Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59»
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «РОСТ` ОК»
Разработчик: Мохнарылова Н.Н.
Пояснительная записка
В соответствии с Законом «Об образовании РФ» и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.
Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Именно это послужило толчком создания клуба «РОСТ”ОК» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в первые пришли ДОУ и волнуются за своих детей?
К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы. На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.
Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «РОСТ”ОК» на базе МБДОУ «Детский сад №59» Программа родительского клуба «РОСТ”ОК» - результат исследования и изучения семей автором, создавшим новую модель психолого-педагогического информирования и практической помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста. Представленная программа имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.
Программа родительского клуба «РОСТ”ОК» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношенийс другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран «Будь здоров, малыш!», консультации врача, рубрика «Советы психолога», памятки и буклеты «Родителям о детях раннего и дошкольного возраста», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МБДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;
привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Реализация программы родительского клуба «РОСТ”ОК» рассчитана на 1 год (время пребывания детей в адаптационной группе, место реализации МБДОУ «Детский сад №59»).
Участники реализации программы: Руководитель клуба, педагог-психолог, специалисты ДОУ, врач и медсестра ДОУ, родители, дети с 1,5-4 лет.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 30 человек. Программа включает в себя шесть заседаний. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, совместного посещения музея, дня открытых дверей. В клубе работает телефон сотрудничества и служба индивидуальной помощи родителям. Родительские встречи проходят 1 раз в неделю.
Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Ожидаемые результаты программы
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
План работы родительского клуба «РОСТ”ОК» на учебный год.
Август
| Мероприятия клуба | Содержание | Участники |
1 | Подготовительный этап Реклама | Распространение наглядно-информационной агитации (буклеты, афиши, брошюры, визитные карточки). Составление рекламного видеоролика для пользователей интернета и размещение его на сайте МБДОУ №59 Подбор и изучение психолого-педагогической литературы; анализ опыта работы других родительский клубов | Руководитель клуба Администрация, Специалисты МБДОУ №59 |
Сентябрь
1 | Анкета-знакомство | Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики каждой семьи | Руководитель клуба «РОСТ”ОК» |
2 | Первое заседание клуба «Здравствуй, детский сад!» Встреча-знакомство Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками» | Знакомство с руководителем клуба и его специалистами Экскурсия по ДОУ (Музыкальный, физкультурный залы, медицинский и процедурный кабинеты, кабинеты специалистов, кухня, и т.д.) Ознакомление с планом работы на уч .год Вопросы. Пожелания | Руководитель клуба Заведующая Педагог-психолог Методист Врач Муз.работники Инстркутор по физической культуре, педагог дополнительного образования Родители |
3 | Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!» | Налаживание взаимоотношения с родителями Создание благоприятной эмоциональной атмосферы Установление психологического контакта с родителями Преодоление барьера недоверия к ДОУ | Руководитель клуба Специалисты Родители |
4 | Наглядная информация «Памятка для родителей» | «Что нужно знать родителям об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» | Руководитель клуба |
5 | Оформление информационного экрана «Будь здоровым, малыш!» | Информирование родителей по вопросам оздоровления детей | Врач МБДОУ №59 |
Октябрь
1 | Телефон сотрудничества «Звоните нам!» Мы поможем! | Сотрудничество с родителями клуба по средствам сотовой связи. На все интересующие вопросы отвечают специалисты ДОУ. | Руководитель клуба Специалисты |
2 | Второе заседание. «Здоровье малыша в ваших руках!» | Получение от родителей информации об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Формирование у родителей практических умений здоровьесбережения. Факторы, влияющие на здоровье ребёнка; Оздоровительные мероприятия в МБДОУ д/с №59; Виды закаливания | Руководитель клуба Врач ДОУ Родители |
3 | Родительский ринг «Адаптация детей к д/с» (для родителей вновь поступивших детей) Консультация «В первый раз в детский сад» | Ознакомление родителей особенностями адаптации детей раннего возраста Факторы, влияющие на адаптацию детей к ДОУ Условия, созданные д/с для успешной адаптации детей.Рекомендации родителям по подготовке к посещению д/с | Педагог-психолог Родители детей посещающих ДОУ Родители детей, непосещающих ДОУ |
4 | Служба индивидуальной помощи | Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «РОСТ”ОК» | Руководитель клуба Все родители |
5 | Консультация «Песочная терапия для малышей» | Психолого-педагогическое просвещение участников клуба о интересном методе развития ребенка, развитие мелкой моторики рук | ПДО Родители |
Ноябрь
1 | Фотопрезентация «Условия в детском саду» (DVD диск) | Ознакомление родителей с предметно-развивающей средой группы | Руководитель клуба «РОСТ”ОК» |
2 | Изготовление почтового ящика «Спрашивали? -Отвечаем!» | Анализ актуальных проблем Оказание квалифицированной помощи | Руководитель клуба «РОСТ”ОК» |
3 | Наглядная информация для родителей (папка-передвижка) | Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами» | Руководитель клуба |
4 | Третье заседание клуба «Давайте поиграем!» | Демонстрация проекта «Наши друзья-песок и вода!» Развивающие детские игры с песком и водой Показ слайд -шоу «Мы играем! Представление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» | Руководитель клуба «РОСТ”ОК» Участники клуба |
5 | Служба индивидуальной помощи | Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «РОСТ”ОК» | Руководитель клуба и специалисты |
Декабрь
1 | Оформление педагогической библиотеки (методическая литература, журналы) | Психолого-педагогическое просвещение участников клуба | Руководитель клуба |
2 | Интернет-реклама | Размещение на сайте МБДОУ Фотопрезентация «Игры с песком и водой» Видеоролики «Предметно-развивающая среда» Видеофильм «Как мы в садике своём очень весело живём!» | Руководитель клуба Родительский комитет Администрация |
3 | Рубрика «Советы психолога» «Психологические особенности детей раннего возраста» | Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей.О ведущей предметной деятельности | Руководитель клуба Педагог-психолог Родители |
4 | | | |
Январь
1 | Родительский ринг «Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста». | Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста -ранний возраст-период… -особенности умственного развития -особенности развития речи -двигательная активность детей раннего возраста | Руководитель клуба Специалисты Родители |
2 | Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок» | Вовлечение участников родительского клуба в деятельность МБДОУ №59. Налаживание положительного взаимоотношения | Руководитель клуба Родители |
3 | Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть» | Психолого-педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической компетентности родителей | Руководитель клуба Родители |
4 | Домашнее задание на каникулы «Поиграй со мною дома» | Родители выполняют домашнее задание, играя с малышом. Повышение педагогических знаний и умений. Накопление обучающего материала. | Руководитель клуба Родители |
Февраль
1 | День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» | Присутствие родителей на просмотре режимных моментов | Родители Руководитель Дети группы |
2 | Консультация «Расти здоровым, малыш!» | Информирование родителей в вопросах здоровья детей | Врач ДОУ Родители |
3 | Рубрика «Советы психолога» «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления» | Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами. | Педагог-психолог Родители Руководитель клуба |
4 | Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду» Индивидуально для каждого родителя | Налаживание взаимоотношения с семьями | Руководитель клуба Родители |
5 | Обновление педагогической библиотеки | Психолого-педагогическое просвещение участников клуба | Руководитель клуба |
Март
1 | Игровое развлечение «Мамин день», посвященное дню 8 марта | Совместное проведение развлечения с мамами. Объединить взрослых и детей настроением праздника | Музыкальные работники Родители Дети |
2 | Консультация «Живу по расписанию» | Предварительная работа: просмотр режимного момента «Кран откройся-нос умойся». Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка | Руководитель клуба Родители |
| Мастер – класс «Рисование клеем», Практикум «Советы психолога» | «Как вести себя с детьми от 1,5 до 4 лет» | Педагог-психолог, педагог дополнительного образования |
3 | Совместное мероприятие родителей и детей Мастер-класс «Карамельное яблоко» | Обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в творческой деятельности. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими. | Руководитель клуба Аниматор Родители |
5 | | | |
Апрель
2 | Семейный конкурс «Разноцветные ладошки» Нетрадиционная техника рисования Организация выставки | Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей | Руководитель клуба Родители Дети |
3 | Анкетирование родителей | Оценка родителями деятельности клуба «РОСТ”ОК» | Руководитель клуба Родители |
4 | Наглядная информация (папка-передвижка) | «Игры с песком и водой в летний период» | Руководитель клуба |
5 | Информационный экран «Будь здоровым, малыш!» | Формирование у родителей осознанного отношения к организации здорового образа жизни малышей | Врач ДОУ |
Май
1 | День добрых дел | Субботник на территории детского сада или группы Вовлечение участников клуба в деятельность МБДОУ №59 | Руководитель клуба Родители |
2 | Консультация «Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи» | Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка и с видами игрового оборудования. | Руководитель клуба Родители |
3 | Посещение музея «Вместе с мамой, вместе с папой» | Совместный поход в музей (празднование 9 мая) Создание радостного настроения | Руководитель клуба Родители Дети |
4 | Итоговое заседание клуба «До новых встреч» | Просмотр видеоархива родительского клуба «РОСТ”ОК». Подведение итогов. Обсуждение планов на будущее. | Все участники клуба «РОСТ”ОК» |
5 | Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко». | Проявление родительского интереса к жизни детей в ясельной группе | Руководитель клуба Дети |
Список литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009
10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.
11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Российская газета. Федеральный выпуск №5125. 5 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.-179с.
Электронный ресурс
1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-364938.html
Евдокимова Е.С. Проблемы сопровождения современной семьи в реалиях XXI века: проблемы и подходы. Материалы I региональных педагогических чтений. 2008. Волгоград. Комитет по образованию администрации Волгоградской области Региональное представительство Российского «Центра гуманной педагогики» Волгоградское отделение Рериховского