Развитие осязания и мелкой моторики рук
Тема: Определение сорта и качества бумаги. Оригами, изготовление стаканчика.
Цели: развитие мелкой моторики руки через действия с разными сортами бумаги, пальчиковую гимнастику.
Задачи:
Образовательные:
- учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев;
- формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания.
Развивающие:
- укреплять мышцы рук с помощью самомассажа и пальчиковой гимнастики;
- развивать мелкие движения рук, умение согласовывать движения правой и левой руки;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное и осязательно-зрительное обследование предметов через узнавание и классификацию разных видов бумаги);
- развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать логическое мышление, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге;
- воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у детей трудолюбие.
Оборудование: карандаши, разные виды бумаги, емкости с водой, ножницы.
Ход урока:
Орг. момент (психологический настрой).
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
- Как, ребятушки, живёте?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: «Подъём!»
Мы урок свой проведём.
2. Пальчиковая гимнастика.
- Что умеют делать ваши пальцы? (ответы)
Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
- Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да.) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
(самомассаж).
- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)
3. Игры с карандашом.
- С помощью какого предмета волшебники могут совершать волшебство? Вы сегодня тоже будете немножко волшебниками. А колдовать сможете с помощью карандаша.
«Шуршалочка»
- Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он «шуршит».
- Разогреем ладошки: «пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у вас.
«Вертушка»
Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
«Пианино»
Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.
Карандаш мой - пианино
Я играю для гостей,
Чтобы было веселей.
- Пальчики готовы к работе.
4. Сообщение темы и цели.
А) Вводное слово учителя.
- Сегодня на коррекционном занятии мы с вами будем укреплять мышцы пальцев рук, , чтобы вы умели шить и вязать, вырезать, красиво писать и ещё очень многим нужным делам. А сначала отгадайте загадку:
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)
Б) Беседа о бумаге
— Для чего нужна бумага?
— Как вы думаете, бумага была всегда?
— На чем писали древние люди? (На камнях, бересте.)
- Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага.
- Из чего делают бумагу? (Из дерева.)
- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)
– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?
- Бумага появилась в Китае во II веке. Ребята, почему нужно экономить бумагу? (Чтобы меньше пришлось рубить деревьев.)
- А давайте вспомним, какие вы знаете виды бумаги. (Дети перечисляют.)
5. Работа по теме.
- Я вам раздам конверты. В них вы обнаружите разные виды бумаги. Попробуйте сказать, где вы с каждым видом встречались, и где такую бумагу используют.
А) Знакомство с разными образцами бумаги.
- тетрадные странички
- альбомная бумага
- бархатная
- салфетки
Б) Нахождение среди образцов второго такого же куска бумаги. Дидактическая игра «Найди пару».
- Как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? (Обследовать, ощупать)
В) Экспериментальная деятельность
- А сейчас прямо за столами мы развернём мини-лаборатории.
У каждого из вас на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Рассмотрите их. Что можно делать с бумагой? ( Мять, резать, мочить и т. д.)
Дети, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду и приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, можно резать, непрочная, намокает.
Физминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
Г) Практическая часть.
- А сейчас сделаем стаканчик из бумаги и понаблюдаем, как скоро вода просочится через бумагу.
Д) Изготовление стаканчика из бумаги.
Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.
6 . Итог. Рефлексия.
- Сегодня мы с вами что делали?
- Чем понравилось заниматься больше всего?
- Какое у вас настроение? (Покажите смайлики). Улыбнитесь друг другу.