РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку
не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
не предлагайте упрощенных решений;
дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
| Симптоматика |
Внешний вид и поведение | тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия, тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов, ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания, склонность к нытью, общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение |
Эмоциональные нарушения | скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих, чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе и окружающим, чувство бесчувствия, тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная), ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный, тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг. |
Психические заболевание | депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения |
Оценка собственной жизни | пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем |
Взаимодействие с окружающим | нелюдимость, избегание контактов с окружающими, стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью, склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания. |
Вегетативные нарушения | слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, снижение аппетита, пища ощущается безвкусной, снижение либидо, нарушение менструального цикла (задержка) |
Динамика состояния в течение суток | улучшения состояния к вечеру, ухудшение состояния к вечеру |