СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительский всеобуч по программе "Знаю ли я своего ребёнка". Готовность ребёнка к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительский всеобуч. Продолжаем знакомство с программой "Знаю ли я своего ребёнка". Мини лекция из этой программы для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Родительский всеобуч по программе "Знаю ли я своего ребёнка". Готовность ребёнка к школе.»

Занятия родительского всеобуча для 1-4 классов

Занятие 2. Готовность ребенка к школе. Роль семьи в адаптации ребенка к школе.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении адаптационного периода первоклассника.


Ход занятия

1. Упражнение «К школе готов».

Цель: осознание степени готовности к школьному обучению.

Время проведения: 5-10 минут.

Материалы и оборудование: бумага, ручки, карандаши.

Техника проведения: родители на листах бумаги пишут, что для них является понятие «Готовность к школе» и оценивают степень готовности к школе своего ребенка в процентах. Затем после лекции смотрят, насколько верны были их представления об этом понятии.

Добрый день мамы и папы!. Сегодня я продолжаю вас знакомить с программой «Знаю ли я своего ребёнка». Наша мини лекция взята именно из этой программы.


2. Мини-лекция «Готовность к школьному обучению».

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать школьное обучение: в 6 или 7 лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Такие вопросы чаще всего беспокоят родителей. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и к учебе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность, психологическую и социальную (или личностную) готовность к обучению в школе

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности. Уровень ее определяет медицинская комиссия, врачи могут рекомендовать пойти в школу на год позже.

Личностная (или социальная) – это готовность к принятию новой социальной позиции – позиции школьника. Личностная готовность включает в себя знания о школе и отношение к школе в целом и процессу обучения в частности.

Психологическая готовность включает в себя следующие составляющие:

1. Мотивационная готовность.

2. Волевая готовность.

3. Интеллектуальная готовность.

4. Эмоциональная готовность.

Мотивационная готовность предполагает желание учиться, получать знания; умение слушать учителя и выполнять его задания; определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Для ребенка учеба – это праздник. Он считает себя взрослым. Поэтому необходимо понимание со стороны близких. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же как у мамы и папы». Главное понять ребенку для чего он пойдет в школу, мотив.

Волевая готовность предполагает умение подчиняться правилам, соответствовать требованиям; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Волевая готовность – это способность управлять своими эмоциями и поведением, умение поддерживать порядок на рабочем месте, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Для формирования волевых качеств важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Они могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для их возраста обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Интеллектуальная готовность подразумевает определенный уровень мыслительных процессов, таких как память, внимание. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы.

Эмоциональная готовность к школе предполагает умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, постоять за себя (не применяя силу), адекватно реагировать на замечания, попросить о помощи, предложить помощь, сопереживать окружающим, выражать свои просьбы, признавать свои ошибки.


3. Упражнение «Дерево готовности к школе».

Цель: закрепить полученную информацию о готовности ребенка к школе.

Время проведения: 10 минут.

Материалы и оборудование: изображение дерева.

Техника проведения: Для обобщения услышанной информации заполним «Дерево готовности к школе», ответив на вопрос «Какими качествами должен обладать будущий школьник, чтобы стать успешным?» (Высказывания родителей)



4. Тест для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?».

Инструкция: Попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11.Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Интерпретация.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.


Если после проведения теста вы поняли, что ваш ребенок недостаточно подготовлен, не огорчайтесь, ведь главное — вовремя выявить и предупредить возможные трудности.


5. Практические рекомендации «Роль семьи в адаптации ребенка к школе».

Родители играют важную роль в адаптации ребенка к новым социальным условиям, поэтому им очень важно выстроить свое поведение и воспитательную позицию так, чтобы стать настоящим помощником и поддержкой ребенка в этот сложный для него период жизни. Вот некоторые рекомендации, выполнение которых позволит ощутить Вашему ребенку успешность при обучении.

1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и, если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку», постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопится с выводами.

8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки сразу, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные перерывы, лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж, если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.

11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учёбы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения и т.п.

В заключение можно сформулировать основные условия, которые необходимо соблюдать, помогая ребенку стать учеником:

- вера в ребенка;

- надежда на его успех;

- любовь к ребенку;

- организация его жизни для успешной адаптации к школе.


6. Рефлексия занятия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!