СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительский лекторий " Агрессивный ребенок - причина появления проблемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика доклада является актуальной и направлена на разъяснении причин агрессивного поведения ребенка и пути устранения возникших проблем совместно с семьей.

Просмотр содержимого документа
«Родительский лекторий " Агрессивный ребенок - причина появления проблемы"»

Родительский лекторий

Тема: Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребенка.

Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского слова «agressio», что означает «нападение», «приступ».

Причины появления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Доказано, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствует мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего коллектива, источником огорчений учителей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ним. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает. Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их…

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крик, трудно ожидать, что ребёнок будет покладистым и спокойным.

Как помочь агрессивному ребёнку? Полезные рекомендации можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребёнка». Он выделяет пять способов контроля поведения ребёнка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. Нейтральный способ контроля предполагает использование поощрения (за выполнение определённых правил) и наказание (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как ребёнок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребёнка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Это скрытая форма агрессии, её цель – вывести из себя, расстроить родителей, причём ребёнок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начнёт специально плохо учиться, носить те вещи, которые не нравятся родителям, капризничать без причины. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать сразу за проступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам считает, что заслужил его. Кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

К позитивным способам относятся просьбы мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребёнка, взять его за руку и отвести и т. д.)

Существует ещё один способ эффективной работы с гневом ребёнка, хотя он может быть применён далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребёнка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребёнку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми:

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. Демонстрировать

модель неагрессивного поведения. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребёнка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребёнка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя.



Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).

Обычно исследователи выделяют четыре основных вида насилия над ребенком:


  1. Физическое

  2. Сексуальное

  3. Психологическое насилие

  4. Пренебрежение нуждами ребенка.

Рассмотрим один из перечисленных видов насилия: физическое.

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

Формы физического насилия:

    • избиение, истязание;

    • удары;

    • пощечины;

    • прижигание горячими предметами;

    • вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;

    • принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;

    • попытки удушения или утопления ребенка.

Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Установлено, что физическому насилию чаще подвергаются мальчики, чем девочки. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста.

Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

  1. Поведение родителей:

  • родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

• дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

• обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

• обвиняют других детей;

• отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

  1. Внешний вид ребенка:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);

  • задержка физического развития, отставание в росте и весе;

  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).

  1. Психологические и поведенческие особенности детей:

  • Появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.

  • Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

  • Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия и вседозволенности.

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике.

Работа в школе по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях:

  1. Профилактическом

  2. Диагностическом

  3. Коррекционном.

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение встреч с родителями , индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложенийПозволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

1. Работа с родителями.

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения «родитель-ребенок».

3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.


Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

Одной из форм социальной работы с детьми испытавшими насилие, является создание телефона доверия.

Таким образом, работа заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной, правовой и медицинской помощи, и использовании социальных ресурсов для их защиты.

Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально - нравственной обстановке в семьях.

К социальным и психологическим проблемам подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки.

Давайте поможем таким семьям в их возникших проблемах между ними и детьми и понять, что дети — это наше будущее и самое главное в нашей жизни.







МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребенка.











Поконова И.Н.















Владимировка 2020 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!