СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему"Агрессия. Способы ее подавления"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе представлены причины агрессии и способы борьбы с ней, тестирование для родителей, советы

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему"Агрессия. Способы ее подавления"»

Родительское собрание для 7-8 класса

Тема « Жизненные цели подростков. Профилактика подростковой агрессии.»

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка.

 Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: жизненные предпочтения подростков: кто их формирует; что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков; как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка.



Ход собрания

Уважаемые папы и мамы!

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада. Часто родители, пытаясь помочь, натыкаются на агрессию со стороны ребёнка.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности.

Возрастные границы: от 11–12 до 16–17 лет.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками (“группированию”), стремление к самостоятельности и независимости, “эмансипации” от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Ведущий вид деятельности: Интимно-личностное общение/общение со сверстниками.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

Социальная ситуация развития: заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Основные характеристики данного возраста:

1. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

2. Развитее самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ “Я” обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице.

3. Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис.

В этом возрасте происходят как физиологические изменения (половое созревание), так и психологические изменения. Психическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом. Основными причинами кризиса являются:

1) взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремлений к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями;

2) в поведении появляется прямое отражение полового созревания.

Суть кризиса заключается в глубоком качественном изменении всего процесса психического развития ребенка, его внутреннего мира (а не в ярких внешних проявлениях поведения)

 К симптомам кризиса относятся:

1. Снижение продуктивности учебной деятельности (а также способности ею заниматься) даже в тех сферах, где подросток одаренный.

2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих. Склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у него часто возникает внутреннее беспокойство, недовольство, стремится одиночества и самоизоляции.

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

Возрастные границы: 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек.

Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная деятельность. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяется как порог взрослой жизни Она характеризуется тем, что основными задачами является выбор профессии, жизненного пути, социальное и личностное самоопределение

Основные характеристики данного возраста:

1. Самоопределение (профессиональное и личностное) – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого.

2. Саморефлексия. Девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль.

3. Это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании – формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Каждый юноша/девушка переживает кризис идентичности. Его причина заключается в том, что формирование идентичности достаточно длительным и сложным процессом, поскольку это зависит от принятия индивидом своих решений, взятие на себя ответственности за свои решения, за выбор ценностей, будущей профессии. Если идентичность не сформируется, то человек “не находит себя”, своего места в обществе, в труде.

В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. В раннем юношеском возрасте появляется новое чувство: любовь. Ее возникновение обусловлено: 1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности; 2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы; 3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости.

Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Давайте разберемся, что же такое “агрессия” и “агрессивность”? Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Можно сказать, что агрессия – это акт нападения.

Агрессивность – приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:

• когда имеют место губительные для жертвы последствия;

• когда нарушены нормы поведения.

Давайте же подумаем с Вами, в чем причины агрессивного поведения наших подростков? Обсуждения и комментарии родителей.

Самое трудное – понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать.

Причины агрессивного поведения подростков таковы:

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым необходимо отнести: ближайшее окружение подростка (семья, группы сверстников), макросреда - образовательные учреждения в которых подросток прибывает длительное время (колледж, музыкальная школа, спортивные кружки), а также – традиции данной культуры, средства массовой информации, личностные черты и особенности подростка.

Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение подростка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение подростка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека [9].

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды - школы, колледжа, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену образовательного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.

Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама.

Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.

Существуют следующие формы проявления агрессии:

физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия – действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, ругань);

склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [12].

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках. А не на личностях.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение с подростком поступка (конструктивный диалог).

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация неагрессивной модели поведения.

Для преодоления подростковой агрессии в своём арсенале уважаемые родители вы должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Направления коррекционной работы с агрессивными подростками.

1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны подростка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию, при этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия.

2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

Обучение подростка контролю над своими эмоциями. Нужно учить выплёскивать внутреннее напряжения через активные действия, занятие спортом, подвижные игры.

Развитие у подростка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения и т.п.).

Обучение умению предъявлять свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям].

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

(Вопросы для обсуждения, задаваемые родителями)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!