СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание- практикум : «Знакомство с регулятивными универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Регулятивные уневерсальные учебные действия. Родительское собрание - практикум...

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание- практикум : «Знакомство с регулятивными универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»


Родительское собрание- практикум : «Знакомство с регулятивными универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»


Цель: познакомить родителей с регулятивными универсальными учебными действиями и их значением в повседневной жизни ребенка.

Задачи:

  • научить определять и находить регулятивные универсальные учебные действия;

  • продемонстрировать способы формирования регулятивных универсальных учебных действий;

  • создать условия для активного взаимодействия родителей между собой;

  • организовать рефлексию родительского практикума с целью определения его результативности;

Ход родительского собрания:

  1. Постанова проблемы.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в том, чтобы научить ребенка учиться (учить СЕБЯ) .

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от воспитателя к ребёнку приоритетной целью становится развитие способности ребёнка:

  • самостоятельно ставить учебные цели,

  • проектировать пути их реализации,

  • контролировать и оценивать свои достижения,

иначе говоря — формирование умения учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы регулятивных универсальных учебных действий. Как гласит известная притча: «Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным».

Овладение регулятивными универсальными учебными действиями дают детям возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что регулятивные универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие детям ориентироваться в различных предметных областях познания.

А сможем ли мы, как родители, оказать помощь своему ребёнку в формировании регулятивных универсальных учебных действий? Как вы считаете? В чем заключается проблема? (в незнании, что такое УУД)

Главный ответ на вопрос - как помочь ребёнку учиться – позволить ему быть самостоятельным и не мешать своей «помощью»!

-Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему, чтобы и сегодня остаться для своего ребенка верным другом, надёжным помощником и идти в ногу со временем тех изменений, которые происходят сегодня в школе (познакомиться с УУД)

-Это и будет целью нашего практикума.

-Я предлагаю всем вместе попробовать сформулировать тему нашего практикума: «Знакомство с регулятивными универсальными учебными действиями».

-Что по – вашему нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели ?

Ответить на вопросы:

Что такое регулятивные универсальные учебные действия? Виды регулятивных универсальных учебных действий?

Для чего они нужны?

Смогу ли я, как родитель, оказать помощь своему ребёнку в формировании регулятивных универсальных учебных действий?

2. Знакомство родителей с регулятивными универсальными учебными действиями.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные.

2)регулятивные, включая саморегуляцию

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.






3.Учимся определять и находить регулятивные универсальные учебные действия.

1 задание.

Я предлагаю вспомнить сказку Владимира Григорьевича Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (чтение сказки)

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.— Давайте купаться!— сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

—Мы не умеем плавать,— сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

—Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!— засмеялся Лягушонок.— Куда же вы годитесь?!— И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок — ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…И не догонишь!

Определите, пожалуйста, какие универсальные действия сформированы у героев?

Подумайте, чему нужно научиться?

Проверка. Какие универсальные действия сформированы у героев?

Умение взаимодействовать , планировать деятельность, быть лидером, применять знания в новой ситуации, распределять роли

Что необходимо сформировать?

–Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой. Данная ситуация легко проецируется на действия наших детей.






Тест для родителей.

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1. Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.

  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.

  3. Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.

  4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)

  5. Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.

  6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.)

  7. Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.

  8. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.

  9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).

  10. Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.


Тест для родителей.

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1. Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.

  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.

  3. Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.

  4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)

  5. Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.

  6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.)

  7. Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.

  8. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.

  9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).

  10. Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.





Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

1-й уровень (10-7 баллов). Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (6-4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка: чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.



Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими во­просами, обсудив их в микрогруппах.

Работа микрогрупп (слайд 4)

Каждая микрогруппа получает задание проанализировать пред­ложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доло­жить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.










Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Запишите ваше мнение в таблицу.

Если родители помогают

Если ребенок предоставлен сам себе

1.

2.

3.

1.

2.

3.


Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, ос­тавляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы 2. Как сделать подготовку домашнего зада­ния делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят­но, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ре­бенка:

  • на строчку, где допущена ошибка;

  • на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ре­бенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту­пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выпол­нено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родите­лям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.















Я подготовила для Вас буклеты «Психотерапия неуспеваемости» и с удовольствием предлагаю их Вам (раздаются рекомендации родителям) (см. Приложение 1, Приложение 2.)

- Продолжить наше собрание я хочу с притчи «Урок бабочки». (Слайд 5)

(Слайд 6) Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

(Слайд 7) Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Ничего не случи­лось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тель­це, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал: подобное усилие необходимо бабочке, чтобы выйти через узкую щель кокона, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и бабочка смогла бы летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!