мастерицы. Дети узнают, что она никогда не лепила молча, она разговаривала со своими игрушками. Третьеклассникам предлагается сочинить, придумать в течении самостоятельной работы сказку про свою игрушку.
1. «… в одном царстве жила была уточка. Целыми днями она распевала песни, свистела. Поэтому на грудке я нарисовала солнышко, завитки. Всем она приносила счастье и радость» - Аня Е.
2.« … Пошел дед в лес, а вдалеке кто-то пищит. Дед подбежал туда. А там – огромная яма. В яме лежала маленькая уточка. Дедушка взял уточку домой. Ей было хорошо жить в доме дедушки» - Костя Ш.
Видим, что детское изобразительное творчество и литературное, сливаясь, и дополняя друг друга, укрепляют, может быть, еще до конца неосознанное эстетическое чувство, пробужденное образами игрушек. Это творческое настроение поддерживалось в течение всех проведенных уроков.
Комплекс наглядно-иллюстративного материала, Комплекс бесед ознакомления с народной глиняной игрушкой в совокупности дали положительные результаты. И это прослеживается в экспериментальной работе.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, гипотеза получила теоретическое и практическое подтверждение. По результатам нашей работы опубликовано в сборнике научных статей ОГПУ за 2006, 2007 гг. две статьи: «Народная игрушка как средство развития детского изобразительного творчества», «Глиняная игрушка как феномен народной культуры» и еще одна статья готовится в журнал. В дальнейшей работе мы предполагаем разработать методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с народной глиняной игрушкой.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!