Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа»
«Первый шаг в науку - 2017»
Секция естественнонаучного направления
РОБОТ, ДВИГАЮЩИЙСЯ ПО ЧЁРНОЙ ЛИНИИ
Творческий проект
Авторы проекта: Чирков Алексей Евгеньевич, ученик 6 класса МБОУ «Ахматовская СОШ».
Федоров Илья Юрьевич, ученик МБОУ «Ахматовская СОШ».
Руководитель проекта: учитель математики и информатики МБОУ «Ахматовская СОШ» Кашкин Александр Валерьевич
с. Ахматово 2017
Введение Обоснование выбора темы
Появление в школе комплектов Робототехники LEGO Mindstorms NXT нас очень заинтересовало. Это не просто детская игра, а целая наука, объединяющая в себя физику, математику, информатику, английский. Мы решили изучить данную науку, чтобы воплощать в роботах свои фантазии. Активно участвовать в муниципальных и республиканских соревнованиях по робототехнике.
Актуальность
Робототехника быстро становится неотъемлемой частью учебного процесса, она легко вписывается в школьную программу обучения по техническим предметам. Ключевые опыты в физике и математике можно наглядно показать с помощью LEGO роботов.
Робототехника поощряет мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет школьников находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.
Различные языки программирования графическими элементами помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают школьникам представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.
Цель проекта:
Создание робота для соревнований «Шорт-трек» на республиканском этапе по робототехнике «РобоФест-2017» в г. Чебоксары для младших школьников (9-11 лет).
Задачи проекта:
познакомиться с конструктором LEGO NXT
изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
сконструировать модель робота
создать программу для управления роботом
испытать полученного робота
Предмет исследования:
конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.
Гипотеза:
робототехника позволяет воплощать в роботах свои фантазии.
Ожидаемые результаты
умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,
умение конструировать различные модели роботов,
заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.
Методы реализации проекта:
1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;
4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);
5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.
Материальные ресурсы:
конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,
АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Этапы разработки проекта:
Организационный этап (октябрь, ноябрь 2016г.)
NXT 2.0
Этап реализации проекта ( декабрь 2016 г., январь 2017 г.)
разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.
составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.
Заключительный этап (февраль 2017 г.)
Основная часть Теоретические положения
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.
Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах-сиделках, роботах-нянечках, роботах-домработницах, роботах - всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в школах предлагаются конструкторы LEGO MINDSTORMS NXT.
LEGO Mindstorms NXT – это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году.
С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.
Конструирование робота.
Наша задача была создать робота, двигающегося по чёрной линии как можно с большей скоростью. Для этого были использованы балки и соединительные втулки различной величины и формы, два датчика освещённости, один датчик расстояния, два сервермотора, программируемый микрокомпьютер NXT 2.0 и соединительные провода. Для увеличения скорости использовали шестерёнки, по две на каждое колесо. В конструкции робота нужно было правильно подойти: к увеличению скорости, так как датчики освещённости не всегда успевали реагировать на изменение освещённости, к правильному расположению датчиков освещённости над игровым полем и к расстоянию между датчиками ( 1 см и 8-7 см ). Датчик расстояния нужно было установить так, чтобы он мог определить расстояние примерно до такого же по размерам робота.
Программирование робота.
Программирования робота проводилось в среде программирования NXT 2.0, на моноблоке.
Первый способ.
Для разработки программы был применён алгоритм движения по чёрной линии с использованием двух датчиков освещённости: когда два датчика одновременно находятся на белом поле или на чёрном (на перекрёстке) – работают два двигателя, если же правый находится на белым, а левый на чёрном поле, то правый двигатель работает, а левый стоп и наоборот, когда левый находится на белым, а правый на чёрном, то работает левый, а правый стоп. В результате такого программирования мы получили программу:
Второй способ.
Второй способ программирования заключается в том, что мощность работы двигателей зависит от величины показания датчиков освещённости. Показания датчиков обрабатываются с помощью арифметических блоков и подаются на двигатели. В результате мы получили такую программу:
Тестирование робота.
Для тестирования было изготовлено игровое поле. Его размеры и виды линий совпадали с размерами и видами линий, которые используются на соревнованиях по робототехнике.
В результате тестирования программ были сделаны выводы: вторая программа наиболее эффективная, так как в результате её исполнения робот проходил трассу плавне и в результате время на прохождения трассы робот тратил в два раза меньше.
Реализация проекта
На ступени реализации организационного этапа мы изучили:
основные компоненты конструкторов LEGO;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
виды имеющихся датчиков и принцип их работы;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в NXT;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Заключение
В ходе реализации проекта у нас сформировались умения и навыки:
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;
передавать (загружать) программы в NXT;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Вывод
В результате реализации проекта «Робот, движущийся по чёрной линии» у нас получилась модель робота, которую можно успешно использовать на соревнованиях по робототехнике. Мы получили первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.
Перспективы развития проекта
создание новых моделей роботов,
участие в различных состязаниях робот,
Библиографический список Список литературы для учителя:
Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.
Программное обеспечение MINDSTORMS NXT 2.0 .
Список литературы для школьников:
Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов/ Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010,
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: рабочая тетрадь/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011
Интернет ресурсы: