Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
им. А.Коцоева с. Гизель» МО-Пригородный район
Рабочая программа элективного курса
для учащихся 11 класса
«Подготовка к ЕГЭ по химии»
Составила учитель химии МБОУ СОШ№1 с.Гизель
Солтанова В.К.
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса
«Подготовка к ЕГЭ по химии» Пояснительная записка
Программа «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государствен- ного стандарта общего образования по химии, рабочей программы по химии за курс средней (полной) общей школы, на основе базисного уровня общеобразовательной под- готовки к ЕГЭ по химии . Она разработана для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа(1 часа в неделю).
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результа- там обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделен- ного на его изучение в примерном тематическом плане.
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по под- готовке учащихся к ЕГЭ по химии.
Цели и задачи курса:
- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Едино- го Государственного Экзамена по химии.
-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и ор- ганической химии соответствующих требованиям единого государственного экзамена;
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных ис- точников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ознакомление учащихся с.типовыми вариантами ЕГЭ по химии.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государствен- ном экзамене по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента госу- дарственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Знать/понимать:
Важнейшие химические понятия
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окис- ления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолеку- лярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссо- циация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электро- лиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; выявлять взаимосвязи понятий; использовать важнейшие химические
для объяснения отдельных фактов и явлений.
- Основные законы и теории химии
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической свя- зи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
понимать границы применимости изученных химических теорий; понимать смысл Пе- риодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элемен- тов и их соединений.
- Важнейшие вещества и материалы
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным клас- сификационным признакам; понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами; иметь представление о роли и зна- чении данного вещества в практике; объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
- Называть
изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
- Определять/ классифицировать:
валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение мо- лекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соеди- нений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической хи- мии (по всем известным классификационным признакам).
- Характеризовать:
s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; об- щие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; общие химиче- ские свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений.
2.5 Объяснять:
зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, кова- лентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органи- ческих веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реак- ций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно - восстановитель- ных (и составлять их уравнения);влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
2.5 Планировать/проводить:
эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органиче- ских соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с ве- ществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Содержание курса.
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Введение. Теоретические основы химии .
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и груп- пам.
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периоди- ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их по- ложению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особен- ностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Пери- одической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Харак- теристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металличе- ская связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической ре-
шетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в вод- ных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз со- лей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Реакции окислительно- восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз распла- вов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Тема 2. Неорганическая химия.
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цин- ка, хрома, железа).
Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, гало- генов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов Характерные химические свойства кислот.
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 3. Органическая химия .
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функцио- нальная группа.
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (три- виальная и международная).
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спир- тов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: ами- нов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
Взаимосвязь органических соединений.
Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь.
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила без- опасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бы- товой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Ме- тоды разделения смесей и очистки веществ.
Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений.
Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).
Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.
Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака,серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Природные источники углеводородов, их переработка.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. По- лимеры. Пластмассы, волокна, каучуки
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.
Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из ве- ществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
Нахождение молекулярной формулы вещества
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически воз- можного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Тема 1. Введение. Теоретические основы химии. | 9 |
Тема 2. Неорганическая химия. | 11 |
Тема 3. Органическая химия. | 12 |
Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь. | 2 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Количе- ство ча- сов | Даты проведе- ния |
По плану | По фак- ту |
| Введение. Теоретические осно- вы химии. | 9 | | |
1 | Строение атома. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделее- ва. | 1 | | |
2 | Виды химической связи. Тип кристал- лической решетки. | 1 | | |
3 | Общая характеристика металлов IА– IIIА групп. Общая характеристика неме- таллов IVА–VIIА групп. | 1 | | |
4 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Расчеты теплового эффекта реакции. | 1 | | |
5 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Химическое рав- новесие. Смещение химического равно- весия под действием различных факто- ров. | 1 | | |
6 | Электролитическая диссоциация. Реак- ции ионного обмена. | 1 | | |
7 | Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). | 1 | | |
8-9 | Реакции окислительно-восстановитель- ные. Коррозия металлов и способы за- щиты от нее. | 2 | | |
| Тема 2. Неорганическая химия. | 11 | | |
10 | Классификация неорганических ве- ществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международ- ная). | 1 | | |
11 | Характерные химические свойства про- стых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; пере- ходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). | 1 | | |
12 | Характерные химические свойства про- стых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. | 1 | | |
13 | Характерные химические свойства ок- | 1 | | |
| сидов и оснований. | | | |
14 | Характерные химические свойства кис- лот и солей. | 1 | | |
15- 16 | Вычисление массы растворенного веще- ства, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли веще- ства в растворе. | 2 | | |
17- 18 | Расчеты массы (объема, количества ве- щества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с опреде- ленной массовой долей растворенного вещества. Расчеты объемных отноше- ний газов при химических реакциях. | 2 | | |
19- 20 | Взаимосвязь различных классов неорга- нических веществ. | 2 | | |
| Тема 4. Органическая химия. | 12 | | |
21 | Теория строения органических соедине- ний. Классификация органических ве- ществ. Номенклатура органических ве- ществ (тривиальная и международная). | 1 | | |
22 | Характерные химические свойства алка- нов, алкенов, алкинов. | 1 | | |
23 | Характерные химические свойства цик- лоалканов, алкадиенов. | 1 | | |
24 | Характерные химические свойства бен- зола и его гомологов. | 1 | | |
25 | Характерные химические свойства пре- дельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. | 1 | | |
26 | Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. | 1 | | |
27 | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соедине- ний: аминов и аминокислот. | 1 | | |
28 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | 1 | | |
29- 30 | Взаимосвязь органических соединений. | 1 | | |
31- 32 | Нахождение молекулярной формулы ве- щества. | 1 | | |
| Тема 4. Методы познания в химии. Химия и жизнь. | 2 | | |
33 | Качественные реакции на неорганиче- ские вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений. | 1 | | |
34 | Общие научные принципы химического производства (на примере промышлен- ного получения аммиака,серной кисло- ты, метанола). | 1 | | |