СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Чтение - это важно!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания "Чтение - это важно!". Создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Чтение - это важно!"»

Родительское собрание на тему:

"Чтение - это важно!"

в рамках общешкольного проекта «Увлекательное чтение».

Цель: cоздание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

  • Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.

  • Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

  • Создание «Книги семейных советов - рецептов»

  • Познакомить родителей с проектом семейного чтения «Увлекательное чтение».

ХОД СОБРАНИЯ

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

Ричард Бах

 

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

В.А. Сухомлинский

 

Чтение – вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

 

 

 

 1.Классный руководитель открывает собрание вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении.

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский.

Учитель: Уважаемые, родители! Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным». (Слайд № 2)

Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.

Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек детей. Одни считают, что широкое распространение телевидения и компьютеров вытесняет процесс чтения как таковой, что много информации человек узнает именно из этих источников. Другие считают, что информационный голод невозможно удовлетворить, не читая книг. Кто прав? ( Слайд №3, слайд № 4)

Чтение языком статистики

Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 – в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. ( Слайды № 5, № 6, № 7, №8).

Так зачем же человек должен читать?( Слайд № 9).

Книга будит эмоции. Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это - эмоции. Развивая нашу фантазию, книга делает нас творцами. Значит без книги, без чтения одухотворённую личность, способную заниматься творчеством, да и просто интересную личность вырастить невозможно. ( Слайд № 10, № 11)



Чтение повышает интеллект. Если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% всей доступной ему информации (из 20% возможных). Мы выше уже сказали, что современный ребенок, подросток, взрослый человек должен читать каждый день столько, сколько раньше читали за всю жизнь. Причем скорость чтения и уровень восприятия нужно постоянно повышать.

Книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно не образование, не самообразование. Книга это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может  бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.( Слайд № 12)



Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую зоркость. Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает много, он обладает большим объемом информации и лучше ориентируется в предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.( Слайд № 13)

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, что какой бы вопрос у него не возник, ответ он сможет найти в книге.(Слайд № 14)

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают. (Слайд № 15)

Чтение приобщает ребёнка к труду, являясь, по сути, первым большим делом в жизни, которое ему надо освоить. Ведь, приучаем же мы ребёнка каждодневно чистить зубы, убирать свою постель, свою комнату, помогать по дому родителям. Чтение тоже должно занять в этом ряду своё место. А труд на то и труд, что трудно. Здесь нельзя перегибать палку своим нажимом. В труде очень важен личный пример, поэтому помогите, не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Просто процесс этот перейдёт на следующий этап: Вы читаете не одни, ребёнок читает параллельно с вами. Разговаривайте с ним, убеждайте его в том, что постепенно он освоит технику чтения и ему будет так же легко, как легко слушать ваше чтение вслух. Пусть ребёнок каждый день видит к чему надо стремиться, пусть ощущает Ваше огромное желание помочь ему. Ваш труд, умноженный на его труд, обязательно даст результат и наступит тот момент, когда он, не дожидаясь Вас, будет читать продолжение начатой Вами книги.

Если мы, заставляя читать наших детей, не читаем сами грош цена нашим усилиям. Это, как в любом деле - личный пример заразителен.

К сожалению, современные дети читают очень мало. Чем старше становится подросток, тем реже он берет книги для досуга. Итак, мы видим, что проблема детского чтения стоит в настоящее время очень остро.

Причины нелюбви к чтению.

  1. Родители сами не читают книги.

  2. В доме нет книг , их не покупают и не дарят ребенку.

  3. Нет традиции семейного чтения вслух. Прочитанные книги никогда не обсуждаются.

  4. Переход от слушательского чтения к самостоятельному затянулся.

  5. Психические заболевания ребенка.

  6. Отсутствие у ребенка фантазии и воображения.

  7. Отсутствие в доме книг соответствующих возрасту детей

( Слайд № 16)





2. Презентация проекта «Увлекательное чтение».( Слайд № 17)

3. Дискуссия.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье. Работа с памятками, подготовленными к родительскому собранию классным руководителем. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей. Их обсуждение  и анализ.

Учитель: Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.



Вопросы для дискуссии. (Слайды № 18, № 19)

1. Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

2.Уместен ли торг между родителями и ребенком?

«Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

3.Важно ли читать с детьми вслух?

4. Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

5.Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?





Ответы к дискуссии.



  1. Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.



2. Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.

Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.



3.Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.



4.Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.



5.Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.

4. Памятка «Как воспитать книгочея?» (Слайд № 20)

5. Чтение и книга.

Учитель: Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. (Слайд № 21).



6. Решение собрания.

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

 

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи.

 

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

 

 Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного

 

Активно участвовать вместе с детьми в проекте «Увлекательное чтение». 

 

 

 













Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. Читают ли родители тебе книги?_______________

  2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?_________________________

  3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?_________________________

  4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?____________________________________

  5. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?__________________________

  6. Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?________________________________________

  7. Какую книгу ты читаешь сегодня? (Укажи ее название и автора).___________________________________________



Анкета для учащихся

1.Читают ли родители тебе книги?_______________

2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?_________________________

3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?_________________________

4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?____________________________________

5. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?__________________________

6. Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?________________________________________

7. Какую книгу ты читаешь сегодня? (Укажи ее название и автора).___________________________________________




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!