СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторика как научная дисциплина в системе государственных высших учебных заведений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается роль риторики как научной дисциплины в системе государственных высших учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Риторика как научная дисциплина в системе государственных высших учебных заведений»

РИТОРИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ



Современные экономические и политические условия развития общества определили приоритет делового общения как самого массового в сфере социальной коммуникации. В связи с этим можно говорить о необходимости формирования языковой и коммуникативной компетенции специалиста, чья деятельность связана с общением. В государственных высших учебных заведениях происходит переход на новые модели обучения, внедряются новые педагогические технологии, образовательные стандарты. Совершенно очевиден современный заказ общества на подготовку эффективного, инициативного, творческого управленца, менеджера, экономиста, маркетолога, имиджмейкера, секретаря-референта, юриста. Поэтому необходимо и актуально изучение риторики как научной дисциплины в вузах, поскольку в настоящее время велика общественная потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения вследствие процессов демократизации, возникновения новых общественных формирований, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности.

Заметим, что курс «Русский язык и культура речи» является сегодня одной из ведущих дисциплин на первом этапе обучения студентов разных специальностей во многих вузах России. Ее цель – способствовать повышению уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Этот уровень в наше время недопустимо низок, поэтому теоретические исследования и практические разработки по культуре речи в высшей степени актуальны [6,3]. Однако свободное владение речью, умение общаться становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности. Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. «Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий», - говорил М.Сперанский в «Правилах высокого красноречия» [2,195]. Поэтому риторика как наука и искусство красноречия, опирается на высокий уровень владения языком и культурой речи. Языковая культура, обогащенная риторическим опытом, современными теориями паралингвистики, дискурса, логики, подкрепленная артистизмом, призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно совершенной личности, что решает такую проблему, как повышение качества подготовки специалистов в негосударственных образовательных учреждениях.

Риторику можно назвать наукой об условиях и формах эффективной коммуникации. Данная точка зрения нашла свое отражение во многих работах по риторике. Например, издание «Русский язык. Энциклопедия» определяет риторику следующим образом: «Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – 1) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи. 2) Общее название трактата, учебной книги, руководства и т. п., содержащих теорию красноречия» [2, 196].

В этом определении обратим внимание на следующие слова: «способы построения выразительности речи во всех областях речевой деятельности». Они указывают на то, что предметом современной риторики является не только ораторская речь, но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, совещания, дискуссии, телефонные разговоры, интервью и др.

Многие ученые подчеркивают, что главная задача риторики – оказывать убеждающее воздействие на слушателей. Так, А.А. Ивин пишет: «Риторика расследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью в первую очередь речевого воздействия». «Прямой предмет риторики именно убеждающая речь», - говорит Г.Г.Хазагеров [2, 197].

Таким образом, современная риторика – это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения. Это говорит о том, что общая практика овладения профессиональным ораторским мастерством становится сегодня неотъемлемым элементом подготовки специалистов практически любого профиля. В первую очередь это относится к представителям различных социальных профессий: дипломатии, юриспруденции, психологии, педагогики, журналистики, медицины, торговли. При подготовке этих специалистов курс риторики должен стать обязательным.

Наше время – время деловых, предприимчивых, активных людей. Коммерсант должен быть мастером делового общения; профессор университета – доносить сложнейшие научные истины до понимания не искушенных в науке студентов. Если субъект сформировал в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях общения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми средствами, - он достигнет успеха, уважения, а возможно, известности [4, 5 ].

В качестве центральных задач курса риторики выдвигаются следующие:

  • раскрытие места риторики как интегральной дисциплины в системе социогуманитарного знания, общественной значимости ораторской деятельности и ответственности оратора за свое речевое поведение;

  • вооружение студентов рациональной и эффективной технологией подготовки и результативной техникой произнесения публичных выступлений;

  • теоретическое и практическое ознакомление преимущественно с теми видами, функциональными группами и жанрами красноречия, которые наиболее полно соответствуют профессиональным и личностным запросам обучаемых [5, 7].

Социально значимой целью, к достижению которой должно стремиться риторическое образование в негосударственных вузах, является формирование коммуникативно развитой личности, осознанно и гибко владеющей искусством убеждения, способной к интересным публичным выступлениям различных видов и жанров.

Не менее актуальным в современном обществе является нравственный аспект риторики как научной дисциплины. Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных речевых актов. Одной из главных причин появления таких актов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру.

Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге, вежливости [1, 31]. Цель красноречия – истина об обсуждаемом предмете речи, именно такая риторика дает подлинное благо обществу и потому является настоящим искусством. О нравственных человеческих качествах, необходимых оратору, говорил еще древнегреческий философ Аристотель. Среди таковых он называл мудрость, высокую образованность, общественную активность, мастерство речи, безупречную честность. Основное содержание ценностных ориентаций личности студентов негосударственных вузов (равно как и государственных) должно заключаться в руководстве морально- нравственными принципами, в установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия.

Главная особенность риторики как научной дисциплины состоит в том, что она имеет социальные задачи: воспитание ритора как достойного члена общества, компетентного, с осознанной позицией, пропагандирующего высоконравственные общественные нормы поведения и приемы организации речевых отношений.

Таким образом, обсуждая проблемы и перспективы подготовки специалистов в негосударственных образовательных учреждениях, сделаем следующие выводы:

  1. изучение риторики как научной дисциплины в негосударственных вузах необходимо, так как в стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, а это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

  2. современная теория и практика риторического учения формирует речевые умения обосновывать выдвигаемое положение, публично выступать по тому или иному вопросу, отстаивать свою точку зрения, оказывать убеждающее воздействие на других людей.

  3. риторика повышает речевую культуру обучаемых, их языковую компетентность.

  4. риторика как наука воспитывает личность, утверждающую высоконравственные нормы этики и морали.




Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2002. 512 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 544 с.

3. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. М.: 2000.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.: ACADEMIA, 2003. 272 с.

5. Риторика или Ораторское искусство / Автор-составитель И.Н.Кузнецов. М.: ЮНИТИ, 2004. 431 с.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. СПб. – М.: САГА – ФОРУМ, 2004. 368 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!