СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по предмету "Рисунок" для 1 класса ИЗО (по программе "Живопись")

Просмотр содержимого документа
«Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования»










ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА




Предмет: «Рисунок»

ОП: Изобразительное искусство

Тема: «Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропор­ции», «силуэт». Способы визирования»














План урока:

I. Организационный момент.

  • Подготовка рабочего места.

  • Приветствие.

  • Психологический настрой.

II. Актуализация знаний учащихся.

  • Беседа по вопросам и обобщение ответов.

III. Объяснение нового материала.

  • Объяснение понятий «пропорции», «силуэт».

  • Знакомство с способом визирования карандашом.

  • Просмотр мультимедийных материалов.

IV. Практическая работа.

  • силуэтные зарисовки предметов простой формы.

V. Подведение итогов урока.

VI. Уборка рабочих мест.

















Тема урока: Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: дать понятие пропорции и силуэт предметов, научить ви­зировать при помощи карандаша.

Задачи обучения:

1). Познакомить учащихся с понятием «пропорция» «силуэт», «визиро­вание».

2). Закрепить знания о композиции в рисунке.

3). Познакомить учащихся со способами визирования.

4). Научить выполнять силуэтные зарисовки предметов простой формы.

5). Научить применять имеющиеся знания на практике.

Задачи воспитания:

1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям.

2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение заме­чать особенности различных предметов.

3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

Задачи развития:

1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач.

2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.

3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, практическая работа учащихся.

Материалы: схемы и плакаты по теме, бумага Ф А4, карандаш, ластик.

Форма урока: групповая.

Для проведения открытого урока проведена подготовитель­ная ра­бота:

  • Изготовлен плакат «Способы визирование карандашом».


Ход урока:

I. Организационный момент.

  • Подготовка рабочего места.

  • Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.

  • Сообщение темы урока и его цели.

II. Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам и обобщение ответов.

  • Правила поведения на занятиях.

  • Дать ответы на вопросы «Что такое композиция в рисунке», «ка­кие геометрические тела вы знаете?».

  • На какие моменты следует обратить внимание для удачного раз­мещения рисунка на листе? (необходимо мысленно уравновесить массу изображаемой натуры с форматом листа; определить геометрический центр формата листа – для этого соединить по диагонали противопо­ложные углы листа или разделить его пополам по горизонтали и верти­кали. Геометрический центр является ориентиром для размещения ри­сунка на листе; рисунок располагаем на листе так, чтобы внизу остава­лось больше места, чем вверху. Однако при рисовании предметов, стоящих на горизонтальной плоскости стола или пола для придания им большей тяжести и весомости, рисунок целесообразнее сместить не­много вниз; при рисовании группы предметов, например натюрморта, необходимо найти его композиционный центр – тот предмет, часть предмета или группу предметов, которые первыми бросаются в глаза. В натюрморте всегда один из предметов является главным, а остальные – второстепенными; не обязательно добиваться совпадения геометри­ческого и композиционного центров.

III. Объяснение нового материала.

Пропорциями (от лат. proportio – соотношение, соразмерность) называ­ются соотношения величин частей художественного произведения между со­бой, а также соотношение каждой отдельной части с произведением в целом.

Слово «пропорция» ввел в употребление еще в I в. до н.э. древнерим­ский оратор Цицерон, который перевел на латинский язык платоновский термин «аналогия», означающий буквально «соотношение».

Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования, а умение применять его во многом определяет успешность дела. Например, чтобы нарисовать натюрморт, состоящий из нескольких предметов быта, не­обходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: вы­соте, ширине, объему, массе.

Установив пропорциональные соотношения между предметами, необхо­димо перейти к выявлению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Таким образом, устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выявляем их пропорцио­нальные характеристики. Отсюда можно сделать вывод, что в основе созда­ния пропорций лежит метод сравнения.

Грамотный рисунок — это, прежде всего изображение пропорций пред­мета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натураль­ную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до на­туры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.

Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться со­отношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и вы­бранного масштаба изображения.

Силуэт (фр. Silhouette, по имени фр. Министра де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля):

1) очертание, абрис предмета;

2) одноцветное плоскостное изображение любого объекта (темного на светлом фоне, светлого на темном).

Силуэт - плоскостное однотонное изображение

При изображении в ваших силуэтных или линейных рисунках особое внимание следует уделить пропорциям. В силуэтном рисунке не может быть случайностей, он лаконичный, выразительный. С его помощью можно делать реалистические и декоративные изображения.

В практике рисования точность определения пропорций способствует вы­разительности рисунка.    

В изобразительной деятельности существует из­вестный метод опреде­ления пропорции, называемый методом визирования., на­пример, карандаша. В этом случае каран­даш держат в пальцах Метод визирова­ния основан на пропорциональном делении отрезков прямых, нахо­дящихся в пространстве. Заключается в использовании предмета-посредника для определения относительных размеров объекта на горизон­тально вытянутой руке между глазом и на­турой. Карандаш может накло­няться вправо или влево, в зависимости от по­ложения измеряемого объекта, но он обязательно должен быть строго пер­пендикулярен главному лучу зре­ния. Перемещая карандаш вдоль осей и ли­ний формы, отмечают на нем (прищурив один глаз) искомые величины ног­тем большого пальца.

Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм ос­нована система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.

Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел. Гипсовые геометрические тела обладают ясной конст­рукцией, и на их примере легче усваивать законы перспективного построе­ния.

Рисование куба. Поставим куб ниже линии горизонта и в угловом поло­жении относительно картинной плоскости. Причем одна боковая грань будет нам видна больше, а другая — меньше.

Рассмотрим куб и определим его размеры и основные пропорции. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисо­вать с ближайшего плана, т.е. с ближайшего вертикального ребра. Высота ребра будет являться масштабом для нахождения всех других размеров.

От верхнего и нижнего концов вертикального ребра проводим направле­ние верхних и нижних ребер боковых граней, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре.

Учитывая, что куб расположен ниже линии горизонта, угол наклона нижних горизонтальных ребер будет больше, чем верхних, причем у большей видимой вертикальной грани угол наклона уходящих вглубь ребер будет меньше, а у меньшей грани — больше.

Затем намечаем видимую величину вертикальных граней. Для этого проводим два крайних вертикальных ребра в соответствии с пропорциональ­ными отношениями размеров граней. Следующим этапом будет построение верхнего и нижнего оснований куба, причем ширина верхнего основания бу­дет уже, а нижнего – шире. Линии видимого и невидимого контура отлича­ются по толщине. Ближайший план следует акцентировать нажимом на ка­рандаш.

Рисование шара. Проводим две взаимно перпендикулярные осевые ли­нии. На них намечаем величину диаметра окружности шара. Строим окруж­ность.

Рисование цилиндра. Расположим цилиндр вертикально и также ниже линии горизонта. Определим размеры и основные пропорции цилиндра (вы­соту и ширину).

Проводим вертикальную осевую линию и на ней намечаем высоту ци­линдра, диаметры верхнего и нижнего оснований. Прорисовываем овалы верхнего и нижнего оснований с учетом перспективного сокращения. Соеди­няем овалы вертикальными линиями.

IV. Практическая работа.

А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к силуэт­ному рисованию предметов простой формы. У нас это ваза, кружка, каст­рюля, ведро.

Что нужно сделать в начале? (определить пропорции).

Какой метод нам в этом поможет? (способ визирования карандашом).

Задание: на листе выполнить силуэтные зарисовки предложенных пред­метов простой формы. Выполнить заливку силуэтов предметов черной аква­релью или тушью.

V. Подведение итогов урока.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставля­ются на мольберты). Похожи наши силуэтные изображения на натуру?

Оценивание работ учащихся.

VI. Уборка рабочих мест.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2010.

2. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. ис­кусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секре­тов/ авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2010

4. Шембель А. Ф. Основы рисунка. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1994.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!