СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Результаты стартовой диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о важности формирования универсальных учебных действий, которые выступают   основой образовательного и воспитательного процесса в процессе обучения .

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Результаты стартовой диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников»»


Родительское собрание «Результаты стартовой диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников»

Свое выступление хочу начать со слов Михаила Васильевича Ломоносова

(СЛАЙД 2)Истинная цель просвещения – не в том,
чтобы сообщить людям определённую

сумму сведений по различным наукам, а в том,
чтобы пробудить в каждом человеке творца,
духовно активную личность – и в этом счастье.
М. В. Ломоносов

За последние десятилетия наше общество существенно изменилось: изменились взгляды на жизнь, изменились требования, предъявляемые к уровню жизни, изменились экономические, социальные и культурные составляющие нашего общества. Все эти изменения не могли не отразиться на образовании.(СЛАЙД 3)Действительно, в связи с произошедшими изменениями современному обществу требуются люди, которые очень гибко будут реагировать на малейшие изменения, не бояться их, а, наоборот, умеющие быстро приспосабливаться к новым условиям.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).(СЛАЙД 4)

Вы знаете, что участниками образовательного процесса являются не только учителя, ученики, но и родители, поэтому вам, как одной из сторон образовательного процесса необходимо знать какие изменения происходят в сфере образования чему, как и кто будет учить ваших детей.(СЛАЙД 5)

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – это умения учиться самостоятельно.(СЛАЙД 6)

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование Универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися Универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.(СЛАЙД 7)

Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы. Это определяет актуальность и практическую значимость проводимой работы.(СЛАЙД 8)

СТАРТОВОЕ Исследование готовности первоклассников к обучению в школе проводится в октябре. В этом исследовании мы видим «багаж» , с которым ученики пришли в школу. Итоговая диагностика будет проводиться в мае текущего учебного года. Она покажет уровень формированности Универсальных учебных действий за учебный год. Исследование проводится ежегодно: стартовая-на начало учебного года , а итоговая-в конце.

С 8 по 12 октября данное исследование проводилось в нашей школе. В исследовании участвовали 163 учащихся из 170 первоклассников.

Исследование готовности первоклассника к обучению в школе включает в себя четыре методики:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Образец и правило

4. Первая буква

Все предлагаемые методики проводятся фронтально, одновременно со всем классом. .

Использование результатов

Средние результаты класса дадут возможность учителю определить, в

какой мере его ученики способны воспринимать и выполнять инструкции,

насколько они самостоятельны, умеют ли выделять звуки в словах. Это

поможет ему правильно строить обучение.

Основываясь на результатах выполнения заданий, выделяют группу

риска: тех детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам наиболее низкие баллы.

Школы различаются между собой и по программам, и по методам

обучения. Готовность к одному варианту обучения вовсе не означает

готовности к другому. Поэтому сравнивать результаты, полученные каждым учеником, следует не с какими-либо абстрактными стандартами, а со средним уровнем класса. Этот способ оценки помогает достаточно надежно выявить детей, которые могут в дальнейшем испытывать трудности в обучении и в адаптации к школе.

Дело в том, что любой квалифицированный учитель при построении

обучения ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не будет служить серьезным препятствием.

Для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба почти

наверняка окажется трудной. Дети, относящиеся к группе риска, нуждаются в особом внимании учителя. При этом важно учесть, по какой именно методике ребенок продемонстрировал низкий результат.


1. Рисунок человека

Этот тест впервые разработал Флоренс Гуденаф для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка всего рисунка – 0 баллов. «0». Если имеются голова и туловище, то за каждую из следующих деталей ставится по 2 балла:

  1. глаза (два глаза засчитываются за одну деталь) – 2 балла;

  2. рот – 2 балла;

  3. нос – 2 балла;

  4. руки (две руки – одна деталь) – 2 балла;

  5. ноги (две ноги – одна деталь) – 2 балла.

За каждую из следующих деталей ставится по 1 баллу:

  1. уши (два уха – одна деталь) – 1 балл;

волосы (или шапка) – 1 балл;

  1. шея – 1 балл;

  2. пальцы – 1 балл;

  3. одежда – 1 балл;

  4. ступни (обувь) – 1 балл.

  5. За правильное количество пальцев (по 5 каждой руке) ставится еще 2

балла.

13. Далее оценивается способ изображения. (СЛАЙД 9,10))

В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела.).

(СЛАЙД 11)Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бысобран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу.

Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна вдругую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы «приклеены».

Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища Если способ изображения – пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим – 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.Минимальный балл за это задание – 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) – 26 баллов. Типичные оценки для шестилетних детей – от 7-8 до 18-19 баллов.

(СЛАЙД 12)Низкие результаты по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям, что может привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы.

2. Графический диктант(СЛАЙД 13)

Эта методика, предложенная Даниилом Барисовичем Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая»линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одном элементе, – 3 балла. Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.Общая оценка за выполнение диктанта выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается. Если все три оценки одинаковые, то берется сумма только двух оценок. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.(СЛАЙД 14)

Успешность выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли ребенок раньше опыт фронтального обучения. У шестилетних детей, имеющих такой опыт, вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл.

Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу

3. Образец и правило(СЛАЙД 15)

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты).

При выполнении задания учащиеся запоминают правило: нельзя соединять одинаковые точки. Нельзя соединять два кружка или два треугольника, или два квадратика. Линией можно соединять только две разные точки

За каждую из 6 задач ставится оценка, которая может колебаться от 0 до 2 баллов.Успешность выполнения данного задания говорит о том, что ребёнок готов к организованным действиям, готов выполнять условия поставленных задач, может преодолеть влияние посторонних факторов и концентрироваться на заданиях и инструкциях учителя! Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко

служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо 25

проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.)



(СЛАЙД 16)Общий балл за выполнение задания выводится путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Он может колебаться в пределах от 0 (если во всех задачах нарушено правило и неправильно воспроизведен образец) до 12 баллов (если во всех задачах соблюдено правило и правильно воспроизведен образец).

4. Первая буква(СЛАЙД 17)

Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.

Методика «Первая буква» выявляет готовность детей к овладению грамотой

(СЛАЙД 18)Успешность выполнения этой методики очень сильно зависит от того, обучался ли ребенок ранее началам грамоты, поэтому вполне возможен разброс результатов по всей шкале (от 0 до 5 баллов).Оценкой служит количество правильно поставленных значков.

Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу

слов, развитию фонематического слуха.

На основе сформированности Универсальных учебных действий мы должны получить

«Портрет выпускника начальной школы» (СЛАЙД 19)

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Спасибо за внимание!(СЛАЙД 20)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!