1 3 2 Работа в учебнике. Задание 116. Вопросы для анализа текстов: – Что самое главное сказано о Рукодельнице и Ленивице? (У них разные характеры: Рукодельница трудолюбива, без дела не сидела; Ленивица – лежебока, лентяйка, умела только мух считать.) – По какой схеме построен этот текст? (По схеме последовательного сравнения). – Что самое главное сказано о двух братьях? (Богатый был золотых дел мастер (ювелир), а бедный кормился тем, что мётлы вязал. Богатый был злой, не помогал людям, обманывал их. Бедный же был честный, добрый, делился последним с попавшим в беду человеком.) – О каких чертах характера богатого и бедного говорится в тексте? (Богатый был злой, обманщик, эгоист. Бедный – честный, добросердечный.) – По какой схеме построен текст о двух братьях? (По схеме параллельного сравнения.) Задание 117. Вопросы для анализа: – Сколько в тексте («Уж и гадюка») частей? – Найдите начало (первое предложение), основную часть (следующие четыре предложения) и концовку (последнее предложение). – О чём говорится в начальной части текста? (В ней формулируются тема текста и его основная мысль: так как ужа принимают за гадюку, их нужно различать.) – Что представляет собой основная часть? (Развитие основной мысли: в ней одновременно – по схеме параллельного сравнения – сопоставляются уж и гадюка.) – По каким признакам? (По окраске головы, спины; размеру и особенностям зубов.) – Какие слова помогли автору подчеркнуть различия между ужом и гадюкой? (Слова «а» и «же».) – О чём говорится в концовке? (В конце делается вывод, вытекающий из основной части: так как гадюка имеет ядовитые зубы и может укусить, автор советует нам остерегаться её.) – Кому бы вы могли рассказать об этих похожих животных? (Об уже и гадюке я бы рассказал тому, кто их не различает и всякого безобидного ужа принимает за ядовитую гадюку. Я бы рассказал о том, как различать этих животных, чтобы тот, кто боится змей, перестал бояться ужей.) – Как можно иначе озаглавить рассказ? («Чем отличаются уж и гадюка?»; «Не принимай ужа за гадюку!» и т.д.) Задание 118. Текст «Синицы» построен по схеме последовательного сравнения: сперва описывается большая синица, затем в сопоставлении с первым описанием говорится о синице‑лазоревке. В тексте абзацем выделено вступление («Синицы бывают разные... и называются по‑разному»). Затем последовательно описываются большая синица и синица‑лазоревка (основная часть), и заключается текст концовкой («Вот какие они разноцветные и красивые!»). Варианты пересказа. В основу одного варианта пересказа можно положить последовательное сравнение двух птиц (как показано в исходном тексте), в основе другого – параллельное сравнение. Учитель обратит внимание детей на то, что один и тот же по теме текст (в основе которого лежит сравнение) может быть построен по‑разному. Второй вариант пересказа основной части: Если у большой синицы головка чёрная, то у лазоревки она голубая; у большой синицы грудка ярко‑жёлтая, с чёрной полоской, у лазоревки же она с желтизной (то есть с оттенком жёлтого цвета). В отличие от большой синицы, у лазоревки спинка не чисто зелёного цвета, а зеленовато-коричневая. Задание 119. Третьеклассники пишут возможное продолжение сказки о двух лягушках, а затем учитель знакомит учеников с авторским вариантом продолжения сказочной истории. Один из вариантов продолжения сказки учеником: ...ползёт им навстречу большой и страшный уж. Испугались лягушки. Слышали они от лесных и водяных соседей, что ужи питаются лягушками. Городская, интеллигентная и доверчивая заговорила с ужом, очень просила не кушать её. Но не дослушал её голодный уж – проглотил. А настоящая лесная лягушка увидела, что по соседней дорожке идёт дикий кабан, слюну глотает в предвкушении вкусного обеда. Собрала тогда настоящая лягушка всю храбрость в лапки, запрыгнула на пенёк и ну петь, танцевать, ужа отвлекая. Разомлел уж, решил посмотреть, чем «концерт» закончится, да и прозевал своего врага. Проглотил его кабан, а лесную лягушку поблагодарил, пообещал быть её защитником и покровителем. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |