СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторика. ТЕКСТ. Как строятся сравнительные тексты

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторика

ТЕКСТ

Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

 Как строятся сравнительные тексты

Цель:

Знакомим:

· с понятием «сравнение» и правилами сравнения;

· с двумя вариантами построения сравнительного текста.

Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;

· определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Риторика. ТЕКСТ. Как строятся сравнительные тексты»

Риторика

ТЕКСТ

Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

Как строятся сравнительные тексты

Цель:

Знакомим:

· с понятием «сравнение» и правилами сравнения;

· с двумя вариантами построения сравнительного текста.

Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;

· определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.





3 3 3

Беседа.

– Вот теперь мы знаем, что такое сравнение, знаем основные правила сравнения, с помощью каких слов, выражений можно передать сходство и различие между сравниваемыми предметами. А значит, мы можем перейти к составлению текстов, в основе которых лежит сравнение.

– Как же строится сравнительный текст? Как и во многих текстах, в

нём могут быть вступление, заключение и основная часть. Эта основная часть может быть построена по-разному. Обратимся к учебнику на с. 111.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифициров. по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике. 3 4 2 3

Мы уже сравнивали с вами два плода, апельсин и мандарин, по одинаковым признакам. Назовём эти плоды А и Б.

При одновременном сравнении мы скажем:

У апельсина и мандарина (А и Б) одинаковый цвет. Форма апельсина (А) и мандарина (Б) – одинаковая, оба фрукта круглые. Но размер апельсина (А) и мандарина (Б) – различный, апельсин (А) больше, чем мандарин (Б).

Вот так у нас получилось параллельное сравнение.

– А теперь обратимся к другой схеме.

Сравним те же предметы, но описывать их будем по очереди. При этом мы вначале всё скажем об апельсине (А), например: апельсин оранжевого цвета, круглый, размером примерно с теннисный мяч.

Потом мы скажем о мандарине (Б) – он тоже оранжевого цвета, круглый, но размер его сопоставим с мячиком для настольного тенниса, мандарин (Б) меньше, чем апельсин (А).

Итак, у нас получилось последовательное сравнение.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений. Применение знаний.

1 3 2

Работа в учебнике.

Задание 116.

Вопросы для анализа текстов:

– Что самое главное сказано о Рукодельнице и Ленивице? (У них разные характеры: Рукодельница трудолюбива, без дела не сидела; Ленивица – лежебока, лентяйка, умела только мух считать.)

– По какой схеме построен этот текст? (По схеме последовательного сравнения).

– Что самое главное сказано о двух братьях? (Богатый был золотых

дел мастер (ювелир), а бедный кормился тем, что мётлы вязал. Богатый был злой, не помогал людям, обманывал их. Бедный же был честный, добрый, делился последним с попавшим в беду человеком.)

– О каких чертах характера богатого и бедного говорится в тексте?

(Богатый был злой, обманщик, эгоист. Бедный – честный, добросердечный.)

– По какой схеме построен текст о двух братьях? (По схеме параллельного сравнения.)

Задание 117.

Вопросы для анализа:

– Сколько в тексте («Уж и гадюка») частей?

– Найдите начало (первое предложение), основную часть (следующие четыре предложения) и концовку (последнее предложение).

– О чём говорится в начальной части текста? (В ней формулируются

тема текста и его основная мысль: так как ужа принимают за гадюку, их нужно различать.)

– Что представляет собой основная часть? (Развитие основной мысли: в ней одновременно – по схеме параллельного сравнения – сопоставляются уж и гадюка.)

– По каким признакам? (По окраске головы, спины; размеру и особенностям зубов.)

– Какие слова помогли автору подчеркнуть различия между ужом и гадюкой? (Слова «а» и «же».)

– О чём говорится в концовке? (В конце делается вывод, вытекающий из основной части: так как гадюка имеет ядовитые зубы и может укусить, автор советует нам остерегаться её.)

– Кому бы вы могли рассказать об этих похожих животных? (Об уже и гадюке я бы рассказал тому, кто их не различает и всякого безобидного ужа принимает за ядовитую гадюку. Я бы рассказал о том, как различать этих животных, чтобы тот, кто боится змей, перестал бояться ужей.)

– Как можно иначе озаглавить рассказ? («Чем отличаются уж и гадюка?»; «Не принимай ужа за гадюку!» и т.д.)

Задание 118.

Текст «Синицы» построен по схеме последовательного сравнения: сперва описывается большая синица, затем в сопоставлении с первым описанием говорится о синице‑лазоревке.

В тексте абзацем выделено вступление («Синицы бывают разные... и

называются по‑разному»). Затем последовательно описываются большая синица и синица‑лазоревка (основная часть), и заключается текст концовкой («Вот какие они разноцветные и красивые!»).

Варианты пересказа.

В основу одного варианта пересказа можно положить последовательное сравнение двух птиц (как показано в исходном тексте), в основе другого – параллельное сравнение. Учитель обратит внимание детей на то, что один и тот же по теме текст (в основе которого лежит сравнение) может быть построен по‑разному.



Второй вариант пересказа основной части:

Если у большой синицы головка чёрная, то у лазоревки она голубая; у большой синицы грудка ярко‑жёлтая, с чёрной полоской, у лазоревки же она с желтизной (то есть с оттенком жёлтого цвета). В отличие от большой синицы, у лазоревки спинка не чисто зелёного цвета, а зеленовато-коричневая.


Задание 119.

Третьеклассники пишут возможное продолжение сказки о двух лягушках, а затем учитель знакомит учеников с авторским вариантом продолжения сказочной истории.

Один из вариантов продолжения сказки учеником:

...ползёт им навстречу большой и страшный уж. Испугались лягушки. Слышали они от лесных и водяных соседей, что ужи питаются лягушками. Городская, интеллигентная и доверчивая заговорила с ужом, очень просила не кушать её. Но не дослушал её голодный уж – проглотил.

А настоящая лесная лягушка увидела, что по соседней дорожке идёт дикий кабан, слюну глотает в предвкушении вкусного обеда. Собрала тогда настоящая лягушка всю храбрость в лапки, запрыгнула на пенёк и ну петь, танцевать, ужа отвлекая. Разомлел уж, решил посмотреть, чем «концерт» закончится, да и прозевал своего врага. Проглотил его кабан, а лесную лягушку поблагодарил, пообещал быть её защитником и покровителем.



Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.

– Откройте с. 101. Прочитайте текст.

– Приведите примеры, когда вы сравнивали:

· известное с известным (ель и сосна в задании 115; фрукты в задании 107);

· похожее с ему подобным (бабочки в задании 113; синицы в задании 118; лапки гуся и курицы в задании 110);

· непохожее с похожим (Ленивица и Рукодельница, два брата в задании 116).

– Восточная мудрость гласит, что сравнение помогает обогатиться новыми знаниями. И на последних уроках вы учились владеть этим инструментом – сравнением. Умение использовать этот инструмент пригодится вам не только в школе, но и в вашей будущей жизни, кем бы вы ни стали.



V. Домашнее задание.


По усмотрению учителя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!