Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Род имени существительного.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;
-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;
Задачи:
-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
-развивать речь детей, словарный запас, мышление.
-научить определять род имён существительных;
-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , , мультимедийный проектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
-Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далёкий тебе полюбился?»
На гору взошёл я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Не мало краёв повидал я, но ты
По – прежнему самый любимый на свете».
Расул Гамзатов
- Друзья мои, мы живём с вами в удивительном, неповторимом крае – в Дагестане! Только здесь можно увидеть пустыни, луга и степи, плавно переходящие в горы. Где ещё столько языков и традиций.
- Кто знает, как переводится слово «Дагестан»?
(Страна гор).
- А вы совершали, когда – нибудь поход в горы?
- Сегодня на уроке русского языка мы постараемся взобраться на самую вершину знаний, на гору – Шалбуздаг. Мы откроем с Вами её уникальность и насладимся её прекрасными видами.
II. Каллиграфическая минутка.
Первое испытание.
- Друзья, откроем наши тетради и запишем число, классная работа. Как вы думаете, какую букву мы возьмём для каллиграфической минутки, если мы собираемся в горы?
Гг Гг Гг Гг
Речевая разминка.
Скороговорка. Второе испытание.
Гордость горцев горы.
Гордость горцев горы?
Гордость горцев горы!
Самоопределение к деятельности.
Третье испытание.
- Как вы думаете, что нам понадобится взять с собой?
(Выбирают из предложенных рисунков: ботинки, варежки, товарищ, колбаса, батон, пальто, рюкзак).
- Что общего у этих слов?
(Словарные слова, имена существительные)
- Давайте запишем их в тетрадь.
V. Словарная работа.
Четвёртое испытание.
(Взаимопроверка).
Пятое испытание.
- На какие две группы распределили бы вы эти слова?
(Одушевлённые и неодушевлённые, единственное и множественное число).
- А на три группы смогли бы распределить? Получается?
VI. Первичное восприятие новых знаний.
Шестое испытание.
- Посмотрите, как это сделали горец Магомед и горянка Патимат.
Сказка о том, как мужественный горец Магомед и женственная горянка Патимат шли в горы, взяв необходимые существительные.
Патимат сказала: «Я смогу взять с собой лишь только те существительные, к которым подойдёт местоимение « она, моя».
- Ну, тогда, я возьму существительные, к которым подойдёт местоимение « он мой».
Улыбнувшись, начали распределять слова.
- Поможем им?
Товарищ, батон, рюкзак, колбаса.
- А как же быть с остальными словами?
Кому отдать ботинки, варежки, пальто.
Мужчине или женщине?
- Давайте поможем решить, кому их отдать. В чём проблема?
(Эти слова во множественном числе).
- Найдём начальную форму существительного ботинки – ботинок.
- Кто заберёт ботинки – ботинок?
(Ботинок – он мой – мужской род).
- Варежки – начальная форма – варежка – женский род, единственное число.
- А пальто, оно чьё? Моё. Его решили оставить посередине. Значит, средний род.
Вывод:
- Кто скажет, что нести, мужчине горцу Магомеду?
товарищ
батон он мой – мужской род
рюкзак
ботинки - ботинок
Женщине горянке Патимат?
колбаса она моя – женский род
варежки – варежка
Пальто – оно моё – средний род.
VII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Седьмое испытание.
- Вам нужно внимательно следить глазами за появляющейся картинкой, если же существительное обозначает:
Мужской род – ускоряем темп шага
Женский род – плавно, поочерёдно «плывём» на месте
Средний род – пожимаем плечами
Хлеб, солнце, гора, море.
VIII. Словосочетания.
- Это то, чем богат Дагестан.
Подберите к ним словосочетания.
Душистый хлеб ( символ кавказского гостеприимства)
Яркое солнце
Живописная гора , высокая гора
Каспийское море, тёплое море.
7.1 со дня образования ДАССР - 100 лет!
Ребята, у нас с вами не только красивая природа, но и очень богатая, непростая история.
Может, кто из вас слышал, какую круглую дату отмечает в этом году наша республика? Какое памятное событие произошло ровно 100 лет назад?
В далеком 1920 году наш прекрасный город Буйнакск, а тогда столицу под названием Темир-хан Шура приехал И. И. Сталин. Сидя за этим столом была подписана Декларация об Автономии ДАССР, республика вошла в состав Советской России. Этот стол , кстати, сохранился и до наших дней. Узнать больше об этом событии и прикоснуться к истории, воотчую увидеть это можно будет в Буйнакском историко-краеведческом музее.
IX. Закрепление.
Правило. Учебник стр. 25.
Первое правило читает ученик
Второе правило читает учитель.
Упражнение 39, стр.
I ряд – слова мужского рода
II ряд – слова женского рода
III ряд – слова среднего рода
Проверяем по очереди, зачитывая по одному слову.
На горе появился флажок, стр. 26, «Обратите внимание».
Учитель читает.
- Давайте сравним окончания существительных мужского и женского рода, что вы видите?
(Они имеют одинаковые окончания нулевое, я, а).
- Можно по окончанию существительного определить его род?
(нет, только средний род)
- Итак, друзья, до вершины Шалбуздага осталось всего – ничего. Но, чтоб покорить её, надо собрать информацию о ней.
- На столах конверты. Соберите предложения.
(Работа в группах)
Гора Шалбуздаг возвышается / в южной части Дагестана.
Одна из самых высоких вершин/ Восточного Кавказа.
В переводе с турецкого языка / означает «Гора, покрытая льдом».
Её высота/ составляет 4142 метра.
Шалбуздаг считают / священной горой.
На вершине горы похоронен/ пастух Сулейман.
Самое высокогорное селение в Европе/ расположилось на этой горе.
Аул Куруш находится/ на высоте 2560 метров над уровнем моря.
- На пути к вершине можно увидеть озеро Зам – зам. считается, если помолиться и попросить Всевышнего у этого озера, поверхность которого, всегда покрыта слоем льда , то желание обязательно исполнится.
Друзья, загадайте про себя заветное желание, наверняка оно сбудется, ведь и мы с вами покорили священную красавицу Шалбуздаг.
X. Рефлексия.
Но оставить вас на этой горе я не могу, так как на ней очень холодно. Вершины Шалбуздага всегда покрыты снежной папахой.
Если вы согласны со мной – хлопайте в ладоши. А если нет – топайте ногами.
Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?»
Имя существительное обозначает действие предмета.
Имя существительное изменяется по числам.
Имя существительное бывает только мужского и женского рода.
Имя существительное бывает мужского, женского, среднего рода.
Одушевлённые существительные: мама, скала, ребёнок.
Существительные женского рода: гора, деревня, степь.
Существительные мужского рода: папаха, дядя, дед.
Существительные среднего рода: село, солнце, море.
- Молодцы! У вас всё получилось!
XI. Домашнее задание.
Определить при помощи Атласа-определителя «От земли до неба», минерал Шалбуздага, который вы получили за верный ответ. Кто минерал не получил, узнайте, какие не менее известные горные вершины соседствуют с Шалбуздагом. Упражнение 41. Правило на стр. 25.
XII. Оценим себя.
- Ребята, если вам понравилось на уроке и вы не испытывали затруднения в определении рода имён существительных.
Оцените лайком.
Если же вы не уверены и у вас остались вопросы, оцените дизлайк.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Нижнее Казанище»
Урок русского языка в 3 классе
на тему: «Род имен существительных»
учитель начальных классов
Исмаилова А. А.
2021 год.