СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роберт Рождественский Сценарий литературно-художественной композиции

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

-При жизни Роберт был предан друзьям и любил  людей.. был удивительно тактичен и в крайнем случае иронизировал о других и о себе.

По натуре он не был борцом, его не влекли баррикады, он сторонился скандалов. Но…против многоликого подончества этот мягкий человек стоял твёрдо.

Просмотр содержимого документа
«Р. Рождественский. Лит.-муз. композиция»

Роберт Рождественский

Сценарий литературно-художественной композиции

Поэт

Поэт-ребёнок

Друг

Критик

Репортёр

Чтецы



( Голос за кадром. Мультимедиа)

Личико не напоказ.

Щёлочки

Заместо глаз.

Красный,

Плачущий,

Живой,

Мокрый, чмокающий,

Свой.

Крошечный,

Почти никто,

Очень жалкий, но зато –

Кра-са-вец!!!

(На сцену выходит Поэт)

Я родился –

Нескладным и длинным –

В одну из влажных ночей.

Грибные июльские ливни

Звенели,

Как связка ключей.

Автобиографию писать трудно. Так что, возможно, у меня ничего и не выйдет. Но… рискну. А вы, мой снисходительный читатель, не обессудьте, если что не так.

Я родился в 1932 году в селе Косиха Алтайского края. Это в Сибири. Довольно близко от Барнаула. Мать моя – врач, отец – военный.

«Ребёнок

Удивительно смирный….» -

Врач сказал обо мне.

А соседка достала карты,

И они сообщили,

Что

Буду я не слишком богатым,

Но очень спокойным зато…

(На сцену выходит Поэт-ребёнок)

- Кое в чём она оказалась права, но что касается спокойствия…

Наврала она про дорогу,

Наврала она про покой…

Карты врали!

И слава Богу,

Слава людям,

Что я не такой!

Я не такой и никогда не буду таким на счастье или на беду.

Мне на месте не сидится.

Мне – бежится!

Мне кричится!

Мне – играется,

Рисуется,

Лазается и танцуется!

Лично

И со всеми вместе

К небу хочется взлететь!

Не сидится мне на месте…

А чего на нём сидеть?!

- Ты узнал меня?

- Долговязый, юркий и глазастый… Как я могу себя не узнать? Я хорошо помню себя ребёнком. Помню Омск. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Но самое большое – война.

(Фонограмма «Священная война». Мультимедиа)

- Я уже окончил первый класс школы и в июне 41 жил в пионерском лагере. Родители ушли на фронт, убеждённые, что оставляют меня ненадолго.

- А что касается нас, мальчишек, так мы просто были убеждены, что это скоро кончится. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых – помню – последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти.

Критик

- Эти, к сожалению, не сохранившиеся стихи были неожиданно напечатаны в областной газете, а свой первый гонорар (около 30 рублей) юный поэт отдал в Фонд обороны. Так в творчество Рождественского вошла тема войны…

Стихотворение «Подслушанный разговор»

- Снова дралась во дворе?

- Ага!

Мама,

Но я не плакала.

Вырасту – выучусь на моряка.

Я уже в ванне плавала!

- Боже,

Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету.

- Мама,

А вырасту я когда?

- Вырастешь!

Ешь котлету.

- Мама,

Купим живого коня?

- Коня?

Да что ж это делается?

- Мама,

А в лётчики примут меня?

- примут,

Куда они денутся?!

Ты ведь из каждого,

Сатана,

Душу

Сумеешь вытрясти!

- Мама,

А правда. Что будет

Война

И я не успею

Вырасти?..

- Клятву насчёт вырасти было выполнить довольно трудно. Тысячи моих сверстников, погибшие под бомбёжками и замученные в концлагерях, навсегда остались детьми. А мне вырасталось медленно. Война затягивалась.

- Да и росла она вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах, раскопанных под картошку.

- А потом - уже в конце – она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. А дождались не все.

- Мои вернулись. Точнее, взяли меня к себе. Дальше были бесконечные переезды с отцом по месту службы. Менялись города, менялись люди вокруг, менялись школы, в которых я учился. Стихи писал всё это время…

- С тех пор не мыслю себя без путешествий. Могут спросить: а для чего поездки? Зачем они поэту? Не лучше ли. Как говориться, ежедневно отправляться в путешествие «внутри себя»? Что ж, «внутренние» поездки должны происходить и происходят постоянно. Но всё ж таки, по-моему, их лучше совмещать с поездками во времени и пространстве.

(Фонограмма «Городской шум»)

Канны, 1968 год. Международный кинофестиваль

Интервью

- Кто вы, Рождественский? Можете ли Вы в краткой форме дать определение себе как человеку?

- Не могут. Обычно человек даёт себе определение в собственном завещании.

- Дайте нам ваше определение поэзии.

- Если бы я его знал, то не писал бы стихов.

- Каково, по-вашему, значение поэзии в современной жизни?

- Не мыслю себя без поэзии.

- Какое впечатление производит на вас Франция 1968 года?

- Дайте оглядеться!

- Что вы увидели в Каннах и Париже, кроме фестиваля?

- Канны и Париж.

- Каким моральным правилом вы руководствуетесь в жизни?

- Никогда не надо быть довольным собой.

- Вы любите спорт? А водить спортивные автомобили?

- Спорт очень люблю. Спортивные автомобили? Предпочитаю Пегаса…

- Каких особенных удовольствий вы ждёте от Канн?

- А что, моря здесь уже нет?

- Если вы женаты, раскройте нам секрет супружеского счастья.

- Я – поэт. Жена – литературный критик. Единство противоположностей.

Друг

- Я помню Роберта совсем молодым, только окончившим Литературный институт…

Поэт

- А поступил в него со второй попытки. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал это в Москву. Отказали. Причина: «творческая несостоятельность».

Друг

- Это была видная пара, Роберт и Алла Киреева, красивые, под стать друг другу.

Преданная жена, чудо природы, потому что до такой степени жена жила мужем – это какой-то абсурд. Это патология. Иногда, защищая Робку, она могла и обидеть ненароком. Она всегда была в мобилизационной готовности. Но при этом умела прощать… Любовь к одной и той же женщине, пронесённая через всю жизнь… Это чудо.

Поэт

- Не было никакого чуда. Мы просто совпали…

Мы совпали с тобой,

совпали

В день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом –

вода.

Мы совпали, как птицы с небом.

Как земля

с долгожданным снегом

Совпадает в начале зимы,

Так с тобою совпали мы.

Мы совпали,

ещё не зная

Ничего

о добре и зле.

И навечно

совпало с нами

Это время в календаре.

Друг

- Не сосчитать, сколько любовных стихов Роберт посвятил Алле, начиная с молодых лет, и за все годы их совместной жизни до последнего дня… Многие стали песнями.

«Ноктюрн» в исполнении Иосифа Кобзона или Муслима Магомаева, мультимедиа или танцевальная композиция

Между мною и тобой – гул небытия.

Звёздные моря,

Тайные моря.

Как тебе сейчас живётся, вешняя моя,

Нежная моя,

Странная моя?

Если хочешь, если можешь – вспомни обо мне,

Вспомни обо мне,

Вспомни обо мне.

Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,

Долгая любовь моя.

А между мною и тобой – века,

Мгновенья и года,

Сны и облака.

Я им к тебе сейчас лететь велю.

Ведь я тебя ещё сильней люблю.

Как тебе сейчас живётся, вешняя моя,

Нежная моя,

Странная моя?

Я тебе желаю счастья, добрая моя,

Долгая любовь моя!

Друг

- При жизни Роберт был предан друзьям и любил людей.. был удивительно тактичен и в крайнем случае иронизировал о других и о себе.

По натуре он не был борцом, его не влекли баррикады, он сторонился скандалов. Но…против многоликого подончества этот мягкий человек стоял твёрдо.

Стихотворение «Убили парня»

Убили парня

за здорово живёшь.

За просто так.

Спокойно.

Как в игре…

И было это

не за тыщу вёрст

от города.

А рядом.

Во дворе.

Ещё пылали окна…

Между тем

он так кричал,

прижав ладонь к груди,

Как будто накричаться захотел

За долгое молчанье впереди…

Крик жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался,

Обрушивался с крыш.

Растерзанный,

отчаянный,

больной.

Нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам,

полз по этажам,

Подвалы заполнял и чердаки!

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери

и в замки визжал!

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки

прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером,

а днём…»

«Вот если бы на фронте. –

я б тогда…»

И всё.

И только молний пересверк.

И всё.

И не остановился

век.

Какое это чудо –

человек!

Какая

это

мерзость –

Человек!

Поэт

- Пора называть вещи своими именами. Пора понять, что в «театре», именуемом жизнью, зрительного зала не существует. Есть борьбы, есть схватка. Мест над схваткой или около схватки архитектор не предусмотрел. Нет таких мест. И никогда не будет!

Репортёр

- С чем боретесь вы, Роберт Иванович? Что в стране и мире вызывает у вас боль? Негодование?

- У нас эпоха зрелищ без хлеба. Для некоторых известных писателей у нас созданы все условия, чтобы они не писали. Сплошные заседания, юбилеи, выступления, собрания! Нередко отсутствие таланта компенсируется влиятельными друзьями…

Ну а врут как! Господи, как врут! Врут – то вдохновенно, с горящими глазами, то буднично, как бы между прочим.

- Но ведь и вас, случалось, упрекали: слишком ясен, слишком неизменен, слишком «под Маяковского». Говорили, что конъюнктурщик, что на стороне сильных. Признайтесь, вы писали по заказу?

Да.

Я писал и пишу

по заказу.

По заказу

дождей и снегов.

И дороги,

бегущей к закату,

И висящих над ней

облаков.

Я пишу по заказу

осенних

Чёрных гнёзд

И нахохленных птиц.

И распахнутых настежь

газетных

Обжигающих руки

Страниц!

По заказу и часа, и мига.

Боли в сердце.

Дрожанья струны.

По заказу орущего мира

И смертельной его тишины.

И нежданно ожившей строки

На пределе последнего круга.

И бездонной

Щемящей тоски

Позвонившего за полночь

друга.

Гула памяти.

Скрипа дверей…

Я писал и пишу

по заказу

Горьковатой улыбки твоей,

Не разгаданной мною

ни разу…

Лишь бы день

над землёю не гас.

Лишь бы колос

под небом качался.

Только б он не кончался –

Заказ.

Лишь бы этот заказ

не кончался.


Критик

Сама жизнь стряхнула с имени Рождественского приставшие к нему попрёки. Памятником мужеству и искренности стала его лучшая книга, последняя. Она рождалась в ночные часы, когда поэт просыпался в полном одиночестве, слушал небо и землю, гул посреди тишины и, мучимый смертельным недугом, обращался к стихам за помощью…

Тихо летят паутинные нити,

Солнце горит на оконном стекле…

Что-то я сделал не так?

Извините:

Жил я впервые

На этой Земле.

Я её только теперь ощущаю.

К ней припадаю

И ею клянусь.

И по-другому прожить обещаю,

Если вернусь...

Но ведь я

Не вернусь.

( Поэт уходит, задувая свечу…)

Критик

Поэт ушёл в 1994 году, воплотив в последних стихах горькую мысль о невозможности возвращения. «Не вернусь…» - спокойно и мужественно глядя в лицо смерти, сказал он и ошибся. Он вернулся, нет, он не уходил. Он будет жить в стихах и песнях.

Фонограмма «Ноктюрн»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!