СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание"Первый раз в 1 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание"Первый раз в 1 класс"»

«Первый раз в первый класс»

Цели:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.

  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Оформление:

  • Рисунки первоклассников на тему «Что мне нравится в школе»

  • Мультимедийная презентация «Первый раз в первый класс» (фото класса)

Материалы:

  • Чистый лист бумаги квадратной формы

  • Памятка для родителей.

Ход встречи

Вступление: «Презентация «Первый раз в первый класс»

  1. Всем участникам предлагается упражнение «Снежинка»

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  • Сложите лист пополам

  • Оторвите правый верхний уголок

  • Опять сложите лист пополам

  • Снова оторвите правый верхний уголок

  • Сложите лист пополам

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли)

Варианты поступают самые разнообразные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод – начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

  1. Немного теории



  1. Готовность к школе и успешность адаптации.



- Успешность адаптации ребенка к новому образу жизни зависит от его готовности к школьному обучению. Ваши дети уже поступили в школу, они проходили диагностику у психолога, собеседование с педагогом и поэтому вы, наверное, уже имеете представление о том, что подразумевается под готовностью к школьному обучению. У ребенка должна быть сформирована учебная мотивация, он должен обладать «внутренней позицией школьника». О «внутренней позиции школьника» можно говорить тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для шестилеток. Нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще беседовать с ним о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если их не соблюдать.



- развита произвольность: обучение в первом классе опирается на умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу. Это одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной деятельности (ведущей), а, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.



- Многое зависит от способности ребенка к взаимодействию с другими детьми.

- Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, своих силах, своих возможностях и способностях.

- Конечно, для хорошей учебы нужно иметь достаточный уровень интеллекта.

- Успешность процесса адаптации тоже во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребенка.

  1. Трудно всем.

Трудности адаптации переживает каждый ребенок. Новый режим дня, новые требования, множество правил, которые надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

  1. Не будьте так строги!

Бывает так, что нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями, как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Как следствие, растет тревожность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют малыша. Это приводит к еще большему торможению развития.

  1. Осторожней с оценками



К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Это выражается в эмоциях и в словах, обращенных к маленькому школьнику. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая в свою очередь дезорганизует деятельность ребенка. Он хуже усваивает материал, новые навыки, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые снова вызывают недовольство родителей. Разорвать этот порочный круг становится все труднее. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка родителей. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Главное! Ребёнок должен быть уверен, что дома его



  1. Берегите здоровье малыша



Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком переутомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головную боль, усталость и недомогание



  1. Общение с одноклассниками



Обычно трудности в общении с одноклассниками и учителями возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье. Если у школьников не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому привыкли дома. Поэтому такой ребенок часто испытывает стресс, когда осознает, что учитель одинаково относится ко всем первоклассникам, не делая ему снисхождения и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера и не собираются уступать.



  1. Не зацикливайтесь на школьных делах



Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.д. подчеркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют внимание ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.



  1. Главное!



Ребенок должен быть уверен, что его дома по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.



3. Работа с изображением цветка



  • Цветок – это ваш ребенок, наш ученик

  • Корни цветка – домашняя зрелость

  • Листья – общее психологическое развитие и саморегуляция

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом, развивается и вырастает ваш ребеночек – цветочек вашей жизни.


  1. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде. Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Один рисунок не соответствует заданной теме. Это свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка – нарисована машина.



  1. Учебные ситуации (учитель с указкой, дети за партами, доска с написанными заданиями и т.д.) свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов.

  2. Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами (школьное здание, ученики с портфелями и т.д.) свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации.

  3. Игровые ситуации (школьный двор, предметы, имеющиеся в классе и т.п.) свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности.



Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов. Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации приводит к трудностям адаптации в начале обучения. Именно положительное отношение к школе, высокая учебная мотивация позволяет ребенку воспринимать и старательно выполнять учебные задания.

  1. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу вас принять участие в ее разборе.

Итак, начали. Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по амбару поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по амбару поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.



Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

(Памятки).

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго!

































































Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ:

здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.


  1. ПРЕДПОСЫЛКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

  2. ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ СОЗДАДУТ: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.


К окончанию начальной школы ребёнок должен

хотеть и уметь учиться.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаем Вам всего доброго!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!