СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

восхождение на Шалбуздаг.  Разработка открытого урока русского языка в 3 классе на тему: " Род имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных»

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Задачи:

-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

-развивать речь детей, словарный запас, мышление.

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , , мультимедийный проектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.





Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

-Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далёкий тебе полюбился?»



На гору взошёл я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

«Не мало краёв повидал я, но ты

По – прежнему самый любимый на свете».

Расул Гамзатов

- Друзья мои, мы живём с вами в удивительном, неповторимом крае – в Дагестане! Только здесь можно увидеть пустыни, луга и степи, плавно переходящие в горы. Где ещё столько языков и традиций.

- Кто знает, как переводится слово «Дагестан»?

(Страна гор).

- А вы совершали, когда – нибудь поход в горы?

- Сегодня на уроке русского языка мы постараемся взобраться на самую вершину знаний, на гору – Шалбуздаг. Мы откроем с Вами её уникальность и насладимся её прекрасными видами.

II. Каллиграфическая минутка.

Первое испытание.

- Друзья, откроем наши тетради и запишем число, классная работа. Как вы думаете, какую букву мы возьмём для каллиграфической минутки, если мы собираемся в горы?

Гг Гг Гг Гг

  1. Речевая разминка.

Скороговорка. Второе испытание.

Гордость горцев горы.

Гордость горцев горы?

Гордость горцев горы!





  1. Самоопределение к деятельности.

Третье испытание.

- Как вы думаете, что нам понадобится взять с собой?

(Выбирают из предложенных рисунков: ботинки, варежки, товарищ, колбаса, батон, пальто, рюкзак).

- Что общего у этих слов?

(Словарные слова, имена существительные)

- Давайте запишем их в тетрадь.

V. Словарная работа.

Четвёртое испытание.

(Взаимопроверка).

Пятое испытание.

- На какие две группы распределили бы вы эти слова?

(Одушевлённые и неодушевлённые, единственное и множественное число).

- А на три группы смогли бы распределить? Получается?

VI. Первичное восприятие новых знаний.

Шестое испытание.

- Посмотрите, как это сделали горец Магомед и горянка Патимат.

Сказка о том, как мужественный горец Магомед и женственная горянка Патимат шли в горы, взяв необходимые существительные.

Патимат сказала: «Я смогу взять с собой лишь только те существительные, к которым подойдёт местоимение « она, моя».

- Ну, тогда, я возьму существительные, к которым подойдёт местоимение « он мой».

Улыбнувшись, начали распределять слова.

- Поможем им?

Товарищ, батон, рюкзак, колбаса.

- А как же быть с остальными словами?

Кому отдать ботинки, варежки, пальто.

Мужчине или женщине?

- Давайте поможем решить, кому их отдать. В чём проблема?

(Эти слова во множественном числе).

- Найдём начальную форму существительного ботинки – ботинок.

- Кто заберёт ботинки – ботинок?

(Ботинок – он мой – мужской род).

- Варежки – начальная форма – варежка – женский род, единственное число.

- А пальто, оно чьё? Моё. Его решили оставить посередине. Значит, средний род.

Вывод:

- Кто скажет, что нести, мужчине горцу Магомеду?

товарищ

батон он мой – мужской род

рюкзак

ботинки - ботинок



Женщине горянке Патимат?

колбаса она моя – женский род

варежки – варежка



Пальто – оно моё – средний род.

VII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Седьмое испытание.

- Вам нужно внимательно следить глазами за появляющейся картинкой, если же существительное обозначает:

Мужской род – ускоряем темп шага

Женский род – плавно, поочерёдно «плывём» на месте

Средний род – пожимаем плечами

Хлеб, солнце, гора, море.



VIII. Словосочетания.

- Это то, чем богат Дагестан.

Подберите к ним словосочетания.

Душистый хлеб ( символ кавказского гостеприимства)

Яркое солнце

Живописная гора , высокая гора

Каспийское море, тёплое море.



7.1 со дня образования ДАССР - 100 лет!

Ребята, у нас с вами не только красивая природа, но и очень богатая, непростая история.

Может, кто из вас слышал, какую круглую дату отмечает в этом году наша республика? Какое памятное событие произошло ровно 100 лет назад?

В далеком 1920 году наш прекрасный город Буйнакск, а тогда столицу под названием Темир-хан Шура приехал И. И. Сталин. Сидя за этим столом была подписана Декларация об Автономии ДАССР, республика вошла в состав Советской России. Этот стол , кстати, сохранился и до наших дней. Узнать больше об этом событии и прикоснуться к истории, воотчую увидеть это можно будет в Буйнакском историко-краеведческом музее.



IX. Закрепление.

Правило. Учебник стр. 25.

Первое правило читает ученик

Второе правило читает учитель.

Упражнение 39, стр.

I ряд – слова мужского рода

II ряд – слова женского рода

III ряд – слова среднего рода

Проверяем по очереди, зачитывая по одному слову.

На горе появился флажок, стр. 26, «Обратите внимание».

Учитель читает.

- Давайте сравним окончания существительных мужского и женского рода, что вы видите?

(Они имеют одинаковые окончания нулевое, я, а).

- Можно по окончанию существительного определить его род?

(нет, только средний род)

- Итак, друзья, до вершины Шалбуздага осталось всего – ничего. Но, чтоб покорить её, надо собрать информацию о ней.

- На столах конверты. Соберите предложения.

(Работа в группах)

  1. Гора Шалбуздаг возвышается / в южной части Дагестана.

  2. Одна из самых высоких вершин/ Восточного Кавказа.

  3. В переводе с турецкого языка / означает «Гора, покрытая льдом».

  4. Её высота/ составляет 4142 метра.

  5. Шалбуздаг считают / священной горой.

  6. На вершине горы похоронен/ пастух Сулейман.

  7. Самое высокогорное селение в Европе/ расположилось на этой горе.

  8. Аул Куруш находится/ на высоте 2560 метров над уровнем моря.

- На пути к вершине можно увидеть озеро Зам – зам. считается, если помолиться и попросить Всевышнего у этого озера, поверхность которого, всегда покрыта слоем льда , то желание обязательно исполнится.

Друзья, загадайте про себя заветное желание, наверняка оно сбудется, ведь и мы с вами покорили священную красавицу Шалбуздаг.

X. Рефлексия.

Но оставить вас на этой горе я не могу, так как на ней очень холодно. Вершины Шалбуздага всегда покрыты снежной папахой.

Если вы согласны со мной – хлопайте в ладоши. А если нет – топайте ногами.

  • Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?»

  • Имя существительное обозначает действие предмета.

  • Имя существительное изменяется по числам.

  • Имя существительное бывает только мужского и женского рода.

  • Имя существительное бывает мужского, женского, среднего рода.

  • Одушевлённые существительные: мама, скала, ребёнок.

  • Существительные женского рода: гора, деревня, степь.

  • Существительные мужского рода: папаха, дядя, дед.

  • Существительные среднего рода: село, солнце, море.

- Молодцы! У вас всё получилось!

XI. Домашнее задание.

Определить при помощи Атласа-определителя «От земли до неба», минерал Шалбуздага, который вы получили за верный ответ. Кто минерал не получил, узнайте, какие не менее известные горные вершины соседствуют с Шалбуздагом. Упражнение 41. Правило на стр. 25.

XII. Оценим себя.

- Ребята, если вам понравилось на уроке и вы не испытывали затруднения в определении рода имён существительных.

Оцените лайком.

Если же вы не уверены и у вас остались вопросы, оцените дизлайк.

















































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Нижнее Казанище»



Урок русского языка в 3 классе

на тему: «Род имен существительных»

учитель начальных классов

Исмаилова А. А.















2021 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!