Тема: РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель: Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с понятием «самостоятельность»;
2. Ознакомить родителей с пониманием о развитии учебной самостоятельности;
3. Создать условия для анализа родительской позиции в воспитании ребёнка.
Форма проведения: беседа
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня я бы хотела начать со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского
«Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
- Как вы понимаете данное высказывание?
(я согласна с каждым из ваших высказываний, мне бы хотелось добавить, что самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Поэтому помогать развивать самостоятельность как моя, как учителя начальных классов, и ваша как родителей)
- Прежде чем выявить тему нашего родительского собрания, я подготовила проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться или уже столкнулись наши дети. Попрошу Вас разделиться на 2 группы по 3 человека. Каждой группе я раздам раздаточный материал. Вам нужно изучить ситуацию, обсудить её и ответить на главный вопрос.
Ситуация 1. «Катя с бабушкой всегда вместе выполняли домашнюю работу, иногда бабушка даже делала её за внучку. Но случилось так, что она уехала на дачу. И теперь Кате требует того же от мамы. Но она каждый день работает и не может элементарно помочь ребёнку, так как делала это бабушка. Мама рассказывает, что если Катя сталкивается с сложным заданием, не пытаясь разобраться в нём, она его не делает»
· Как вы думаете, почему Лена не выполняет некоторые задания?
Прочитайте ситуацию и ваш комментарий по данной ситуации.
Ситуация 2. «Мишу учительница попросила прибраться в учебном кабинете. Миша поставил ровно все парты и стулья, подмёл пол, даже помыл доску и даже полил цветы»
· Почему Миша так хорошо убрался в классе?
Прочитайте ситуацию и ваш комментарий по данной ситуации.
- Кто из вас уже догадался, какая тема нашей сегодняшней встречи?
- Тема звучит следующим образом «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».
- Как вы думаете, какова цель?
(узнать, каким образом можно развивать самостоятельность)
- Определите, какие задачи мы поставим для сегодняшнего собрания.
· Ознакомиться с понятием «самостоятельность»;
· Сформировать понимание о развитии учебной самостоятельности;
· Проанализировать родительскую позицию в воспитании ребёнка.
- Давайте разработаем план нашей встречи.
1. Дать определение понятию «самостоятельность»
2. Узнать об учебной самостоятельности младших школьников и как её развивать
3. Определить этапы самостоятельности
4. Пройти анкетирование
- Как вы считаете данная тема актуальна на сегодняшний день?
- Сформулируйте определение к понятию «самостоятельность».
· Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
Педагогический терминологический словарь
- Учебная самостоятельность как умение учиться предполагает поиск способов действий в новых нестандартных ситуациях. Она означает операционную готовность решения определённого класса образовательных задач различного уровня сложности и самооценку их выполнения. В формировании учебной самостоятельности первой составляющей выступают рефлективные действия ученика, осознание знания и незнания способов действия, достаточности информации для выполнения программируемых задач. Знание о незнании – основа формирования оценочных самостоятельности.
- Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный и противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы.
- Сейчас я раздам один лист на парту. Ваша задача проставить по смыслу предложенные этапы в правильном порядке.
_________ Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
_________ Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
_________ Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
(- Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.)
- В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае — никакого крика, раздражения, упреков. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать? Неважно... Вот так и ребенок, которого вы хотите чему-то научить и не набираетесь достаточного терпения.
Практическая работа родителей в микрогруппах.
Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой; спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без ведома родителей и, возможно, наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов, в приготовлении обеда и т.д. Ребёнок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.
Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».
Я попрошу вас ответить на вопросы в анкете «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников»», подчеркнуть верный вариант ответа. А также написать желаемую тему следующего родительского собрания.
- На выполнение данного задания отводится 2 минуты.
Анкета:
Ответьте на заданные вопросы и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?
Да. Нет.
2. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок должен быть самостоятельным?
Да. Нет.
3. Воспитываете ли Вы в ребенке самостоятельность?
Да. Нет.
Как? ______________________________________________________
4. Выполняет ли Ваш ребенок домашние обязанности?
Да. Нет.
Какие? ____________________________________________________
5. Ребенок умеет пользоваться телефоном?
Да. Нет
6. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя)?
Да. Нет.
7. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача)?
Да. Нет.
Решения родительского собрания:
- Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.
- Использовать подготовленные памятки для более рациональной организации работы по выполнению домашних заданий детьми. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
- Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий.
-Составить график консультаций с психологом для желающих родителей;
- Заниматься воспитанием детей дома, прививать навыки правильного поведения, общения, чаще беседовать и выяснять успехи и неудачи, помогать ребенку, если он вас просит об этом, находить время каждый день на своего ребенка.
Стихотворение
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется все от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенна у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом- выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.
3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы, предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.
4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.
5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре- это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой- приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.
6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т.д.).
7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Собирать портфель в 4-ом классе- это унижение для него, и для вас.
10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.
Подведение итогов родительского собрания.
В заключение хочется сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.