Ритмическая гимнастика , как одна из форм развития индивидуальности учащихся в процессе занятий физической культурой.
В современных условиях реформирования системы образования большое значение имеют вопросы гармонического развития физических и духовных качеств, индивидуальности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом контексте большая роль отводится поиску эффективных способов, форм и методов развития индивидуальности учащихся.
Современная ритмическая гимнастика - одна из эффективных форм формирования двигательной культуры учащихся.
Целью занятий ритмической гимнастикой на уроках физкультуры является:
- укрепление здоровья;
- повышение жизненного тонуса;
- повышение основной и специальной работоспособности;
- воспитание физических качеств;
- чувства ритма;
- эстетических вкусов;
- музыкальности;
- формирования правильной осанки;
- красивой походки и двигательной культуры.
При выполнении упражнений в определенном режиме приобретаются жизненно необходимые знания и умения, воспитываются физические качества, усовершенствуются координационные способности. Занятия ритмической гимнастикой вызывают эмоциональный подъем, который сопровождается, подъемом функциональных возможностей организма. В процессе занятий, в работу, постепенно включаются все группы мышц и все суставы.
Комплексное влияние на нервно-мышечный аппарат, нервно-эндокринную систему, обмен веществ и эмоциональную сферу делает ритмическую гимнастику привлекательной и эффективной в формировании двигательной культуры.
Во время выполнения, ритмических упражнений, задействуются многие мышечные группы. Движения тех, кто занимается, динамические, полны экспрессии, выполняются с большой амплитудой и плавно.
Характер движений, обусловлен индивидуальным восприятием мелодии и ритма, выразительностью, легкостью и ненавязчивостью.
Упражнения ритмической гимнастики, направлены на воспитание силы и эластичности мышц, увеличения амплитуды движений.
В комплексы включаются упражнения из ритмики, элементы классического и народного танцев, художественной гимнастики. Их выполняют под музыку, с постепенным увеличением сложности.
Количество повторений и скорость выполнения упражнений устанавливают в зависимости от цели занятия, степени подготовленности тех, кто занимается.
Во время занятий необходимо, уделять внимание, на правильное принятие исходных положений и выполнение упражнений.
Обучение необходимо начинать с простых упражнений и простых исходных положений. Постепенно осваивать сложные исходные положения, соединять освоенные движения в комбинации, изменять ритм, периодически проводить упражнения с предметами, с партнером, выполняя их в разные стороны.
Комплексы упражнений ритмической гимнастики, можно проводить в разных частях урока.
При планировании и проведении занятий ритмической гимнастики, следует придерживаться структуры занятия.
Задача подготовительной части урока, настроить учащихся физически и психологически, подготовить к выполнению последующей работы. В эту часть, включают простейшие упражнения, для голеностопных, коленных суставов.
Основная часть урока занимает 80-85% всего времени.
Она состоит из нескольких серий, которые зависят от заданий и времени отведенного для урока, а так же от подготовки детей.
В заключительной части используются элементы аутотренинга, способствующие расслаблению.
При составлении комплексов и упражнений, необходимо помнить про оптимальную нагрузку каждого упражнения, высокий темп выполнения упражнений, большую амплитуду движений, эстетику движений, а так же не забывать, что занятия проводятся поточным методом.
В занятиях, ритмической гимнастикой, очень важно придерживаться чередования нагрузок (больших и маленьких), напряжения и расслабления мышц, потому, что упражнения выполняются без пауз. Поэтому, занятия необходимо планировать «относительно» кривой пульса. Она должна постепенно расти и достигать максимума до средины или конца трети занятия, потом, до его конца, постепенно снижаться. После интенсивных упражнений обязательно включаются упражнения на восстановление дыхания.
Обучение и освоение упражнений планируется по принципу от простого к сложному.
Динамичность упражнений и амплитудный характер их выполнения способствуют улучшению кровообращения и обмену веществ, повышению функциональных возможностей нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общей работоспособности.
Эмоциональность комплексов связанных с ритмичностью, красотой и выразительностью движений, выполняемых под музыку, формирует чувство прекрасного и способствует формированию двигательной культуры у обучающихся.