Данная разработка посвящена проблемам адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы на ступень обучения основного общего образования. Материал можно использовать при проведении родительского собрания в пятом классе, а также при проведении психолого-педагогического консилиума, с целью ознакомления педагогов предметников с особенностями адаптации, выявлению признаков дезадаптации и рекомендациями по преодолению тревожности у пятиклассников.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"»
Родительское собрание в 5 классе
"Адаптация
пятиклассников к новым
условиям учёбы»
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 36» г.Ангарск
Гардабудских Надежда Степановна
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Особенности развития младшего подростка
Демонстративность поведения:
• демонстрация негативных привычек;
• нарушение правил поведения;
• привлечение к себе внимания любыми способами.
Эмоциональная неуравновешенность:
• резкие перепады настроения;
• обидчивость, раздражительность.
Сфера интереса – общение
• снижение качества учебной деятельности;
• значим статус в классе или в компании;
• в отношении со взрослыми: доверие или недоверие;
• интенсивное расширение контактов, обретение своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
- качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Сравнительная таблица
4 класс
1
5 класс
8 – 9 предметов
2
20 – 22
часа
3
12 – 14
предметов
25 – 27
часов
1 – 3
учителя
4
1 - 2
часа
8 – 10
учителей
2 -2,5
часа
Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.
Проблемы пятиклассников :
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новые дети в классе;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста .
«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Чем можно помочь?
- Безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи.
- Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.
- Медлительные и малообщительные дети труднее адаптируются к новым условиям. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, придите к классному руководителю или психологу.
- Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше.
- Познакомьтесь с одноклассниками ребенка.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка. Приучайте его к самостоятельности постепенно. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
- Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Способы преодоления тревожности:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
- Помогите ему найти дело по душе.
Используемая литература: Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба // Школьный психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. - № 13.