СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисование на воде(Эбру), как новый вид арт-терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эбру используется, как терапефтический новый метод арт-терапии. Эбру относится к правополушарному рисованию. Рисованию эмоциями и чувствами.

Просмотр содержимого документа
«Рисование на воде(Эбру), как новый вид арт-терапии»

Арт-терапия – это один из психотерапевтических методов, используемых для диагностики и коррекции нервно-психических расстройств. Кроме того, это еще и способ самовыражения личности. Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».
Рисование на воде (Эбру) как новый вид арт-терапии – очень бережный и безопасный метод терапии. Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке.
«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.
Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.

Метод правополушарного рисования позволяет:
Проявить индивидуальность,
Упрощает творческий процесс,
Отключает анализ деятельности,
Избавиться от внутренних преград,
Обрести внутреннюю гармонию,
Раскрывает ваши творческие способности,
Делает более внимательным к людям и окружающему миру. 

Чем полезна Арт-терапия
Не директивный метод
Психологически-безопасная обстановка
Поддерживающая терапия.
Выражение через образы того, что невозможно выразить словами
В рисунке отражается реальная проблема ребенка
Безболезненный способ выражения чувств
Самовыражение и повышение самооценки т.к. в Эбру ребенок неумеющий рисовать с первого раза создает что-то красивое. Целителен сам процесс
Безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций
Высвобождение подавленных мыслей и эмоций
Опора на здоровый потенциал личности.

С чем работает Арт-терапия
1.Страхи
2.Тревожность

3. Межличностные отношения
4.Робость
5.Замкнутость
6.Психологическая травма
7.Гармонизация эмоциональной сферы ребенка
8.Снятие напряжения. (Хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, которые приводят к изменениям формы тела и потере естественной пластичности, результатом которой становятся соматические заболевания)
9.Повышение способности к социальной адаптации
10.Коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

В эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. 

Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Наблюдая за творчеством детей, можно оказать необходимую помощь и скорректировать поведение ребёнка.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
формированию представлений о себе, 
изучению и выражению своих чувств и эмоций;
формированию позитивного самовосприятия;
развитию коммуникативных навыков;
эмоциональному сближению членов семьи;
снятию психоэмоционального напряжения;
развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

В особой символической форме через рисунок, мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни на лист бумаги в виде рисунка можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Что может Арт-ретапия
Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.
.Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает к природе и к себе. 
Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми
Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии
Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
Для детей Эбру помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально при­емлемой форме.
Развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практи­ческих навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
Повышает адаптационные способности к школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. 
Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме
Рисуя на воде, Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. 
При этом реализовываются следующие задачи:
неосознаваемые внутренние конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их с помощью слов;
получение материала для интерпретации и диагностических заключений;
Устанавливается контакт между психологом и ребенком;
совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии (сопереживания) и взаимного принятия;
развитие чувства внутреннего контроля;
Развивается цветовосприятие и восприятие форм;
развитие концентрации внимания на ощущениях и чувствах;
развитие художественных способностей и повышение самооценки;
побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития;
развитие познавательных и созидательных навыков.
акцентирование внимания на ощущениях и чувствах.

Научно-исследовательский проект




























"Загадка эбру или почему краски не тонут"

Я очень люблю удивляться, поэтому  часто провожу опыты и  экспериментирую.  А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Правильно, получится цветная вода. Оказывается, не всегда так бывает.
Краски могут плавать по поверхности воды и, растекаясь, создавать фантастически красивые рисунки. Изображения на воде называются эбру, в переводе с древнего языка - «облака». Знаете ли вы, почему краски не тонут, а красиво растекаются? Узнать это и рассказать всем стало моей целью. Возможно, причина в особых свойствах красок.

Цель исследования: узнать, какие краски и жидкость можно использовать  для получения эффекта растекания их по поверхности жидкости, как в эбру.

Объект исследования: взаимодействие красок и жидкостей.

Гипотеза проекта: Возможно, причина растекания красок по поверхности жидкости в их особых свойствах.

Предмет исследования: причина растекания красок по поверхности жидкости.
 
Новизна проекта: разработка рекомендаций по использованию разных красок и жидкостей для получения эффекта «эбру».

Задачи проекта:
Выяснить, какие материалы используют для рисования специалисты по эбру;
Изучить способность разных красок держаться на поверхности воды;
Узнать, как жидкость может  удерживать краски на поверхности;
Определить, какие свойства красок и жидкостей  помогают создавать рисунки на воде;
Найти оптимальное сочетание жидкостей и красок для получения эффекта эбру.

Методы проекта: 
Просмотр видеороликов по рисованию на воде;
Эксперименты с красками и жидкостью;

Краски для эбру особенные – жидкие  из бычьей желчи и цветного порошка. Их разбрызгивают кисточкой по поверхности воды. Капли краски на воде растут, превращаясь в большие круги. Палочкой мы двигали эти круги, создавая изображение, которое потом отпечатывали на бумагу.
Получалось очень красиво! Так значит, краски не тонут, потому что они жидкие?
Проведём эксперимент: посмотрим, как взаимодействует жидко разведённая  «гуашь» с водой: разбрызгаем её по поверхности воды. Большая часть краски утонула, а отпечаток получился бледный.
 То же самое произошло и с акварельными красками, акриловыми, а жидкая тушь, вообще не стала держаться на воде.
Наверное, причина эффекта эбру в особых свойствах воды,
ведь туда добавляют порошок из растения гевеи, чтобы она стала густой.
Молоко – тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке? Опыт показал, что оно тоже плохо удерживает краски.
Мама покупала мне густое желе из желатина. А что, если желатин использовать для загущения воды?
Попробовала. Желатин сделал воду слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок эбру не получился.
Нам в детском саду в обед дают густой напиток - кисель. Его делают из крахмала. Значит, можно сделать из этого вещества густую воду для рисования.
Благодаря крахмальной воде, краски стали более послушными. Они не тонули и красиво растекались, как настоящие эбру-краски. Я рисовала  разведёнными с водой гуашью,
акриловыми, масляными  красками, тушью. И всегда краски плавали на поверхности жидкости и растекались.
Самый красивый эффект получился акварельными красками.
Теперь я знаю, секрет эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода – густой, чтобы удерживать краски на поверхности.











СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЭБРУ

Со стороны, кажется, что рисунок на воде создать очень легко, но это не так. Для того, чтобы удержать краски в «подвижной» среде, необходимо в определенной последовательности залить краски разной плотности. Таким образом, они создают пленку на воде, на которую и будут наносить рисунок. Создать простейшие извилистые линии очень сложно, это требует колоссального терпения. Мастер своего дела может изобразить любой орнамент и создать футуристическую картину. После того, как фрагмент завершен, рисунок переносится на ткань или дерево.

Подготовительный этап рисования на воде

Как и для любого творческого процесса, прежде всего, нужно приобрести материалы. В древние времена требовалась даже специальная вода, содержащая сок растения Астралагус. Он позволял жидкости быть вязкой. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель, также как и краски.

Шило и гребень – важные части инструментов. Первое должно быть разных форм  для более тонких и толстых контурных линий. Последнее служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения.

Для первого раза стоит приобрести набор для рисования эбру. В любом специализированном магазине есть возможность заказать.

Виды Эбру

Искусство эбру появилось давно, следовательно, и возможных вариаций также немало. Вот некоторые из них:

  1. Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

  2. Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

  3. Осветленное Эбру – заготовка для надписей.

  4. Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

  5. Цветочный Эбру – изображение цветов.

Это лишь малая часть этого искусства, но, тем не менее, значимая и характерная для мастеров Индии, Турции и Туркменистана.

Этапы рисования
  1. Прежде всего, готовим материалы  для будущей картины. Берем емкость размером с лист А4 и заливаем заранее подготовленную жидкость. Для начинающих в самый раз.

  2. Фон создается также художником. Обычно берется несколько цветов для большего контраста. При помощи кисточки в произвольном порядке краска попадает на воду и расходится. Далее можно нанести узор при помощи шила или гребня. Некоторые художники заканчивают на этом этапе, создавая фон для будущих работ.

  3. Основной рисунок. На этом этапе наносится главный узор – человеческие фигуры, животные, птицы, предметы обихода и многое другое. Интересно выглядят работы с изображением домов и архитектуры. Дома приобретаю необычные черты футуристических картин будущего. Для новичка полезно начать знакомство с данной техникой рисованием простых фигур и цветов.

  4. Перенос рисунка. Важный и ответственный процесс. Важно не только сделать это аккуратно, но и выбрать подходящую бумагу. Она должна быть плотная с фактурой. Не смотря на внешнюю красоту глянцевого листа, он не подойдет, так как рисунок не впитается. Как только вы нанесли рисунок, положите лист сверху и немного поддержите, чтобы краска (не вода!) впиталась, после чего снимите готовую работу. Это следует делать достаточно быстро.

Предметы, выполненные в стиле Эбру, отлично подойдут к интерьеру восточного дома или как подарок на праздник. Охарактеризуем особенности выборки для исследования.

Из моего диплома.

В эксперименте приняли участие 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 6 лет – воспитанники старшей группы МБДОУ № 2 комбинированного вида г. Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области.

При определении группы мы опирались на ранее проведенное изучение детей старшей группы детского сада. В группу вошли дети, для которых характерны такие достаточно типичные психологические проблемы детей дошкольного возраста: застенчивость, неуверенность в себе, чувство страха перед взрослыми и детьми и сложные межличностные отношения со сверстниками. Данные проблемы относятся к тем, которые можно решать с помощью сказкотерапии.

Охарактеризуем особенности каждого из детей группы.

1. Саша Р. - конфликтен с детьми и взрослыми, не может организовать себя в игровой деятельности. Всегда старается быть лидером, если не получается - проявляет агрессию. Переживания других детей вызывает у него радость, смех.

2.Вова З.- импульсивен, очень бурно переживает, если что-то не получается. Не умеет организовать себя во время образовательной деятельности.

3. Юра А. – подражает другим детям, не имеет собственного мнения. Бурно переживает, если что-то не получается.

4. Никита Ш. – тихий, малоактивный, всего боится, играет в одиночестве. Не идёт на контакт со сверстниками и взрослыми.

5. Назар П. – очень обидчивый, с повышенной раздражительностью, легко возбудимый. Бывает злопамятлив. На замечания взрослых реагирует агрессивно, если что-то не получается - вымещает это на других детей. Отсутствует самоконтроль. Играет в одиночестве.

6. Богдан Ш. – очень тревожен, не уверен в себе. Когда взрослый обращается к нему с вопросом, краснеет, долго не может сосредоточиться. Ребенка постоянно нужно контролировать, направлять. Со сверстниками не общается, замыкается в себе.

7. Настя Л. – раздражительная, плаксивая девочка. Долго не может успокоиться, если обидится. Легко ранимая: её настроение может определить сиюминутный поступок, неосторожно сказанное слово. Состояние может улучшиться и перейти в состояние «неадекватной радости», а может, наоборот.

8. Кристина П. – гиперактивная девочка с нарушеной координацией движений, моторики. Не может контролировать свои эмоции, но не обидчива. Произвольное внимание крайне неустойчиво, не может долго сосредоточиться на выполнении каких-то заданий. Требует частого переключения с одного вида деятельности на другой. Предпочитает играть с одним ребёнком.

9. Марина Т. - не может контролировать свои эмоции, часто проявляет несдержанность, перебивает взрослых, детей, чтобы сказать первой. В общении со сверстниками стремится занять лидирующие позиции. Пытается командовать, устанавливать свои порядки. При неподчинении идет на конфликт.

10. Тая К. – замкнутая, малоактивная, плохо контактирует с другими детьми. Часто бывает рассеяна, заторможена. Играет одна. По словам мамы, дома ведет себя более раскрепощено.

Эти дети составили экспериментальную группу нашего исследования.



Исследование уровня развития творческого мышления детей старшей группы


С целью оценки первоначального уровня развития творческого мышления у детей старшей группы было проведено исследование с использованием указанных в п. 2.1. диагностических методик.

В таблице 1 представлены результаты исследование уровня развития творческого мышления детей старшей группы по методике «Солнце в комнате».

1. Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению. Ребенку показывают картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По мере перечисления ребенком деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) следует задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных. В ходе обследования оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") -4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари-совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

Результаты оценки уровня развития творческого мышления детей выделенной (экспериментальной) группы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования уровня развития творческого мышления детей экспериментальной группы в соответствии с методикой «Солнце в комнате» (констатирующий эксперимент)

Имя ребенка

Результаты

Кол-во баллов

Уровень развития мышления

1.Саша Р.

3

средний

2.Вова З.

4

средний

3.Юра А.

5

высокий

4.Никита Ш.

3

средний

5.Назар П.

2

низкий

6.Богдан Ш.

1

низкий

7.Настя Л.

1

низкий

8.Крстина П.

3

средний

9.Марина Т.

5

высокий

10.Тая К.

1

низкий

Таким образом, с высоким уровнем развития два ребёнка, что составляет 20% . Средний уровень у четырёх человек – 40 % и четыре человека показали результаты, соответствующие низкому уровню - 40%.

2. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Т. Кудрявцев)

Исследуется надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал: фигурка зайчика, чашка, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция по проведению. Перед ребенком на столе располагаются: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, палочка, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Психолог берет в руки зайчика и говорит ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько вещей (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?».

Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснования. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

1 уровень — ребенок выбирает блюдце или ведерко, а так же палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора: ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства - в новую ситуацию.

Оценка — 1 балл.

2 уровень — решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.

Оценка — 2 балла.

3 уровень — для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе ребенка к ней.

Оценка — 3 балла.

Результаты исследования уровня развития творческого мышления детей экспериментальной группы в соответствии с методикой «Как спасти зайку» представлены в таблице 2 (с. 36).

Таблица № 2. Результаты исследования уровня развития творческого мышления детей экспериментальной группы в соответствии с методикой «Как спасти зайку» (констатирующий эксперимент).

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень творческого мышления

1.Саша Р.

2

второй

2.Вова З.

1

первый

3.Юра А.

3

третий

4.Никита Ш.

1

первый

5.Назар П.

2

второй

6.Богдан Ш.

1

первый

7.Настя Л.

2

второй

8.Крстина П.

3

третий

9.Марина Т.

3

третий

10.Тая К.

1

первый


По результатам исследование уровня развития творческого мышления видно, что первый уровень развития (ребенок не выходит за рамки простого выбора) у 4 детей (40%). На втором уровне развития (ребенок решает проблемы на уровень символизма) находятся трое детей (30%). Третий уровень (ребенок самостоятельно преобразовывает материал) характерен для трех человек (30%).

Данные результаты были использованы для сравнительного анализа по итогам формирующего эксперимента.


Оценка эффективности влияния проекта по сказкотерапии на развитие творческого мышления детей старшей группы По завершении занятий, предусмотренных проектом, нами была проведена итоговая диагностика уровня развития творческого мышления детей экспериментальной группы.

Оценка уровня развития проводилась по тем же диагностическим методикам, что и в констатирующем эксперименте.

1. Методика «Солнце в комнате»

Результаты исследования уровня развития творческого мышления детей в соответствии с методикой «Солнце в комнате» (констатирующий и формирующий эксперименты) представлены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительные результаты исследования уровня развития творческого мышления детей старшей группы в соответствии с методикой «Солнце в комнате»

Имя ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития мышления

Конст.

экспер.

Формир. экспер.

Конст.

экспер.

Формир. экспер.

1.Саша Р.

3

5

средний

высокий

2.Вова З.

4

5

средний

высокий

3.Юра А.

5

5

высокий

высокий

4.Никита Ш.

3

3

средний

средний

5.Назар П.

2

3

низкий

средний

6.Богдан Ш.

1

3

низкий

средний

7.Настя Л.

1

3

низкий

средний

8.Крстина П.

3

4

средний

средний

9.Марина Т.

5

5

высокий

высокий

10.Тая К.

1

2

низкий

низкий


Мы сравнили эти результаты с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Результаты оценки уровня развития творческого мышления (умение преобразовывать «нереальное» в «реальное») до и после реализации проекта приведенные в баллах и процентном соотношении в таблице 4.

Таблица 4. Сравнительные результаты выполнения задания по методике «Солнце в комнате» (констатирующий и формирующий эксперименты)

Варианты ответов

Кол-во детей

Процентное соотношение

Констатир.

эксперим.

Формир. эксперим.

Констатир.

эксперим.

Формир. эксперим.

Отсутствие ответа

2

0

20%

0%

Формальное устранение несоответствия

3

1

30%

10 %

Содержательное устранение несоответствия

4

5

40 %

50 %

Конструктивный ответ

1

4

10 %

40%

Таблица 4 показывает, что увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем творческого развития. Из результатов видно, что в количество детей с высоким уровнем увеличилось с 20% до 40%, средний показатель возрос с 40% до 50%. Процент детей с низким показателем значительно понизился с 40% до 10%.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов по методике «Солнце в комнате» наглядно представлен на рисунке 1 (с. 40).


Рисунок 1. Результаты исследования творческого мышления детей по методике «Солнце в комнате».

Как видно из гистограммы, значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем развития творческого мышления, а число детей с высоким уровнем - увеличилось. Большинство детей оказалось на среднем уровне.

2. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Т. Кудрявцев)

Результаты исследования творческого мышления детей по данной методике до и после реализации проекта представлены в таблице 5.

Таблица № 4. Сравнительные результаты исследования уровня развития творческого мышления детей старшей группы в соответствии с методикой «Как спасти зайку»

Имя ребенка

Кол-во баллов

Уровень развития мышления

Конст.

экспер.

Формир. экспер.

Конст.

экспер.

Формир. экспер.

1.Саша Р.

2

3

второй

третий

2.Вова З.

1

2

первый

второй

3.Юра А.

3

3

третий

третий

4.Никита Ш.

1

2

первый

второй

5.Назар П.

2

3

второй

третий

6.Богдан Ш.

1

2

первый

второй

7.Настя Л.

2

3

второй

третий

8.Крстина П.

3

3

третий

третий

9.Марина Т.

3

3

третий

третий

10.Тая К.

1

2

первый

второй



Сравнительные результаты исследования в процентном соотношении по методике «Как спасти зайку» представлены в таблице 5.

Таблица№5. Сравнительные результаты выполнения задания по методике «Как спасти зайку» (констатирующий и формирующий эксперименты)

Варианты ответов

Кол-во детей

Процентное соотношение

Констатир.

эксперим.

Формир. эксперим.

Констатир.

эксперим.

Формир. эксперим.

Ребенок не выходит за рамки простого выбора

4

0

40%

0%

Ребенок решает проблемы на уровень символизма

3

1

30%

40 %

Ребенок самостоятельно преобразовывает материал

3

5

30 %

60 %


Таким образом, по результатам диагностики уровня развития творческого мышления по данной методике можно констатировать, что уровень развития творческого мышления у детей в результате работы со сказкой увеличился: 60% (рост с 30% до 60%)детей научились самостоятельно преобразовывать предметы, что соответствует высокому уровню. Количество детей, решающих проблему на уровень символизма также возросло.

Наглядно результаты представлены на гистограмме (рисунок 2, с.42).

Рисунок 2. Результаты диагностики развития творческого мышления у детей экспериментальной группы по методике «Как спасти зайку» После участия в проекте у детей отмечается снижение уровня тревожности у детей, постепенно формируется адекватная самооценка. Дети, участвуя в процессе изложения сказки, выполняли задания, в которых раскрывали свои умения. Они учились слушать и понимать друг друга. Особенно это наблюдалось к середине цикла. Ребята активно проигрывали ситуации, где выражали смелость, твердость и сообразительность. Никита стал более уверен в себе, начал ассоциировать себя со сказочными героями. «А я однажды от мамы убежал как Колобок от деда и бабы»,- говорит Никитита. Саша Р. Стал более дружелюбен к детям и хорошо запомнил пословицу из сказки. «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Не проходит не одного дня, чтобы мы вместе с детьми не обратились к сказке. Тая , замкнутая девочка предупреждает серьёзно соседей по столу, что если они будут разговаривать во время еды, то подавятся, как подавился Петушок бобовым зёрнышком. Она стала проявлять заботу о других детях и уже более охотно идёт в детский сад. Таким образом, приобретая уверенность в собственных силах. Следует заметить, что детям необходимо обращаться в сказку, проживать её. Потому как здесь они эмоционально разряжаются, сбрасывают зажимы, «отыгрывают» спрятанные в подсознании страх, беспокойство. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Работа над проектом значительно расширяет его мировосприятие и способы, взаимодействия с миром и другими людьми, развивает его творческие способности.

Нужно переделывать т.к. это творческое мышление, а нам нужно художественное творчество.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!