Родительское собрание на тему: «Интернет-зависимость у детей и подростков»
Цель: познакомить родителей с понятием «интернет-зависимость», какие существуют виды интернет-зависимости, по каким признакам можно определить интернет-зависимость у детей и подростков, причины этого явления и какие необходимы меры профилактики.
Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хотела бы с вами поговорить на тему «Интернет-зависимость у детей и подростков».
В наше время интернет есть практически у всех и везде он доступен. С одной стороны это хорошо, т.к. из интернета можно почерпнуть много разной нужной информации, но есть и другая сторона: если ребенок много времени проводит в сети интернет, у него может сформироваться интернет-зависимость.
Интернет-зависимость –это навязчивое стремление использовать Интернет, проведение большого количества времени в сети, желание в любую свободную минуту зайти в интернет.
Сегодня вы узнаете , какие существуют виды интернет-зависимости , по каким признакам можно определить интернет-зависимость у детей и подростков, причины этого явления и какие необходимы меры профилактики.
Существует несколько видов интернет-зависимостей, перечислю вам самые основные, которые чаще встречаются среди детей и подростков:
-
Серфинг- бесцельное листание страниц, чтение ненужной информации
-
Игровая зависимость- постоянное зависание в сетевых играх
-
Зависимость от общения- отличается большим количеством переписок, участие в различных чатах и форумах, слишком большое количество друзей и подписчиков в соц.сетях, с которыми ребенок даже не знаком.
-
Зависимость от видео- просмотр большого количества видеороликов («тик-ток»), просмотр фильмов и сериалов через интернет, причем после просмотра этого видео зритель иногда не может рассказать, о чем было просмотренное видео
Причины интернет-зависимости:
-Стресс у ребенка или внутренняя тревога. Обычно это происходит на фоне проблем в семье или в школе. В интернете ребенок «сбегает от реальности». Там он чувствует себя более комфортно, получает положительные эмоции, которых ему не хватает в обычной жизни.
- Слишком сильная опека со стороны родителей (гиперопека), в интернете ребенок чувствует себя свободно, не чувствует постоянного контроля и запретов со стороны взрослых.
- Отсутствие у детей внимания со стороны родителей, их незаинтересованность в жизни ребенка. В интернете ребенок ищет то внимание, которого ему не хватает со стороны родителей. При этом многие родители считают, что лучше ребенку сидеть дома за компьютером, что гулять на улице, где он может связаться с плохой компанией.
- Если у подростка есть проблемы в общении со сверстниками, он ищет общение в сети.
Признаки интернет-зависимости:
Ребёнок начинает проводить в сети больше свободного времени, чем прежде. Его тяжело оторвать от этого занятия.
У ребёнка нарушается сон (бессонница, беспокойный спит ночью).
У ребёнка ухудшается память и внимание, снижается успеваемость в учёбе.
Виртуальное общение вытесняет реальное. Ребёнок не общается со сверстниками, пропускает школу и секции, не ходит гулять.
У ребёнка наблюдаются нарушения режима дня, отсутствие аппетита.
- Снижается здоровье (ухудшается зрение , появляются проблемы с позвоночником, частые головные боли)
У ребёнка появилась необходимость быть «онлайн» ежеминутно. Он стремится постоянно проверять свои социальные сети и онлайн-игры.
-Во время нахождения в интернете ребенок чувствует радость, как только он оказывается без интернета – он становится раздражительным и даже агрессивным, может устроить истерику.
Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков:
Так как же помочь ребенку не допустить развития интернет-зависимости или избавиться от нее, если она уже появилась? Конечно, здесь понадобится помощь и поддержка родителей.
-На первом этапе нужно обсудить с ребенком эту проблему, при этом не кричать, не обвинять ребенка в неправильном поведении,т.е не создавать конфликтную ситуацию. Нужно проявить спокойствие и дружелюбие в разговоре с ребенком.
-Далее нужно оценить привычки ребенка и понять по каким причинам ребенок так долго и часто сидит в «интернете».
-Затем нужно работать с этой причиной, по которой ребенок погрузился в виртуальный мир. Например: если ребенок постоянно общается в соц. Сетях- нужно попробовать заменить их спортивными секциями, кружками, где он будет общаться со сверстниками; если это зависимость от компьютерных игр-попытаться заменить их на реальные игры(секции футбола, волейбола….)
-Также нужно распланировать день ребенка таким образом, чтобы у него оставалось как можно меньше времени на выход в интернет.
-Далее, нужно договориться с ребенком об ограничении времени пребывания в интернете (например 30 минут после школы и 30 минут после того, как будут сделаны все уроки, при этом желательно обучить детей таймингу, например, ставить будильник за 5 минут до окончания сеанса в интернете) Важно!Детская психика всегда нуждается в границах.
-И конечно же, самым главным примером для ребенка должен стать пример родителей, ведь если родитель, ограничивая ребенка , сам много времени проводит в интернете (в соц.сетях, за играми), то что вы хотите от своего ребенка? Он копирует ваше поведение, первую очередь начните изменения с себя!
Проводите больше времени со своими детьми!
Общайтесь со своими детьми!
Устраивайте совместный семейный отдых (например прогулки, выезд на природу)
и тогда у ваших детей интернет-зависимости не будет!
Интернет зависимость у детей и ее профилактика в семье
Всем добрый вечер! Сегодня мы с вами поговорим о интернет-зависимости у детей и ее профилактике в семье.
Две стороны одной медали
В настоящее время наша жизнь всё теснее связывается с развитием информационных технологий, где на первый план выходит интернет. На данный момент это облегчает решение многих вопросов, таких как: обучение, чтение, покупка товаров, развлечения, без него трудно представить нашу жизнь. В связи с этим, многие задаются вопросом о том, не возникло ли у меня или моего ребёнка зависимости от интернета и окружающих его гаджетов. В последнее время эта зависимость всё чаще наблюдается у детей и подростков.
По словам экспертов, официальной статистики о числе страдающих интернет-зависимостью нет, что отчасти связано с не обращением зависимых за помощью, отчасти – с непризнанием такой зависимости как болезни.
Примерно 7-10 % людей можно ставить диагноз "интернет-зависимость", а "вот уже где-то процентов 40 % — с предрасположенностью к компьютерной зависимости". При этом среди подростков 12-13 лет эта цифра достигает 80 %.
«Термин Internet-addiction (по-русски "интернет-аддикция" или "интернет-зависимость") появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Тему с удовольствием подхватили журналисты. Посыпались статьи с предположениями, что молодое поколение уйдет в "виртуальный мир" от скучной реальности. Появились психологи, которые сделали себе имя на Интернет-зависимости.
Профессор Питсбургского университета Кимберли Янг выпустила книги с броскими названиями: "Пойманные в Сеть" и "Запутавшиеся в Паутине".
Но является ли пристрастие к Интернету действительно столь опасным явлением?
Существует ли Интернет-зависимость вообще, и если существует, то какие формы она принимает?
Проблема интернет зависимости
В 2019 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:
54% опрошенных школьников бесцельно «блуждают» по интернету более 6-8 часов в день, причем у каждого четвертого это вошло в привычку;
у 52% респондентов появляются признаки апатии и депрессии из-за временного отсутствия интернета;
43% подростков пытаются самостоятельно контролировать время пребывания онлайн.
Более тревожные результаты получили сотрудники «Лаборатории Касперского» в 2020 году. Выяснилось, что по показателю интернет увлеченности российские подростки побили все рекорды: 56 % против 51 % в США и 40 % в Европе. Причем на младшую возрастную группу (8-10 лет) приходится 40 %, а на подростков от 14 до 18 лет – все 68 %. И если в 2010 году ежедневно в интернет выходило 82 % детей, то в 2016 – уже 92 %.
Статистика зависимости от социальных сетей позволяет определить количество времени проведенного онлайн. На экране представлены результаты опросов детей, возраст 8 – 12 лет:
Если вы посмотрите, половина опрошенных проводят в интернете несколько часов в день и 23 % все свое свободное время.
По результатам социологических исследований опубликованных в СМИ:
88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8–9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне.
Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам.
С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием.
Хотя многие психиатры отказываются признавать интернет зависимость психическим расстройством, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела и опубликовала новый классификатор МКБ-11, включив в него диагноз «игровое расстройство».
Сейчас мы изучим причины интернет зависимости
Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей:
при стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
при недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.
В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:
попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.
Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов.
Психологические признаки зависимости:
Предвкушение сеанса Интернета
Увеличение времени пребывания в сети
Безуспешность контроля за пользованием Интернетом
Усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом
Продление сеансов до абсурдно длительного периода
Риск утраты социальных связей и жизненных интересов, например: отказ от общение со сверстниками.
Лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом
Использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем
Эйфория во время пребывания в сети
Неспособность остановить сеанс и пребывание в сети.
Физиологические признаки:
Физическая усталость
Сухость глаз
Головные боли
Боли в спине
Нарушение режима питания
Несоблюдение правил личной гигиены
Расстройство сна
Изменение характера сновидений.
Интернет, жизнь «онлайн» отделяет личность от реальности, начинается жизнь в другом мире. Желание войти в Интернет постепенно становится компульсивным (навязчивым). Постепенно формируются поведенческие проблемы и исчезает контроль над влечениями. У подростка формируются:
Киберсексуальная зависимость (порносайты, киберсекс)
Рост виртуальных знакомств (они становятся избыточными)
Навязчивая потребность в сети (онлайновые игры и т.п.)
Информационная перегрузка (бесконечные путешествия по сети)
Компьютерная зависимость (навязчивая потребность в компьютерных играх).
Дети с особенностями в развитии нервной системы особенно подвержены зависимости от игр, раздражающих резкими звуками и молниеносной сменой кадров. Сначала происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков, а спустя некоторое время – может возникнуть даже эпилептический приступ.
Профилактика интернет зависимости
К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики для детей (20 вопросов), которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг. Есть также опросник для взрослых для определения интернет-зависимости у детей (9 вопросов). Сейчас я вам предлагаю его пройти. Во время теста вы должны по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта. После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией. Отвечайте на вопросы предельно честно.
Итак, у вас 5 вариантов ответа: никогда, редко, иногда, часто, всегда.
Поставьте за ответ:
«никогда» - 1 балл;
«редко» - 2 балла;
«иногда» - 3 балла;
«часто» - 4 балла;
«всегда» - 5 баллов.
№ п/п | Вопрос: | Никогда | Редко | Иногда | Часто | Всегда |
1. | Ребенок проводит за компьютером более четырех часов в сутки? | | | | | |
2. | Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениями после покупки компьютера? | | | | | |
3. | Крик и агрессивная реакция обычны для ребенка, когда вы пытаетесь отвлечь его от Интернета? | | | | | |
4. | Ребенок, приходя домой, первым делом садится за компьютер? | | | | | |
5. | Как часто ребенок жертвует сном ради ночных подключений к Интернету? | | | | | |
6. | Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает об Интернете даже тогда, когда он отключен от него? | | | | | |
7. | Уходит ли ребенок от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине? | | | | | |
8. | Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями ради подключения к Сети? | | | | | |
9. | Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефонным счетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету? | | | | | |
Интерпритация:
10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь: Интернета. Если он подолгу находится во Всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить на ребенка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.
21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить ребенка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.
36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры. У ребенка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавьтесь от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.
Кто хочет протестировать себя и узнать есть ли у вас интернет-зависимость – приглашаю сделать это на индивидуальной консультации с психологом в нашем центре.
Для того, чтобы предупредить возникновение зависимости, рекомендуется следующие условия:
Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна
Детям с 7 до 10 лет – 15-25 минут
Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут
Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов
Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами.
Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал.
В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:
Определите и ликвидируйте первопричину увлечения виртуальным миром.
Найдите интересное для подростка и родителей хобби.
Мотивируйте ребенка на общение в реальном мире и принятие участия в семейных делах.
Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с ребенком, общаться, совместные ужины, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости.
Увеличивайте физическую активность за счет посещения секций, кружков.
Формируйте культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
Ограничивайте время пользования цифровыми устройствами. Установить лимит можно через настройки роутера или мобильного телефона, установив сервис родительского контроля. В качестве примера рекомендуем вам попробовать сервис SkyDNS
Введите правило «день без интернета». На эти дни можно запланировать семейный отдых, посещение парка, аттракционов, семейный просмотр фильмов или поездки за город.
Включайте компьютер только при необходимости.
Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом. За час до сна никаких гаджетов.
Родительский контроль SkyDNS помогает защитить все устройства в домашней сети – оградить детей от доступа к опасным и вредным сайтам, или даже ограничить их доступ в интернет, когда они должны делать домашние задания или спать ночью. Вы будете уверены, что ваши дети не наткнутся в интернете на сайты, которые могут их испугать или причинить вред детской психике, а также заразить ваш компьютер вирусами.
Родительский контроль SkyDNS позволяет вам самостоятельно настроить фильтрацию и определить категории и список доступных для ребенка сайтов, не только на обычном компьютере, но и на мобильных устройствах, телевизоре и игровой консоли, подключенных к домашнему Wi-Fi роутеру.
Преимущества сервиса вы видите на экране.
Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне.
Лечение интернет-зависимости
Неудивительно, что лечение интернет-зависимости стало частью дохода психотерапевтов и психиатров, ведь людей с нездоровой тягой к «всемирной паутине» становится все больше и больше. Зависимостью от интернета страдают как мужчины, так и женщины, как молодые (в большей степени), так и взрослые граждане, и их число с каждым годом только растет. Неспособность самостоятельно избавиться от интернет зависимости приводит не подозревавших о столь негативных последствиях онлайн-жизни пользователей в медицинские учреждения, где их лечат от психических расстройств, ставших проявлением привязанности к интернету, а не от интернет-зависимости, так как диагноза «интернет-зависимость» во всемирной практике пока не существует.
Однако, если международное сообщество еще до конца не осознало масштаб бедствия, в некоторых странах интернет-зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения интернет-зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в тридцать вольт.
При обращении в клинику китайские специалисты вначале проводят диагностику на предмет наличия у человека зависимости. Далее назначается медикаментозное лечение, иглотерапия и в обязательном порядке физические нагрузки. В подобных клиниках для пациентов установлен строгий распорядок: в течение 10-15 дней (именно столько в среднем длится лечение) человек встает в шесть утра, занимается спортом, поет хвалебные песни, пьет антидепрессанты и получает разряды электротока. Также в Китае существуют специальные лагеря казарменного типа для подростков, которым менее 18 лет. Туда их привозят родители на срок до полугода. Все это время зависимые от интернета подростки находятся на территории центров, изучают строй-подготовку и также, как и взрослые, лечатся разрядами электричества.
Такое лечение интернет зависимости не находит понимание в мире, и даже некоторые местные врачи против применения электрошока, особенно если это касается лечения детей.
В Финляндии к зависимым от интернета относятся поснисходительней, даже предоставляют отсрочку от призыва в армию.
Первым в мире центром поддержки интернет-зависимых стал центр, созданный самым известным и авторитетным исследователем в данной области — Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета (Брэтфорд), автором переведенной на многие языки книги — «Пойманные в Сеть». Созданный ею в 1995 году Центр (Center for On-Line Addiction — Netaddiction.com) оказывает консультации не только обычным людям, но и корпорациям, образовательным учреждениям и психиатрическим клиникам.
В России лечение интернет зависимости тоже проводится, но список клиник, занимающихся реабилитацией таких больных, ограничивается пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Дело все в том, что лечиться идут единицы. Потому что большинство зависимых либо себя таковыми не считают, либо пытаются самостоятельно бороться со своим пристрастием. Вот что по этому поводу говорит Константин Блохин, психиатр клиники «Психическое здоровье» — «Пусть в клинике я работаю не очень долго, не помню ни одного обращения зависимых от интернета людей». Также врач поясняет, что при подобном диагнозе применяются такие же методы, как и при лечении наркомании — психотерапия, активные физические упражнения и рефлексотерапия.
«Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия. Если первое подразумевает лечение без медикаментов, то второе – прием психотропных средств (антидепрессанты и противотревожные препараты) и использование капельниц» — говорит Дмитрий Федотов, психиатр клиники СПО Центр.
В завершении нашей встречи хочется сказать, что современные дети и подростки много времени проводят в интернет-пространстве и не всегда это их это развивает, а часто даже наносит вред их здоровью, в том числе и психологическому. Поэтому родителям важно следить за тем, чтобы виртуальное обучение и досуг приносили максимум пользы, и ограждать подрастающее поколение от опасностей, которые поджидают их за экранами компьютеров, планшетов и смартфонов.
А закончить нашу встречу предлагаю просмотром небольшого ролика с глубоким смыслом.
Интернет-зависимость у подростков. Рекомендации родителям.
В нашей жизни всё чаще на первый план выходит интернет, и многие задаются вопросом о том, не возникло ли у моего ребёнка зависимости от интернета и окружающих его гаджетов. В последнее время эта зависимость всё чаще наблюдается у детей и подростков.
В настоящее время наша жизнь всё теснее связывается с развитием информационных технологий, где на первый план выходит интернет. На данный момент это облегчает решение многих вопросов, таких как: обучение, чтение, покупка товаров, развлечения, без него трудно представить нашу жизнь. В связи с этим, многие задаются вопросом о том, не возникло ли у меня или моего ребёнка зависимости от интернета и окружающих его гаджетов. В последнее время эта зависимость всё чаще наблюдается у детей и подростков.
О причинах возникновения данного явления у подростков, можно говорить много. Но в действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.
Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.
Признаки интернет зависимости у ребёнка
Если вы стали наблюдать за ребёнком и увидели некоторые из перечисленных ниже признаков, стоит больше уделить внимание этой проблеме.
Ребёнок проводит в глобальной сети больше свободного времени, чем прежде. Его тяжело оторвать от этого занятия.
У ребёнка нарушается сон, он беспокойно спит ночью.
У ребёнка снижается успеваемость в учёбе, он становится рассеянным и невнимательным.
Виртуальное общение вытесняет реальное. Ребёнок не общается с окружающими, не играет с друзьями, пропускает школу и секции, не ходит гулять.
У ребёнка наблюдаются нарушения режима дня, отсутствие аппетита.
Нестабильное настроение ребёнка, частая смена настроения, скрытность.
У ребёнка появилась необходимость быть «онлайн» ежеминутно. Стремление регулярно проверять социальные сети и онлайн-игры.
Если ребёнок остаётся без интернета, он становится агрессивным и его всё раздражает, может устроить истерику.
Большее внимание подростков при пользовании интернетом обращено к социальным сетям:
Подросток чувствует себя уверенней с интернет-друзьями, так как ему комфортнее общаться, когда он не видит лица своего собеседника.
Застенчивые подростки в интернете могут создать себе новый образ, который будет нравиться им больше чем тот, который у них есть в жизни.
Физическое или эмоциональное насилие со стороны сверстников, часто влечёт за собой зависимость от сети. Подросток, который боится признаться в этом родителям, ищет поддержку в сети.
Так что же делать родителям, чей ребёнок попал в сети всемирной паутины, которая заменила ему реальный мир?
Начните с себя. Оторвитесь от работы или другого пусть даже очень важного на первый взгляд занятия. Выкроите минутку. Предложите ребёнку заняться игрой «оффлайн» (как сказали бы те, кто проводит много времени во всемирной сети).
Поймите причины. Любое зависимое поведение напрямую связано с потребностью человека уйти подальше от дискомфортной реальности. В случае с подростком стресс могут вызывать трудности в социальной адаптации, конфликты со сверстниками, неудачи в учёбе и многое другое.
Предложите альтернативу. Подросток чаще впадает в зависимость, тем самым заполняя «пробел» в других сферах своей жизни. Выявив эти пробелы самостоятельно или же с помощью специалиста, родителям следует поискать для ребёнка другой способ получения недостающего. Если подростку не хватает общения со сверстниками, можно поискать для него кружок или секцию. Если ребёнку не хватает ярких впечатлений, стоит посмотреть в сторону соревновательных видов спорта.
Наладьте контакт. Выстраивание доверительного общения сглаживает многие углы и шероховатости.
Не критикуйте. Для взрослого человека критика может быть стимулом для развития. Но для подростка, чья самооценка часто реактивна и зависит от мнения окружающих, она болезненна.
Сначала говорите про чувства, потом про действия. Ещё одна ошибка подавляющего числа родителей заключается в том, что, слыша о проблеме у сына или дочери, они сразу предлагают готовое решение. Но первое, что нужно сделать, это разделить чувства. Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, чтобы он сам увидел пути разрешения ситуации.
Проводите время вместе. Приветствуется любое совместное времяпрепровождение, например, прогулки, пикники, походы в кино, занятия спортом, совместные развлечения. Всё это способно показать подростку, что в реальном мире можно получить приятные эмоции без интернета.
Иногда, вышеперечисленных рекомендации бывает недостаточно для решения проблемы. В таком случае мы рекомендуем вам обратиться за помощью к специалисту. Квалифицированный психолог или психотерапевт поможет справиться с этой зависимостью.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.
Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
4. Прививать ребёнку семейное чтение.
5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.
13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.
На заметку родителям
Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера. Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:
Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.
Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра. Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету.
Установите на компьютере развивающие программы, которые будут учить ребенка.
Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие моторику, мышление, речь.
Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
Развитие вашего ребенка зависит от правильности ваших действий. Не пускайте знакомство малыша с компьютером на самотек. Контролируйте этот процесс. Конечно, совсем запретить пользоваться компьютером не выход. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние. Вот несколько советов как это можно сделать.
Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютерной зависимостью страдают те дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.
Войдите в доверие ребенка, чтобы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете рассказывать ему о негативном влиянии некоторых игр, и заинтриговать его какой-либо другой интересной игрой, необязательно компьютерной. Ведь существует много разных интересных игр. Например, конструктор «Лего».
Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. Постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное больше общения, внимания. Возможно, ребенок увлечется настольными играми, тогда и влияние компьютера ослабнет.
Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания - не помогут, а только навредят. Лучший выход из этой ситуации - стать другом своему ребенку. Как это сделать думаю Вам известно и понятно. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребенка, и не вините его ни в чем. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребенком, то он будет вам все рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д.
Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребенком все понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть спортивная секция - футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души - пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребенок сам выберет. Дайте ребенку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора.
Не заменяйте живое общение со своим ребенком компьютером!
Родительское собрание в 3 классе
«Безопасность ребёнка в сети Интернет, профилактика Интернет-зависимости».
Цель:
-Познакомить родителей с правилами безопасности при работе их детей в сети Интернет,с
проблемой Интернет – зависимости.
-Формировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения личной и информационной безопасности, профилактики Интернет-зависимости их детей
Задачи:
-Дать представление о безопасном использовании компьютера детьми, о мерах профилактики детской Интернет - зависимости.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Power Point , видеоролик «Интернет-зависимость», «Детская безопасность в Интернете».
Подготовительная работа: проведение с учащимися анкетирования «Безопасность в сети интернет», анализ анкет.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашего родительского собрания «Безопасность ребёнка в сети Интернет, профилактика Интернет-зависимости».
«Ваши дети дома?» Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире. Дети дома, но в безопасности ли они? С тех пор, как Интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, он стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся не обходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, современная школа отходит от привычных моделей обучения, при которых школьнику даются готовые знания. Чтобы их получить ребенку теперь самому нужно будет научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования.
Но с другой стороны, все большее количество детей получает возможность самостоятельно работать в Интернете. Вместе с этим все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернете. Известно, что Интернет- своеобразная «сказочная страна». Конечно, здесь не поджидают за каждым кустом зубастые волки, но всё же не имея нужных знаний и опыта тут легко попасться в ловушку опасных пользователей или на неподходящий контакт. Взрослые сами могут за себя постоять, но дети особенно впечатлительны и подвержены влиянию, и опасности Интернета могут оказать на них пагубное воздействие. Но имеет ли смысл запрещать детям пользоваться сетью? Нет! Запретить детям пользоваться Интернетом- это не выход. Такое поведение не может обезопасить ребёнка. Однако и полагаться на волю случая тоже не следует. Все риски, с которыми дети могут встретиться в сети, давно известны и изучены, и соблюдение простых правил поможет избежать проблем.
II.Беседа.
Интернет представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им в этом сможет помочь, если не их родители и педагоги?!
Родители должны быть информированы не только о возможной опасности для ребенка, но и способах обеспечения его безопасности в сети Интернет.
Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.
Психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего этому не дугу подвержены именно школьники. Специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя от реальности в мир виртуальный.
Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.
С вашими детьми было проведено анкетирование «Безопасность в сети Интернет» и классный час на данную тему.
Результаты анкетирования детей класса показали, что:
100 % детей имеют дома компьютер (ноутбук или планшет). (СЛАЙД №3)
Каждый день проводят за компьютером 8 человек, один раз в неделю-7 человек. (СЛАЙД №4)
В среднем ежедневно дети проводят за ним по 1-2 часа в день (СЛАЙД №5)
100 % детей имеют дома подключенный Интернет. (СЛАЙД №6)
11 детей самостоятельно выходят в сеть и лишь 4 вместе с родителями. (СЛАЙД №7)
100 % учащихся ответили ,что не имеют Фильтра на домашнем компьютере для запрета на посещение нежелательных сайтов. (СЛАЙД №8)
100 % детей имеют телефон( (СЛАЙД №9), у 8 учеников он подключен к Интернету (СЛАЙД № 10), но из ни у кого не подключен безопасный (детский) интернет. (СЛАЙД № 11)
Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры, а потом уже общение в Сети и поиск информации. (СЛАЙД № 12)
9 учащихся не знают какие сайты могут быть «опасными». (СЛАЙД № 13)
Сегодня мы с вами остановимся на особенно важной проблеме современных школьников – зависимости от Интернета и правилах безопасного поведения в сети.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в приеме привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными симп-томами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам.
Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета. (СЛАЙД № 14)
Просмотр видеоролика «Интернет-зависимость»
- Уважаемые товарищи родители, ответьте на вопрос откровенно, вы сможете распознать страдает ли ваш ребенок интернет – зависимостью?
Я прошу вас назвать признаки, по которым вы можете поставить этот диагноз. (Ответы родителей).
(СЛАЙД № 15-16)Существует 15 признаков Интернет -зависимости:
1. Ребёнок использует Интернет как средство от стресса.
2. Ребёнок часто теряет счёт времени, в то время как находится в Интернете.
3. Ребёнок жертвует сном за возможность провести больше времени в он-лайне.
4. Ребёнок больше предпочитает тратить своё время на Интернет, а не на друзей или семью
5. Он или она лжёт членам семьи и друзьям о количестве проведённого времени в сети.
6. Ребёнок становится раздражительным, если ему не разрешают подключиться к Интернету.
7. Он или она потерял (а) интерес к тем занятиям, которые считал (а) приятным времяпрепровождением до получения доступа к Интернету.
8. Ваш ребёнок формирует новые отношения с людьми, встреченными в он-лайне.
9. Он или она проверяет свою электронную почту несколько раз в день.
10. Он или она пренебрегают отношениями, достижениями, или образованием из-за Интернета.
11. Ребёнок не соблюдает установленных вами сроков на использование Интернета.
12. Они часто едят перед компьютером.
13. У ребёнка проявляются симптомы ломки, включая:
-беспокойство;
-неугомонность;
- дрожащие руки после продолжительного неиспользования Интернета.
14. Ребёнок постоянно думает об Интернете.
15. Они перестают отличать виртуальный мир от реального.
(СЛАЙД № 17)
Психологи выделяют 5 типов Интернет-зависимости:
бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.
пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.
игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.
навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.
киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.
Очень важно распознать интернет - зависимость детей на ранней стадии и установить пределы на его использование.
Школьники заходят в социальные сети, скачивают музыку и фильмы, выкладывают в сети фото, музыку, видео, посещают чаты, создают персонажи, животных, аватары, пользуются файлообменниками. Активная деятельность в этих направлениях несет с собой расширение диапазона контентных, коммуникационных и электронных рисков.
Интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что приводит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагировать на просьбы отвлечься от компьютера, терять контроль за своим временем, лгать, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня.
Родители должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой. Но это легче сказать, чем сделать.Зависимость от Интернета все чаще называют чумой XXI века. В отличие от сигарет, алкоголя или наркотиков запретить Интернет нельзя – глобальная Сеть прочно вошла в нашу жизнь. Интернет – необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно.
Младший подростковый возраст (7-10 лет)— время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными. Дети этого возраста используют Интернет для разработки школьных проектов, выполнения домашних заданий. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения — мгновенный обмен сообщениями. Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Вы вместе с детьми должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Вы можете поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям. Данные, показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем возрасте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна.
Статистика по нашей стране показывает:
Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета.
Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети.
44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз.
14.5 % детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
38% детей просматривают страницы о насилии .
16% детей просматривают страницы с расистским содержимым .
Согласно исследованию, почти 1/3 родителей (28,4%) не осознает опасностей, с которыми могут встретиться их дети в Интернете
Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в том, какие опасности ждут ребенка в сети и как его от них оградить.
Основные угрозы для детей в сети Интернет
1.Системы мгновенного обмена сообщениями. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.
Системы обмена мгновенными сообщениями (например, MSN Messenger, Yahoo! Messsenger, Google Talk, ICQ и др.) стали широко используемым каналом общения для молодых людей. Это не могло остаться незамеченным со стороны кибер-преступников, которые быстро сделали его основным каналом для своей деятельности.
Одна из самых опасных угроз заключается в том, что преступники, используя данные программы, обманывают детей и подростков и представляются им другим человеком, чем они есть на самом деле.
Другая опасность состоит еще в том, что к подобным преступлениям часто прибегают педофилы. Их задача – собрать сведения о детях и подростках, а затем договориться с ними о реальной встрече или заставить их пойти на встречу. Педофилы зачастую представляются другими молодыми людьми, профессиональными фотографами или т.п.
Образование – это самый лучший способ защитить детей от подобного рода угроз. Посоветуйте им не общаться с незнакомцами, причем не только в онлайне, но и в обычном мире. Дети должны обладать достаточной уверенностью, чтобы быть способными открыто обсуждать с родителями или учителями свои проблемы.
Другой потенциальный риск в обмене мгновенными сообщениями – это инфицирование вирусами и вредоносными кодами. Почти 60% червей (вредоносные коды, которые распространяют сами себя) были созданы для распространения через системы обмена мгновенными сообщениями. Существуют простые способы, которые могут быть полезны для предотвращения случаев проникновения вредоносных кодов на компьютеры через системы обмена мгновенными сообщениями: не открывайте файлы и не нажимайте на ссылки, которые Вы получили через эти системы. По крайней мере, не делайте этого, пока точно не убедитесь, что человек, который их Вам прислал, является именно тем, кем он себя называет.
Электронная почта – это другой источник опасности для молодых ребят. В этом случае также существует несколько угроз:
-Во-первых, это спам. Очень часто данный тип нежелательной почты используется для рекламы различных предложений: от казино до лекарств. Дети более подвержены доверять сообщениям, которые представлены в данных письмах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они могут получить доступ к онлайн-казино и проиграть большую сумму денег, или они могут купить лекарства или даже наркотики с большим риском для своего здоровья.
-Далее, существуют ложные предложения работы. Это не представляет серьезную опасность для детей, но может являться таковой для подростков. Обычно эти сообщения содержат фантастические условия работы. Они обещают большие зарплаты без каких-либо усилий. Все, что в таких случаях необходимо, - это номер банковского счета, куда будут перечисляться деньги, а затем, в обмен на комиссию, получателя попросят перевести эти средства на другой банковский счет. Это выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, и любой здравомыслящий взрослый человек насторожиться от такого предложения. Однако молодые люди ищут легких денег. В результате этого они непроизвольно становятся соучастником преступления, т.к. целью подобных финансовых переводов является «отмывание» преступных денег.
-Другой риск связан с вирусами и вредоносными программами, которые могут попасть на компьютер. Как правило, они распространяются через сообщения в электронной почте, которые имеют определенную тематику (реклама новых фильмов, эротические фотографии, скачивание игр и т.д.) и предлагают пользователям нажать на ссылку или скачать файл, являющиеся причиной инфекции. Данная техника известна как «социальная инженерия». Многие взрослые люди становятся жертвами данной техники, что уж говорить про детей, которые очень легко могут стать жертвами.
Лучший способ защитить детей и подростков от этих угроз – это научить их быть бдительными по отношению к письмам из неизвестных источников. Они должны знать, что большинство из написанного в этих письмах является ложью, и что они никогда недолжны открывать файлы или нажимать на ссылки в письмах подобного рода.
2. Программы обмена файлами
Обмен файлами в сетях является еще одним из основных источников распространения вирусов. Большинство вредоносных кодов (преимущественно, черви) копируются в папки с этими программами под заманчивыми именами (названия фильмов, программ и т.д.) для того, чтобы привлечь внимание других пользователей, которые захотят скачать эти файлы и запустить их на своих компьютерах.
По сути дела, это еще один вариант социальной инженерии: названия файлов могут быть умышленно созданы таким образом, чтобы привлечь именно детей и подростков, которые по незнанию скачают вредоносные программы на свои компьютеры.
Именно по этой причине детям следует знать, какие файлы они могут скачивать, а какие скачивать нельзя. Более того, очень хорошая идея – это проверять каждый скаченный файл с помощью решения безопасности до момента их первого открытия / запуска.
Если при запуске файла возникает ошибка или открывается диалоговое окно с вопросом о лицензии или предложением скачать дополнительный кодек, то подобные действия должны сразу же Вас заставить быть бдительным, потому что, скорее всего, данный файл содержит в себе вирусы или другое вредоносное программное обеспечение.
3. Социальные сети и блоги.
Сайты социальных сетей (например, Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Мой мир и др.) широко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для того, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденциальную информацию как имя, возраст и т.д.
Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдонимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а также свои фотографии и видео.
Многие подростки используют блоги ( статусы) в качестве своих персональных дневников. Как правило, такие онлайн-журналы содержат значительно более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, которые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также содержать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденциальную информацию.
В некоторых социальных сетях есть возможность обмениваться файлами с другими пользователями. Необходимо отдельно обратить внимание ребенка на то, какими файлами он может обмениваться с другими пользователями и кому он может разрешить просматривать эту информацию. Совсем не сложно, например, разместить свои фотографии, но защитить их паролем, который будет доступен только своим друзьям и семье.
Родителям следует знать об этих новых сервисах, а также о том, как они работают и какие риски они представляют для пользователей. Родители также должны быть способны проинструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно.
4. Мобильные телефоны, планшеты с выходом в Интернет.
Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследование показало, что такие технологии как Bluetoothи позволяет обмениваться файлами между устройствами по беспроводному каналу и высокоскоростной доступ в Интернет сделали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак.
В настоящее время сотовые телефоны и планшеты широко используются детьми и подростками. Соответственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету.
Во-первых, сейчас широко распространены системы обмена мгновенными сообщениями для сотовых телефонов (Viber,WhatsApp и др.). Дети могут войти в чаты в любой момент, при этом не важно, где они находятся физически, и столкнуться с теми рисками, о которых мы подробно говорили выше: кража персональных данных, педофилы, распространение вирусов и вредоносных программ и т.д.
Спам также начинает одолевать сотовые телефоны. За последние несколько лет SMS-сообщения с рекламой всех типов продуктов и сервисов наводнили сотовые телефоны во всем мире. Большая часть подобной рекламы – это реклама порнографии. Это означает, что дети могут столкнуться с подобной информацией не только при выходе в Интернет со своего компьютера, но и при использовании собственного мобильного телефона.
В результате, родители также должны контролировать то, как дети пользуются своими сотовыми телефонами. Поэтому мы рекомендуем родителям покупать своим детям сотовые телефоны без встроенных функций, которые могли бы подвергать их такому риску (подключение к Интернету, SMS, наличие Bluetooth и т.д.), а детям необходимо объяснять, как следует безопасно использовать свой сотовый телефон. Постоянно напоминайте им, чтобы они не отвечали на сообщения из подозрительных и неизвестных источников и не соглашались на встречу с незнакомцами.
5.Доступ к нежелательному содержимому.
Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.
Чтобы предпринять комплексные меры по обеспечению безопасности в Интернете, инструктируйте своих детей и контролируйте их действия в Интернете. Договоритесь о четких правилах просмотра веб-страниц и игр в Интернете, опираясь на зрелость ваших детей и семейные ценности. Обращайте внимание на то, чем занимаются ваши дети в Интернете и с кем они там общаются
Как можно предотвратить негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми?
Для этого мы с вами должны выполнять несколько простых правил:
• Научите ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
• Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети (если она у них имеется), а также используемого пароля.
• Предупредите, что нельзя открывайте подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
• Научите детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупредите, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей. Лучше, если вы поедете вместе.
• Держите компьютер там, где вам удобнее контролировать его использование. Лучший способ защитить детей заключается в установке компьютеров в местах сбора всей семьи, но не в детских комнатах. Таким образом, родители могут иногда поглядывать через плечо ребенка, не будучи ему в тягость. Младшие дети должны быть под контролем в любое время своего нахождения в Интернете.
Установите четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения.
• Регулярно проводите время в интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны.
• Скажите ребенку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания в социальных сетях, по электронной почте, в чатах и т.д. Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.
•Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убедитесь, что ребенок пользуется Сетью во время, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет сократить время на бездумное обновление странички социальной сети, в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д.
•Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн-игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по всему мирудействительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые люди достигали крайней степени истощения, не в силах оторваться от любимой игры, не говоря уже о таких «мелочах», как разводы, потеря работы и т.д. Кроме того, во многих играх, чтобы добиться успеха, нужно не только проводить в игре много часов в день, необходимо также вкладывать в своего персонажа реальные деньги, обменивая их на игровую валюту. Не получив денег на игру от родителей, ребенок может пойти на обман или воровство.
•Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.
•Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы вы говорили о чем-то другом.
•Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией.
•Научите детей не загружать программы без вашего разрешения — они могут ненарочно загрузить вирус или шпионскую программу.
•Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома, создайте для него учетную запись с ограниченными правами.
•Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
•Расскажите детям об ответственном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, сплетен или угроз другим.
• Если есть возможность, купите специальную программу-фильтр , которая дает взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Internet. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы в Интернете. Если она обнаруживает подозрительную информацию (порнография, насилие, религиозные секты и т.п.) то доступ к такой странице сразу блокируются. Также можно подключить «Детский интернет» (детский браузер, тарифный план «Детский»).
Просмотр фильма «Детская безопасность в Интернете»
Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи, если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников, вы можете обратиться
на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет;
Позвоните по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный) или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com
Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com
Спасибо за внимание! Берегите себя и своих детей, будьте внимательны к ним! Пусть путешествие по океану информации в Сети будет для вас и ваших детей приятным, увлекательным, полезным, а главное безопасным! (СЛАЙД № 18)