СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему «Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание о важности привития семейных ценностей поростающему поколению

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему «Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ТЭМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







Тема: «Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе»











Разработала и провела: Зверяко О.В.

классный руководитель 10 класса









2018-2019 уч. год

Тема собрания: «Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе»


Повестка собрания № 2


  1. Организация учебно-воспитательного процесса в 2018-2019 учебном году;

1.Расписание факультативов.

2.Форма для школьников

3.Питание в столовой

4.Ведение дневников/Росписи родителей/

5.Подготовка д/з

6.Обеспеченность учебниками.

  1. «Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе» Презентация Результаты анкетирования

  2. Знакомство с норовирусной инфекцией

  3. Техника безопасности обучающихся (ПДД, антитеррористическая защищенность) Подпись инструктажа

  4. Выбор родительского комитета.

  5. Разное

  6. Решения собрания.



Открыть презентацию

Сегодня мы поговорим о проблемах адаптации десятиклассников. Начать наш разговор хотелось бы со слов Л.И.Божович : «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего» (1 слайд)


Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.

  • Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

  • Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с новой учебной ситуацией.

Задачи адаптационного периода:

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности

Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Период юности решает следующие задачи:

- Принятие собственной внешности;

- Складывание индивидуальных форм гендерного поведения;

- Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками;

- Завоевание эмоциональной независимости от родителей;

- Подготовка к профессии и карьере;

- Формирование индивидуальной системы ценностей.

В это же время приходит осознание собственной идентичности. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.

  • Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей.

  • Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.

  • Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .

  • Эмоционально- личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.

Благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.

Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Общение: Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.

Стоит остановится и на познавательных процессах и способностей юношеского возраста: 1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.

2. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.

3. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Для современного Х класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация   новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным,  может привести к тому, что именуется  школьной дезадаптацией. 

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.

Такое состояние ребенка требует индивидуальной помощи от психолога.

Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающие значение в этом возрасте.

И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в 10 класс с такой установкой (по данным социологов , сегодня немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учится в 10 класс именно для того, чтобы был продлен мораторий детства), то это уже проблема.

Ведущие формы деятельности в пору юности: Основная форма деятельности- учебно- профессиональная.

1.Специализация в учебе

2.Практическая нацеленность

3.Профессиональное самоопределение

Самым важным и влиятельным остается семья! Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Здесь уместно поговорить о КОДЕКСЕ ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

  • • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.

  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

  • Пожалуйста, помните!

  • Вы можете ошибаться.

  • Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

  • - Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Чтобы поддержать ребёнка, Вам необходимо:

  • 1.      Опираться на сильные стороны ребенка.

  • 2.      Избегать подчеркивания промахов ребенка.

  • 3.      Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

  • 4.      Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

  • 5.      Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

  • 6.      Проводить больше времени с ребенком.

  • 7.      Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

  • 8.      Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

  • 9.      Уметь взаимодействовать с ребенком.

  • 10.  Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

  • 11.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

  • 12.   Принимать индивидуальность ребенка.

  • 13.  Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.

  • 14.  Демонстрировать оптимизм.

Надеюсь, что нас сегодняшний разговор поможет нам всем вместе решить возникающие проблемы.







Решение собрания:


  1. Взять на особый контроль успеваемость обучающихся

  2. Провести беседу с детьми о соблюдении правил Дорожного движения и мер предосторожности во время нахождения в местах, представляющих опасность

  3. Применить на практике все меры профилактики гриппа и ОРВИ и защиты во время возможной эпидемии гриппа.

  4. Принимать активное участие в жизни класса и школы

  5. Выбрать родительский комитет класса в составе 3 человек ( Королева С.М., Федотова Т.И., Меренкова Г.А.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!