СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "«ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы рассмотрим ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно. Родители убеждены, что делают ребёнку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "«ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ»»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ДЕСЯТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ СОВЕРШАЛИ»


Цели:

  • Рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей.

  • Дать рекомендации родителям по воспитанию социально одобряемого поведения ребёнка.


Участники: классный руководитель, родители учащихся.




Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. Памятки с рекомендациями для родителей «Азбука воспитания».

  2. Десять конвертов с педагогическими задачами.

  3. Тест «Какой вы воспитатель?»

  4. Мультимедийная презентация.

  5. Эпиграф на доске:


Другим прощай многое, себе ничего

Публий Сир








ХОД СОБРАНИЯ


  1. Организационная часть.

Классный руководитель открывает собрание и знакомит родителей с повесткой собрания.

ПОВЕСТКА:


  1. «Роль, предопределяемая для ребёнка взрослыми»

  2. Тест: «Какой вы воспитатель?»

  3. Практикум для родителей «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

  4. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.

  5. Разное.


  1. Выполнение задания родителями «Продолжи фразу».

Предлагаю вам, уважаемые родители, продолжить следующую фразу: «Воспитание – это…»

В педагогической литературе очень много определений понятия воспитание, но я обратилась к толковому словарю С.И. Ожегова, т.к. он рассчитан на широкий круг пользователей. В нём понятие «воспитание» толкуется как навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Конечно, нам всем хочется, чтобы наши дети проявляли только те навыки, которые одобряются обществом и моралью, так вот о том, как привить именно такие навыки и не совершить ошибки мы сегодня и поговорим.

  1. Сообщение по теме «Роль, предопределяемая для ребёнка взрослыми».

Мы рассмотрим ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно, иногда даже с глубоким убеждением, что они делают ребёнку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. И он рассуждает следующим образом: «Ведь и меня «гоняли» и даже били в детстве, а человеком сделали!».

Нередко в семье ребёнок выполняет роль, предопределённую для него взрослым.

Условно выделяют следующие роли детей в семье:

  1. «кумир семьи»;

  2. «сокровище»;

  3. «паинька»;

  4. «болезненный ребёнок»;

  5. «ужасный ребёнок», «мучитель»;

  6. «козёл отпущения»;

  7. «золушка»

И т.д.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая - обещание больше не любить.

"Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить"

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: "Теперь мамочка больше не будет любить тебя". Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:

Обещание больше не любить своего ребёнка - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - он будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".

Ошибка вторая - безразличие

"Делай что хочешь, мне все равно"

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребёнку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать ребёнку, что вам все равно, чем он занимается. Дети, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнут проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".

Ошибка третья - слишком много строгости

"Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная"

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку - 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

Ошибка четвертая - детей надо баловать

"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам"

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего ребёнка, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить детей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги своего ребёнка, от этого он не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая - навязанная роль

"Мой ребенок - мой лучший друг"

Мнение родителей:

Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Ребята даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая - денежная

"Больше денег - лучше воспитание"

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

Ошибка седьмая - наполеоновские планы

"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс"

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребёнок еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая - слишком мало ласки

"Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"

Мнение родителей:

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться, должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая - ваше настроение

"Можно или нет? Это зависит от настроения"

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать ребёнку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если, плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".

Ошибка десятая - слишком мало времени для воспитания ребенка

"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки сына или дочери, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребёнку это необходимо.

  1. Тест «Какой вы воспитатель?

Кл. рук-ль. Ответить на вопрос: «Какой вы воспитатель?», возможно, поможет предложенный тест.

  1. Ребёнок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

  1. Сгоряча накажете ребёнка.

  2. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

  3. Прежде всего, переговорите с классным руководителем.

  1. Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

  1. Самая первая – подзатыльник.

  2. Раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».

  3. Успокоите ребёнка – ведь он это сделал неумышленно.

  1. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

  1. Промолчите, чтобы не уронить авторитет.

  2. Извинитесь.

  3. Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

  1. Ребёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая (ший)…

  1. Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».

  2. Ответите, не думая серьёзно, лишь бы ответить.

  3. Объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

  1. Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

  1. Напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

  2. Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».

  3. Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

  1. «Мамочка, умоляю, давай заведём рыбок», - просит сын или дочка. Что вы ответите?

  1. Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

  2. «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».

  3. «Прежде подумай: всё ли предусмотрел, серьёзно ли твоё стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придётся только тебе».

Кл. рук-ль. Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3), значит, вы неплохой воспитатель и психолог.

Если «угадали» наполовину – вам надо в чём-то пересмотреть свои убеждения.

Если ещё меньше – придётся серьёзно задуматься над своими методами воспитания ребёнка.

  1. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки для родителей.


Памятка для родителей
10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

1. Ошибка первая - обещание больше не любить.

"Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить"

Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".

2. Ошибка вторая - безразличие

"Делай что хочешь, мне все равно"

Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".

3. Ошибка третья – слишком много строгости

"Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная"

В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

4. Ошибка четвертая - детей надо баловать

"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам"

"Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Ошибка пятая - навязанная роль

"Мой ребенок - мой лучший друг"

Ребята даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

6. Ошибка шестая - денежная

"Больше денег - лучше воспитание"

На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

7. Ошибка седьмая - наполеоновские планы

"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс"

Заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

8. Ошибка восьмая – слишком мало ласки

"Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"

Желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.

9. Ошибка девятая - ваше настроение

"Можно или нет? Это зависит от настроения"

Лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".

10. Ошибка десятая - слишком мало времени для воспитания ребенка

"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"

Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки сына или дочери, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребёнку это необходимо.

Список литературы

Мишель Борба. « Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться М.: «Диалектика», 2006.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., 2002.

Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во "Республика", 1998

Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6. Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 139-151.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!