СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: Педагогический совет-практикум "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: Педагогический совет-практикум "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы"»

МКОУ «Средняя школа №2 г. Михайловки

Волгоградской области»













Родительское собрание:

Педагогический совет-практикум

«Интеграция воспитательных усилий семьи и школы»





Автор разработки:

учитель информатики

Пряникова Т.С.,









2022 г.



«Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная,

полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений,

по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой»

А. С. Макаренко

Цель: способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.

Задачи:

1. Определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся.

2. Содействовать формированию у педагогов и родителей способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Ход собрания

Звучит песня (М. Матусовский), исполняет Марк Бернес «С чего начинается Родина» на фоне слайдов 1-11 презентации «Педсовет-практикум»

- Думаю, среди присутствующих здесь нет ни одного человека, который бы не слышал эту песню, неоправданно забытую сегодня. Последнее время мы все реже стараемся произносить такие слова, как «патриотизм», «любовь к Отечеству», «любовь к Родине», еще реже обсуждаем это со своими детьми. Однако, хорошая или плохая, но Родина есть у каждого. И то, какой она будет, как в ней будет житься ее гражданам, зависит именно от самих граждан, то есть и от наших с вами детей.

Не случайно в песне есть такие слова:

-С чего начинается Родина?

-С той песни, что пела нам мать…

- Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.

(Сообщение темы и цели собрания )(12 слайд)


Поэтому на наше собрание я пригласила учителей нашей школы…(представление учителей) Надеюсь, они помогут нам сегодня в решении многих задач


(Эпиграф) (13 слайд)


У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь

иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет

конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.


  1. Просмотр фильма «Я больше сюда не вернусь»

- В 1990 году Ролан Быков снял короткометражный фильм (всего 10минут) «Я сюда больше никогда не вернусь» («Люба»)

Проект был посвящен детям, которым пришлось столкнуться с ужасной стороной жизни слишком рано.
Предлагаю посмотреть вам его и попытаться сформулировать причины происходящего на экране.


(Обсуждение увиденного)


Итог: Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются

ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение

хвалить и поддерживать своих детей.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка

Попробуй, подзови щенка.

Где раздают щенкам пинки,

Там воспитатели – пеньки.

С. Михалков



2. Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».

Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них

Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания. Считайте только ответы «могу».


Можете ли вы:

  • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

  • Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

  • Признаться ребенку в своей ошибке, совершенной по отношению к нему?

  • Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

  • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

  • Поставить себя на место ребенка?

  • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?

  • Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

  • Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

  • Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз?

  • Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?

  • Можете ли вы требовать от ребенка то, что сами иногда не выполняете?

Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребенок – самая большая

ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к

нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на

хорошие результаты.

Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребенке для вас вопрос важный. Вы

имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно.

Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьезно задуматься над

своим подходом к воспитанию ребенка.


Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьезная проблема с воспитанием

ребенка. Вам не достает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребенка

культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе

3. Формирование групп.

Осуществляется в соответствии с предпочтениями участников. В каждой группе должны быть представлены родители и учителя.

4. Включение участников в игру.

Каждой творческой группе предлагается внимательно прочитать, коллективно обсудить и представить в виде инсценировки (ролевого исполнения) или другим образом совместное решение педагогической задачи.


Ситуация 1.

Трое учащихся девятого класса замечены в нетрезвом состоянии в одном из

развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтвержден хотя, по словам родителей нескольких учащихся, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Как поступить в этой ситуации педагогам


Ситуация 2. Вы проходите мимо курящих за углом школы старшеклассников. Какой

вариант своих действия вы посчитаете целесообразным избрать (обоснуйте выбор):

а) сделать замечание;

б) отвести их к директору;

в) промолчать и пройти мимо;

г) какой еще?


Ситуация 3. Так называемое золотое правило гуманистической педагогики; гласит:

никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой.

Почему это так?


Ситуация 4. Маша Н. отвлекалась на уроке со своей подругой. Учительница это заметила и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу продолжить ответ. Девочка очень обстоятельно изложила материал урока, притом используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница поставила «3», объяснив это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учителя (ситуация для учителей)


Ситуация 5. Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель и социальный педагог неоднократно приглашали родителей в школу и посещали семью на дому. Воспитанием ребенка занимаются, кроме матери и отчима, еще бабушка и дедушка. Отношения между семьей и школой, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи, особенно бабушкой и дедушкой, в штыки. Как следует поступить в данной ситуации? (Ситуация для родителей)

Ситуация 6. Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми пещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся. «Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?!» — возмутилась мать. Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.

Проанализируйте данную ситуацию. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 7. В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение. Посмотрев Олину работу, мать возмутилась: «Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?» И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды. Правильно ли поступила мать Оли? Каковы последствия подобных воздействий на детей?

Ситуация 8. Отец вместе с сыном — Витей — ремонтировал радиоприемник. Мальчик внимательно наблюдал за работой отца, а когда тот просил подать ему какую-нибудь деталь, он охотно выполнял просьбу. Когда отец попросил подать ему проводок, Витя быстро исполнил просьбу, но подал не тот проводок. «Не этот, другой подай»,— потребовал нетерпеливо отец. Витя растерялся и поспешил найти другой. Когда сын протянул его отцу, он раздраженно крикнул: «Да не этот. Что ты такой бестолковый?! Думать надо!» Отбросив резким движением проводок, переданный ему сыном, отец взял нужный. Мальчик повернулся и вышел из комнаты. Какого важного качества недоставало отцу мальчика? Как следует поступать в подобных случаях?

Ситуация 9. В воскресный день Таня вместе с матерью мыла посуду, готовила обед, накрывала на стол. Семья обедала в полном составе. У всех было праздничное настроение. После обеда отец Тани, обращаясь к матери, сказал: «Спасибо, Маша, сегодня был очень вкусный обед». «Мы с Таней старались сделать его вкусным»,— ответила жена. «Ну, ее еще рано благодарить»,— небрежно заметил отец. Таня промолчала, но настроение у девочки испортилось. Почему испортилось настроение у Тани? Как следовало бы поступить отцу и данной ситуации?

Ситуация 10. Галя вместе с родителями и бабушкой приехала на дачу. Утром бабушка распорядилась: «Сегодня будем заниматься прополкой — все грядки поросли травой». Через некоторое время семья принялась за работу. С усердием начала прополку и Галя, но однообразная работа быстро ей наскучила, и она сказала: «Я устала, и мне надоело вырывать траву». «Постыдись,— возмутилась мать,— разве мы с бабушкой не устали?» В разговор вмешалась бабушка: «Ей без привычки трудно, она и впрямь устала, пусть уж идет гулять». «Вот ты всегда, мама, выгораживаешь ее. Так она никогда не научится трудиться и помогать близким». Пока взрослые спорили, Галя незаметно оставила их. За ужином мама упрекнула дочь в лени. «Ладно, угомонись,— опять остановила ее бабушка,— у нее еще все впереди, успеет наработаться».

Каких положительных качеств недоставало Гале? Какое важное условие не соблюдается в ее воспитании? Как следовало поступить, чтобы Галя продолжала трудиться вместе со всеми и при этом получала чувство удовлетворения от коллективного труда?

5. Лекция учителя о разновидностях любви к ребенку (Слайды 14-16)

- Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Есть много разновидностей любви:


Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях

родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она

может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в

человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него

складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.


Вторая разновидность - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он

перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг

заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на

воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдаленное забором от

общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет

достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.

Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие

чувства, как ласка, сострадание, милосердие.


Какой же должна быть подлинная родительская любовь?


Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какое он занимает положение в

семье. Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он

уважает других;

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и

растет как сорная трава, либо он - «квартирант».


Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как

нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге

получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда

соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - свидетели. А может, они учатся жить у

жизни.


6. Игра «Закончи предложение». (Слайды 17-18) Сначала родителям раздаются листочки с напечатанными в один столбик началами предложений и перепутанными местами окончаниями предложений в другом столбике. Нужно соединить их между собой. После того, как работы выполнены происходит самопроверка с помощью слайдов презентации.

Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

7. Заключение

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш

ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи,

разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и

повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего,

падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно

влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка

семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в

сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное

включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую

деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами

.

8. Решение педагогического совета:

1. Противоречия, выявленные в ходе коллективного обсуждения, осмыслить,

наметить варианты решения и положить их в основу направлений совместных

действий

2. Разработать систему индивидуальных тематических консультаций для родителей

3. Чаще практиковать совместные собрания учащихся и родителей по обсуждению

проблем, значимых как для детей, так и для взрослых.


В разработке использованы материалы, опубликованные Evgen Popow на странице http://www.docme.ru/doc/17879/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!