Открытый по литературе
- В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарям нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
- Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?
- Ну, тогда в путь!
акой семье любовь да совет, в той и горя нет».
- Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений)
- Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений)
- Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками?
Поставим задачи на сегодняшний урок.
КАРТОЧКА НА ДОСКУ:
-- Познакомимся со сказкой.
Обсудим её.
- Попытаемся понять её основную мысль.
- Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту.
- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)
- Понравилась ли вам сказка?
- Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?
РАБОТА ПО ПАРАМ:
Соедините слова с их толкованием по карточкам:
ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал
НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)
РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять.
НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась.
- Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине.
- С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте.
- Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)
- Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.
(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)
- Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.
- Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?
- В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)
физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку.
Вернёмся к сказке.
- Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)
- Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).
- Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала)
- Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно.
- Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая)
- Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)
- Кто помог уточке в горе? (князь)
- С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок.
- Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.
- Какие слова непонятны были вам?
МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались.
куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера)
- Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?
Сказка о непослушании? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)
К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)
- Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события)
- Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма)
- Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.
- Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?
- Что нового для себя сегодня узнали?
Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?
- Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок.
Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.
Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.
Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Познакомимся со сказкой.
Обсудим её.
Попытаемся понять её основную мысль.