СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РКО и ПКО: порядок составления и оформления приходных и расходных кассовых ордеров

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РКО и ПКО: порядок составления и оформления приходных и расходных кассовых ордеров»


Практическая работа №8

РКО и ПКО: порядок составления и оформления приходных и расходных кассовых ордеров

Цель работы: изучение составления, оформления приходных и расходных кассовых ордеров.

Порядок и задания для выполнения работы:

  1. Изучить порядок составления, оформления приходных и расходных кассовых ордеров;

  2. Изучить журнал регистрации расходной и приходной документации и учетную книгу и правила их заполнения;

  3. Изучить штрафы в случае ненадлежащего хранения или утери журнала;

  4. Изучить журнал по форме КО-3 и заполнить образец, результаты работы оформить в виде таблицы 8.1;

  5. Сделать выводы по работе.


Ход работы

1 Изучение порядка составления, оформления приходных и расходных кассовых ордеров

Как ПКО, так и РКО являются кассовыми документами, которые фиксируют поступление и движение денежных средств в кассе. Под кассой, в свою очередь, понимают целую систему всех бухгалтерских операций внутри предприятия.

ПКО заполняется:

- в момент внесения денежных средств в кассу. Реализация товара или услуги, когда клиент оплачивает стоимость по прейскуранту. При этом покупатель получает чек, квитанцию, а продавец оставляет себе соответствующий заполненный документ, который станет мерой отчетности. Но в большинстве предприятий каждая отдельная сделка не подлежит регистрации, фиксируется лишь общее поступление в конце всей смены.

- для внесения финансов в уставной капитал.

- для возврата неиспользованных выданных денежных средств.

- для выполнения долговых обязательств перед компанией.

Реквизиты ПКО и РКО схожи между собой, но с помощью приходного кассового ордера фиксируется прием средств, а расходный кассовый ордер контролирует выдачу денег. Соответственно, виды деятельности применяются в кардинально противоположных ситуациях:

- при сдаче общей выручки в банк в конце определенной сессии, которая устанавливается регламентом функционирования предприятия.

- для выдачи подотчетных средств. Фактически это передача финансов сотруднику компании или лицу, представляющему ее интересы на какой-то определенный период времени для выполнения заданий руководства. Подобная процедура строго фиксируется, в документации, где прописывается имя и фамилия, а также должность (если она есть) подотчетного лица. Там же указывается назначение полученных средств.

- при необходимости каких-то незапланированных покупок, трат, приобретений от лица самого предприятия.

- для выдачи компенсаций, премий, авансов и иных форм поощрения сотрудников.

2 Журнал регистрации расходной и приходной документации

Подобный документ существовать может как в физической (бумажной), так и в электронной форме. Законом не регламентируется единственная обязательная форма. Но если документ на предприятии имеет бумажную форму, то стоит знать несколько ключевых правил. Во-первых, каждая страница должна быть строго пронумерована и подписана ответственными лицами. Во-вторых, все страницы должны представлять собой единый формуляр, то есть, быть прошиты. В данный момент Налоговый кодекс и иные нормативные правовые акты не обязывают предпринимателей к ведению подобного журнала. Он служит для комфортной сдачи отчетности, а также быстрого поиска необходимых документов. Прописанный законом порядок заполнения ПКО и РКО также не относится к журналу.

Книга учета – это совокупность документации, фиксирующая все перемещения денежных средств внутри и за пределами предприятия. Ведение книги – легкий способ объединить всю информацию в условиях одной формы. В отличие от предыдущего журнала – это более общее понятие. Можно сказать, что журнал входит в состав книги, и он не обязателен. А вот учетная книга понадобится в любом случае.

Все денежные операции регистрируются на основе приходных или расходных ведомостей. Причем каждая подписывается ответственным лицом, имеет собственную дату в условиях единого формата заполнения, а затем вносится в книгу путем иерархической сортировки.

Контроль операций, которые осуществляются для внесения новых финансовых средств на счет компании или, напротив, управляют оттоком – это важный момент для любой компании. Без такой формы отчетности невозможно вести нормальную хозяйственную деятельность.

Учетная книга представляет собой набор типовых листов, которые формируются из ордеров. Заполненный ПКО или РКО отправляется именно сюда, скрепляется в бумажной форме или копируется в электронной. Также в книге присутствует таблица, в которой прописаны все поступления и расходы на протяжении всего отчетного периода, равного календарному году. На основе таблицы можно не только подводить итоги отчетности, но и проводить своего рода финансовый анализ.

Первой же страницей документации является по традиции титульный лист. Он состоит из:

- Полного наименования юридического лица, на основании которого заполняется книга.

- ОКПО – Общероссийского классификатора предприятий и организаций.

- Названия подразделения, филиала или отдела. Зачастую отчетность ведется не по всей компании в целом, а по ее структурному подразделению. В этом случае также полностью прописывается его название и номер. Если же отчетность идет по всему предприятию, тогда строку можно пропускать.

- Дата. В этом пункте достаточно приписать только год. Ведь по правилам книга открывается в начале отчетного периода. А сведения перестают вноситься в его конце. Значит, никаких конкретных дат указывать не нужно, только год.

- Имя и инициалы лица, которое ведет данную книгу. И это может быть только один человек, но эти полномочия допустимо без ущерба делегировать.

ПКО и РКО оформляют на основании поступления или расхода денежных средств. Соответственно, главным лицом, которое имеет отношение к сбору подобного рода ведомостей, является главный бухгалтер. Именно он по регламенту обязан вести книгу учета. Но на практике почти во всех случаях он делегирует полномочия помощнику или иным сотрудникам на основании юридической доверенности или просто приказа руководителя. Таким образом, у специалиста высвобождается рабочее время, которое он способен эффективно использовать для блага компании.

3 Штрафы в случае ненадлежащего хранения или утери журнала

Ответственным лицом является главный бухгалтер. Но вместо него приказом руководителя также может быть назначен и любой другой сотрудник бухгалтерии. Уполномоченный работник несет личную материальную ответственность. Этот аспект фиксируется специальным актом, договором, заключаемым между ним и организацией. Ответственный сотрудник также обязан обеспечить надлежащие условия хранения журнала. Заполнение, ведение приходных и расходных кассовых ордеров – это обязанность других персон: кассиров, руководителя, также сотрудников бухгалтерии. Ответственный за учетную книгу редко лично заполняет РКО и ПКО.


Общая информация о сроках хранения первичных документов содержится в ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Данная часть законодательного акта гласит, что хранить первичную документацию нужно минимум пять лет. Плюс, если возникает любая конфликтная ситуация, регулируемая в порядке судопроизводства, то на момент открытого дела документ также должен храниться, даже если срок в 5 лет уже прошел.

За утерю или изменение данных назначается штраф: отдельно для ответственного лица и для всей организации в целом. Если сотрудник будет обязан уплатить всего 5 или 6 тыс. рублей, то компании придется выплатить 40-50 тыс.

4 Журнал по форме КО-3

В нем в обязательном порядке должны быть отражены все ордера, отражающие информацию о поступлении и выдаче денежных средств. Ведь ПКО И РКО – это первичные документы, на их основе формируется налоговая отчетность.

Кроме них различные счета об оплате расходов, трат или возмещения, компенсации также вносятся в книгу. Сопроводительная документация (чеки или квитанции) в журнале не сохраняются.

Сам журнал обычно делится на две части. Первая предназначена для фиксации всех ордеров, направленных на поступление финансов. Вторая, как не трудно догадаться, отражает расход. В обеих из них присутствует таблица, а также отдельно каждый из обозначенных ордеров.

В таблице 8.1 представлен образец заполненного журнала по форме КО-3.

Таблица 8.1 – Заполнение журнала по форме КО-3.

Приходный (расходный) кассовый ордер

Приход (расход) наличных денег

Инициалы, фамилия лица, указанного в приходном (расходном) кассовом ордере

Примечание

Дата

Номер

На оплату труда, выплаты алиментов

На командировочные расходы

На другие цели

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8










5 Анализ работы. Формулировка выводов

Подпись


Лист

УП-03. ПЗ

Дата

докум.

Лист

Изм

Подпись


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!