СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рифма, звучная подруга... А.С. Пушкин, смысловое чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихи Пушкина – это богатейшее культурное наследие, подаренное миру. Всю жизнь он занимался тем, что обращал чувства в строки.

Александр Сергеевич был невероятно талантливым человеком. Диапазон тем, которые он отображал в стихах, поражает своей широтой. Добрые и глубокомысленные сказки для детей, саркастичные эпиграммы, нежные стихи о любви, о верной дружбе, веселье и вине, самоироничные строчки о себе и о своем творчестве. Не обошел стороной он и государственные события: писал о войне, о Родине, о России.

Просмотр содержимого документа
«Рифма, звучная подруга... А.С. Пушкин, смысловое чтение.»

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин .  Услышав это имя, каждый скажет: «Это великий русский поэт».          Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади, улицы, воздвигают ему памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую оставил по себе Пушкин своими стихотворениями  и повестями. Они пришли к нам издалека и теперь живут рядом с нами.  Хотя минуло более 185 лет с тех пор, когда Пушкин последний раз в жизни прикоснулся к бумаге гусиным пером, написав записку перед смертельной дуэлью. Он погиб 37 лет от роду.         В знак уважения к великому русскому поэту в календаре страны увековечены две памятные даты, которые чтит вся Россия.  6 июня   - день рождения – назван  Пушкинским днём России , а  10 февраля  - день гибели -  Днём памяти А.С. Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин Услышав это имя, каждый скажет: «Это великий русский поэт».         Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади, улицы, воздвигают ему памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую оставил по себе Пушкин своими стихотворениями  и повестями. Они пришли к нам издалека и теперь живут рядом с нами.  Хотя минуло более 185 лет с тех пор, когда Пушкин последний раз в жизни прикоснулся к бумаге гусиным пером, написав записку перед смертельной дуэлью. Он погиб 37 лет от роду.        В знак уважения к великому русскому поэту в календаре страны увековечены две памятные даты, которые чтит вся Россия. 6 июня   - день рождения – назван  Пушкинским днём России ,

а  10 февраля  - день гибели -  Днём памяти А.С. Пушкина.

Рифма, звучная подруга  Вдохновенного досуга,  Вдохновенного труда…

Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга, Вдохновенного труда…

Стихи Пушкина – это богатейшее культурное наследие, подаренное миру. Всю жизнь он занимался тем, что обращал чувства в строки. Александр Сергеевич был невероятно талантливым человеком. Диапазон тем, которые он отображал в стихах, поражает своей широтой. Добрые и глубокомысленные сказки для детей, саркастичные эпиграммы, нежные стихи о любви, о верной дружбе, веселье и вине, самоироничные строчки о себе и о своем творчестве. Не обошел стороной он и государственные события: писал о войне, о Родине, о России. Хорошо ли вы знакомы с его стихами? Пройдите тест и проверьте свои знания. 

Стихи Пушкина – это богатейшее культурное наследие, подаренное миру. Всю жизнь он занимался тем, что обращал чувства в строки.

Александр Сергеевич был невероятно талантливым человеком. Диапазон тем, которые он отображал в стихах, поражает своей широтой. Добрые и глубокомысленные сказки для детей, саркастичные эпиграммы, нежные стихи о любви, о верной дружбе, веселье и вине, самоироничные строчки о себе и о своем творчестве. Не обошел стороной он и государственные события: писал о войне, о Родине, о России.

Хорошо ли вы знакомы с его стихами?

Пройдите тест и проверьте свои знания. 

Подруга дней моих ............, Голубка ............. моя! Одна в глуши лесов ................. Давно, давно ты ........... меня. суровых дряхлая сосновых ждёшь чудесный Мороз и солнце; день ................! Ещё ты .............., друг прелестный Пора, ................, проснись: Открой ............... негой взоры. дремлешь красавица сомкнуты Унылая …….! Очей очарованье!  Приятна мне твоя ………… краса  Люблю я пышное ………… увяданье,  В багрец и в золото ……… леса, пора прощальная  природы одетые

Подруга дней моих ............,

Голубка ............. моя!

Одна в глуши лесов .................

Давно, давно ты ........... меня.

суровых

дряхлая

сосновых

ждёшь

чудесный

Мороз и солнце; день ................!

Ещё ты .............., друг прелестный

  • Пора, ................, проснись:
  • Открой ............... негой взоры.

дремлешь

красавица

сомкнуты

Унылая …….! Очей очарованье! Приятна мне твоя ………… краса Люблю я пышное ………… увяданье, В багрец и в золото ……… леса,

пора

прощальная

природы

одетые

осенью Уж небо .......... дышало, Уж реже .......... блистало, Короче становился ......., Лесов .................... сень. С печальным ………….обнажалась, солнышко день таинственная шумом север Вот .........., тучи нагоняя, Дохнул, .......... - и вот сама, Идет волшебница ......... завыл зима мглою Буря ................. небо кроет,  Вихри .............. крутя;  То, как .......... , она завоет,  То заплачет как ..........!   снежные зверь дитя

осенью

Уж небо .......... дышало,

Уж реже .......... блистало,

Короче становился .......,

Лесов .................... сень.

С печальным ………….обнажалась,

солнышко

день

таинственная

шумом

север

Вот .........., тучи нагоняя,

Дохнул, .......... - и вот сама,

Идет волшебница .........

завыл

зима

мглою

Буря ................. небо кроет, Вихри .............. крутя; То, как .......... , она завоет, То заплачет как ..........!

снежные

зверь

дитя

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Рифмы делятся по положению в стихотворении: внутренние начальные конечные Рифмы различаются по положению в строфе: перекрестные смежные опоясанные или охватные

Рифмы делятся

по положению в стихотворении:

внутренние

начальные

конечные

Рифмы различаются по положению в строфе:

перекрестные

смежные

опоясанные или охватные

Смежная рифмовка Это самый простой и распространенный способ. В нем рифмуются каждые две строчки. К примеру: Уж небо осенью дыша ло , Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Смежная рифмовка

Это самый простой и распространенный способ.

В нем рифмуются каждые две строчки.

К примеру:

Уж небо осенью дыша ло ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Перекрёстная рифмовка В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. К примеру: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей,

Перекрёстная рифмовка

В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой.

К примеру:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Кольцевая рифмовка Сочетает в себе первую строчку с четвертой,  а вторую с третьей. К примеру: Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит .

Кольцевая рифмовка

Сочетает в себе первую строчку с четвертой,

а вторую с третьей.

К примеру:

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит .

Выпьем, добрая подружка  Бедной юности моей,  Выпьем с горя; где же кружка?  Сердцу будет веселей.  Спой мне песню, как синица  Тихо за морем жила;  Спой мне песню, как девица  За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя.  Выпьем, добрая подружка  Бедной юности моей,  Выпьем с горя: где же кружка?  Сердцу будет веселей. Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя,  То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашумит,  То, как путник запоздалый,  К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка  И печальна и темна.  Что же ты, моя старушка,  Приумолкла у окна?  Или бури завываньем  Ты, мой друг, утомлена,  Или дремлешь под жужжаньем  Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

Вид лирики Произведение относится к пейзажной лирике,  так как в нём описывается образ разгулявшейся бури. Тема Сильная зимняя буря и уютный вечер, который лирический герой проводит вместе с дорогим ему человеком. Картина, которую мы представляем В нашем воображении рисуется сильная буря, в центре которой находится ветхий домик. В самый разгар непогоды в домике сидят два близких друг другу человека — лирический герой и старушка, которая прядёт пряжу.  Они общаются, вспоминают былые времена.

Вид лирики

Произведение относится к пейзажной лирике,

так как в нём описывается образ разгулявшейся бури.

Тема

Сильная зимняя буря и уютный вечер, который лирический герой проводит вместе с дорогим ему человеком.

Картина, которую мы представляем

В нашем воображении рисуется сильная буря, в центре которой находится ветхий домик. В самый разгар непогоды в домике сидят два близких друг другу человека — лирический герой и старушка, которая прядёт пряжу.  Они общаются, вспоминают былые времена.

Образы В стихотворении два образа: лирический герой и старушка, в которой читатель угадывает няню поэта — Арину Родионовну. В стихотворении нет подробного описания внешности, но мы всё равно видим добродушную старушку и печального лирического героя. Настроение Лирический герой в глубокой печали. Унылое настроение помогает передать и сама буря: сильные порывы снежного ветра говорят о том, что герой переживает о прошлом, а его настоящее безрадостно.

Образы

В стихотворении два образа: лирический герой и старушка, в которой читатель угадывает няню поэта —

Арину Родионовну. В стихотворении нет подробного описания внешности, но мы всё равно видим добродушную старушку и печального лирического героя.

Настроение

Лирический герой в глубокой печали. Унылое настроение помогает передать и сама буря: сильные порывы снежного ветра говорят о том, что герой переживает о прошлом, а его настоящее безрадостно.

Средства художественной выразительности В стихотворении «Зимний вечер» много приёмов, которые помогают читателю увидеть и непогоду, и сильные переживания лирического героя:

Средства художественной

выразительности

В стихотворении «Зимний вечер» много приёмов, которые помогают читателю увидеть и непогоду, и сильные переживания лирического героя:

Эпитет — это красочное определение, которое помогает сделать предмет или явление более выразительным. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными. «кровля обветшалая», «ветхая лачужка» — эпитеты помогают нам лучше представить образ старого, хрупкого домика, в котором сидят герои; «путник запоздалый» — так поэт называет бурю, которая будто стучит в окошко; «добрая подружка» — с помощью такого эпитета мы понимаем, как дорог лирическому герою его собеседник.

Эпитет — это красочное определение,

которое помогает сделать предмет или явление

более выразительным.

Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.

«кровля обветшалая», «ветхая лачужка» — эпитеты помогают нам лучше представить образ старого, хрупкого домика, в котором сидят герои;

«путник запоздалый» — так поэт называет бурю, которая будто стучит в окошко;

«добрая подружка» — с помощью такого эпитета мы понимаем, как дорог лирическому герою его собеседник.

Метафора — это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Внутри метафоры подразумевается союз (как будто, как, словно). «жужжанье веретена» — здесь буквальное сравнение, потому что когда веретено крутится, то издаёт жужжащий звук; «подружка бедной юности моей» — через эту метафору герой показывает, что старушка-няня самый близкий ему человек, который поддерживает его в самые трудные времена.

Метафора — это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Внутри метафоры подразумевается союз (как будто, как, словно).

«жужжанье веретена» — здесь буквальное сравнение, потому что когда веретено крутится, то издаёт жужжащий звук;

«подружка бедной юности моей» — через эту метафору герой показывает, что старушка-няня самый близкий ему человек, который поддерживает его в самые трудные времена.

Сравнение — это сопоставление предметов или явлений друг с другом по общим для них признакам. Сравнение нужно для того, чтобы найти в предмете или явлении новые свойства. «то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко застучит»  — с этими образами поэт сравнивает бурю, чтобы подчеркнуть её силу и беспокойство.

Сравнение — это сопоставление предметов или явлений друг с другом по общим для них признакам. Сравнение нужно для того, чтобы найти в предмете или явлении новые свойства.

«то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»,

«как путник запоздалый к нам в окошко застучит» 

с этими образами поэт сравнивает бурю, чтобы подчеркнуть её силу и беспокойство.

Идея Идея в том, что если рядом близкий человек, то его забота и любовь смогут защитить и поддержать даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Идея

Идея в том, что если рядом близкий человек, то его забота и любовь смогут защитить и поддержать даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,  К нему не зарастет народная тропа,  Вознесся выше он главою непокорной  Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире  Мой прах переживет и тленья убежит —  И славен буду я, доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,  И назовет меня всяк сущий в ней язык,  И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал,  Что в мой жестокий век восславил я Свободу  И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна,  Обиды не страшась, не требуя венца,  Хвалу и клевету приемли равнодушно  И не оспоривай глупца. 1836 г.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

1836 г.

Список стихотворений А.С. Пушкина 1.Няне 2. Зимнее утро 3. Унылая пора! Очей очарованье! 4. Уж небо осенью дышало….(отрывок из романа «Евгений Онегин») 5. Вот север тучи нагоняя….(отрывок из романа «Евгений Онегин») 6. Зимний вечер

Список стихотворений А.С. Пушкина

1.Няне

2. Зимнее утро

3. Унылая пора! Очей очарованье!

4. Уж небо осенью дышало….(отрывок из романа «Евгений Онегин»)

5. Вот север тучи нагоняя….(отрывок из романа «Евгений Онегин»)

6. Зимний вечер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!