СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисунок танца. Гомофонические и полифонические приемы сочинения рисунка танца

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рисунок танца. Гомофонические и полифонические приемы сочинения рисунка танца»

Рисунок танца

Ёще во времена Пифагора начались исследования воздействия на человека различных построений и перестроений. Различались спокойно-статистический характер горизонтального построения, возвышенный – вертикального построения, возбуждающе- динамический – диагонального построения. Уже в то время задумывались над соотношением переднего, заднего и крайнего планов, необходимых для создания глубины пространства. Балетмейстер, кроме знания законов драматургии вообще, должен иметь четкое представление о специфике выразительных средств, возможностях хореографического жанра. Одним из выразительных средств является рисунок танца, который также является составной частью композиции танца. Он должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, выражать определенную мысль, передавать эмоциональное состояние героев, которое проявляется в его движениях.

Рисунок танца – это расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке. Он организует их движения, систематизирует их. Своим орнаментальным узором оказывает на зрителей определенное психологическое воздействие. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебёдушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм

– словом, все выразительные средства. В хороводе «Березка» балетмейстер Н.Надеждина, использую в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. А также, рисунок массового танца в хореографическом произведении всегда несет в себе

определенную образную информацию. Например, спор, конфликт между противостоящими друг другу силами изображается в линиях. Две группы танцующих поочередно, то наступают друг на друга, то отступают, выясняя свои отношения. Отношения, которые в данный момент взаимодействия актуальны как для всех исполнителей означенного рисунка, так и для каждого отдельного исполнителя. В этой связи балетмейстер должен знать, понимать, чувствовать, что рисунок массового танца – это не формальное перемещение исполнителей в организованном фиксированном построении.

Некоторые хореографы недооценивают информационную значимость рисунка сольного танца. Они считают, что образное содержание в танце создается исключительно за счет движений, поз, жестов, мимики. В массовых танцах рисунок сольного номера является своеобразной записью (партитурой) действия каждого отдельного персонажа. В сольной пляске образная содержательность во многом достигается как раз за счет рисунка. Именно рисунки, то есть перемещения, передвижения выражают тончайшие оттенки настроений плясуна, его характер. Персонаж – это всегда определенный тип со своими психофизическими особенностями, проявляющимися в физиономии, наружности, в поведении, манере исполнения, в характере мимической игры, в действиях, поступках и т.д.

Логика развития рисунка представляет связь предыдущего рисунка с последующим, а также, что каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Представьте себе, что певец, начав музыкальную фразу, резко обрывает ее, не допев до конца, и переходит следующей фразе. Это вызывает у слушателей недоумение. Так и танцевальный рисунок должен быть завершенным и логично переходить из одного в другой. Разговаривая, человек то повышает, то понижает голос, изменяя интонацию, замедляет или ускоряет речь. На письме это обозначается знаками препинания. Рисунок танца тоже рассказывает и, следовательно, тоже имеет свои знаки препинания. Их расстановка в первую очередь зависит от мысли, драматургии и музыкального материала. Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать

характер, образ музыки, ее стиль, должен находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального произведения. С началом музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза, т.е. один рисунок должен сменяться другой. Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, то рисунок – либо повторяется, либо развивается. Таким образом, для балетмейстера необходимы знания в области законов музыкальной драматургии, музыкальных жанров и форм. Он должен знать, как строится в музыке простая двухчастная, трехчастная формы, рондо, вариации, сонатное аллегро. Знать, например, что в трехчастной форме третий раздел (реприза) повторяет по тематическому материалу первый, а в рондо многократное возвращение к главной теме перемежается эпизодами различного содержания и характера. Балетмейстеру необходимо учитывать, что в сонатном аллегро (сложная трехчастная форма) первый раздел – экспозиция – выстроен на сопоставлении двух контрастных тем, которые в среднем разделе разрабатываются, развиваются, а в третьем – репризе – снова возвращаются к первоначальному виду.

Музыкальное произведение обычно строится по схеме а б, затем а1 б1(развитие), может быть а2 б2. Таким образом, рисунок танца строится по этой схеме. А также характер музыки должен соответствовать характеру рисунка номера. Например, лирический вальс требует рисунка плавного, неторопливого, а мазурка требует стремительного рисунка, с динамичным продвижением, резкими поворотами, неожиданными изменениями в направлении движения. И в то же время и вальс, и мазурка могут иметь один и тот же рисунок, различным будет только характер исполнения. На рисунок танца влияют национальные особенности быта народа, его жизненный уклад, географическое положение, одежда, обычаи и нравы. Чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, настроение героя, необходимо знать балетмейстеру характер и темперамент, присущие танцам определенного народа, что проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народу.

«Некоторое знакомство с геометрией, – говорил Ж.Ж.Новер,

– также может принести здесь немалую пользу: наука эта внесет

ясность в фигуры танцев, порядок в их комбинации, придаст четкость формам и, сокращая переходы от фигуры к фигуре, сообщит исполнению больший блеск». Рисунок танца может быть симметричным или асимметричным. Например, страдание, волнение, страх не могут иметь симметричный рисунок, все должно быть хаотичным, разбросанным, неорганизованным. Каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть им подготовленным.

Основные фигуры, которые используются в танце – круг, полукруг, линия, диагональ.

Круг. Движение танцующих людей по кругу берет свое начало в далекой древности. Он является одним из древних фигур, характерен для обрядовых игрищ. Многие исследователи доказали, что круг отражал солнце, символ жизни. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа и другие строятся на рисунке круга. И профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет, никогда без него не обходится: почти все вариации и коды включают в свою композицию круг. Из простых круговых построений складываются более сложные: плетенки, улитки, звездочки, круги по парам, двойные, с воротцами и т.д. Полукруг является фоном, в основном, на который наслаивается другое построение или сольное исполнение.

С появлением земледелия наряду с круговыми рисунками появились и линейные построения танца, что в какой-то степени связано с отражением в нем трудового процесса – полевых работ. Линии - могут быть вертикальные и горизонтальные. Горизонтальная линия, которая двигается по авансцене – сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Вертикальная линия помогает образованию различных текстов перестроения. Примером динамичного линейного рисунка, учиты¬вающего перспективу в танце, является рисунок «книжечка»: две горизонтальные линии вращаются вокруг своей оси в разных направлениях, соприкасаясь краями, из центра в это время появляются персонажи.

Диагональ на сцене воспринимается более объемно, имеет

свойство текучести. Она используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики,

– воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т. п. все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца.

Часто видим, как танцующие то стремительно «летят или плывут» к нам лицом, то поворачиваются в профиль и мы видим их сбоку, то вдруг становятся спиной. Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на танцующих. От того, насколько хореограф умеет пользоваться ракурсами, зависит богатство или скудность танцевального текста, содержательность сочиняемого танца. Произвольное изменение ракурса исполнителем влечёт за собой искажение текста, смысла и логики танцевальной композиции. Важно, чтобы рисунок не отвлекал зрителя своей оригинальностью, а всей своей выразительностью способствовал пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла хореографа.

По своему строению рисунки бывают простые и сложные. Простой - одноплановый, сложный рисунок – многоплановый, используется принцип контраста – смена ритма, темпа, характера музыкального произведения, смена рисунка. Статический рисунок – неподвижный рисунок. Одноплановый рисунок – все исполнители находятся на общей танцевальной площадке, на одном уровне. Многоплановый – исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях. Многоярусные построения, например, «Крепость» в кавказских танцах: на плечи одних становятся другие, и совершается движение по кругу. Симметричный рисунок – зеркальное отражение, например два круга. Асимметричные рисунки – исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого рисунка хореограф должен учитывать, что при восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или группой и при достаточно большом интервале между исполнителями общий рисунок или хореографический текст может быть не воспринят. Орнаментальные рисунки – витиеватые. Ломаные, зигзагообразные,

различные переплетения. Верхний рисунок – платки, ленты, шарфы, волосы, юбки и др. Нужно уметь управлять вниманием зрителя и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное. Хореограф должен уметь переносить внимание зрителей на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент являются главными. Например, в танцевальной картине «Хмель», балетмейстер П. Вирский построил сцену так, что в определенный момент отвлекает внимание зрителей и делает неожиданным появление девушки-хмеля.

Также, рисунок танца строится и развивается по законам драматургии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал. В экспозиции рисунок должен быть несложным, дающий возможность представить зрителю о народности, о теме номера, чтобы он понял, о чем идет речь. Какое время года, какие герои участвуют в танце. Завязка – необходима для того, чтобы завязать и развить экспозицию дальше. Рисунок усложняется, начинается какое-то действие. Может быть появление других исполнителей. Развитие действия – основная часть танцевального номера, где рисунок танца развивается все больше, много переходов и перестроений. Кульминация – наивысшая точка действия танца. Рисунок должен быть выразительным, оригинальным, неожиданным. Можно убыстрить темп смены рисунка. Развязка

– конец танца, рисунок может сходить на «нет». Иногда развязка совпадает с кульминацией, заключением танцевального номера. Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру). Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать

рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.

Гомофонические и полифонические приемы сочинения рисунка танца

Гомофония-вид многоголосья, в котором один голос (мелодия) главенствует, а все остальные голоса играют подчиненную роль (сопровождение, аккомпанемент), или мелодия исполняется двумя или более голосами(инструментами) в унисон, когда все равноправны(народная песня, музыкальная тема). По ассоциации с музыкальным развитием в хореографии этот прием выступает как способ организации танца солиста (солистов) с кордебалетом, аккомпанирование ему или им, и он бывает разных видов: «унисон- солист» (или солисты) отделен от массы, расположен в центре или ближе к зрителю, но все танцуют одну хореотему; «контраст-солист» исполняет хореомотив, а кордебалет – такие движения, которые выгодно оттенят, усиливают сольную партию (например, солист прыгает вверх, кордебалет в это время приседает); «подтанцовка», аккомпанемент-солист исполняет хореотему, а кордебалет усиливает ее образ, исполняя выборочно нужные движения; «перекличка»

- солист исполняет хореомотив, который затем в точности воспроизводит кордебалет, а у солиста пауза, проходка или другое, контрастное с первым движение; «упорный бас» - кордебалет исполняет одно движение много раз, а на его фоне солист танцует свою тему.

Гомофонический прием развития композиции используется чаще всего в народной хореографии, но также встречается в массовых танцах других жанров. Полифония – вид многоголосья, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии ряда самостоятельных мелодий. В полифоническом развитии одновременно взаимодействуют несколько хореотем. Не только в классическом и современном, но и в народно-сценическом танце использование полифонического развития лексики и рисунка способствует более яркому и глубокому раскрытию содержанию. Приведем некоторые приемы пластической полифонии:

«имитация» – пластический мотив или тема, исполненная одним (или несколькими) танцующим, воспроизводимая затем другим

(другими), причем первый продолжает исполнение своей темы.

«Отставание» второго от первого, третьего от второго происходит через два, четыре, шесть и т.д. тактов. Первый (второй, третий…) может, закончив тему, повторить ее с кем-то другим или начать новую тему. Все исполнители могут в зависимости от музыки и задания постановщика закончить или прервать тему вместе; «контрапункт» (вид полифонии): «согласный», когда проводятся две или более самостоятельных хореотем, на противоборствующих друг с другом, то есть близких по содержанию; «контрастный», когда две и более самостоятельных хореотем по содержанию резко отличаются друг от друга. Его используют, чтобы создать красочность и эмоциональную напряженность композиции; противостоять могут солисты и масса, две-три противоборствующие группы и т.д.; «повтор-перекличка» - не одновременное исполнение танцующими одного пластического мотива в разных местах сцены разными танцорами. Повтор не должен отстоять далеко: один такт, второй такт-повтор другим исполнителем; или с первого по четвертый такт, а с пятого по восьмой- повтор. В это время у первого исполнителя может быть пауза или другое, менее яркое движение; «множественность» - пластический мотив исполняется одним, затем следует точное повторение, но уже, например, тремя, потом шестью и т.д. Исполнителей охватывает одно эмоциональное состояние; «волна» - повторение, как правило, одного движения каждым исполнителем поочередно в нужном темпе.

Сделаем выводы:

1. Рисунок танца зависит от замысла, идеи номера;

2. Рисунок должен быть законченным;

3. Должен развиваться логично, один рисунок вытекает из предыдущего;

4. Должен укладываться в музыкальную фразу;

5. Смена рисунка должна быть отмечена каким-либо акцентом (поворот головы, поворот, притоп, взмах платка и т.д.)

6. Развитие рисунка должно идти от простого сложному;

7. Рисунок должен выделять солистов;

8. Симметрия рисунка не всегда обязательна;

9. Смена ракурса, положений корпуса придает танцу новое звучание;

10. В рисунке должно присутствовать разнообразие;

11. Рисунок танца строится по законам драматургии. Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные виды хореографического рисунка

2. Простой и сложный рисунок танца

3. От чего зависит логика развития рисунка танца?

4. Практическое задание: составить сложный рисунок танца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!