СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека"  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  Цель собрания: создание условий для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пажгинская средняя общеобразовательная школа»





Общешкольное родительское собрание

«Роль семьи

в духовно-нравственном воспитании детей»





Составитель: Башлыкова Елена Леонидовна,

учитель начальных классов.



Пажга

2017

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Общешкольное родительское собрание

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Цель: создание условий для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье.



Задачи собрания:

  • Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей;

  • Показать родителям значимость духовно-нравственного воспитания детей в семье;

  • Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.


Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители!

Слайд 1.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания актуальна как никогда.

Слайд 2.

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение, при котором ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо» (В.А. Сухомлинский).

Уважаемые родители, коллеги, которые тоже являются родителями. В последнее время мы много говорим о нравственном воспитании, создано множество программ, но мы вынуждены признать, школа без семьи бессильна.

Слайд 3.

«Семья и школа - это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега» (Л.А. Кассиль)

Слайд 4.1.

Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. И это очень важно. Для воспитания требуется правильная иерархия: (слайд 4.2.)отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сёстры – я – младшие братья и сёстры. Есть одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребёнок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Всё лучшее – детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы понять, откуда идут беды родителей с детьми, достаточно задать себе вопрос: «Кому в вашей семье достаётся лучший кусок?» – «Конечно, ребёнку», – следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевёрнуты. Начнём с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше – матери, а далее всем остальным – дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. За что ребёнок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребёнок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а всё продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причём физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено. Но дети не готовы к этому морально.

У ребёнка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать своё место в семье. Сначала он маленький, потому что ещё не ходит в школу. Потом он маленький, потому что ещё только учится в школе. Затем он маленький, потому что ещё только учится в институте. И всё это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

К трём годам у ребёнка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». Слайд 5.1. В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания.

Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, должна царить чёткая иерархия ценностей. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.

Слайд 5.2.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.

Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребёнок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, – детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей с взрослыми крайне ограничен, поэтому они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребёнок воспитывается в семье, то от постоянного общения с взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений.

Ранее такого разрыва между поколениями не было. 90% всего населения были крестьянами. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах. Ребёнок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому.

Сейчас большинство женщин работает. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растёт само по себе. Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Но как же передаётся опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передаётся, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всей душой отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.

Принцип же воспитания в наше время можно очень чётко сформулировать словами одной современной песенки: «Танцуй, пока молодой». Пока ребёнок маленький, ему многое дозволяется. Это приводит к тому, что даже двадцатилетнего дылду мамочки будут продолжать холить и лелеять. А когда вдруг специалисты вспоминают о всеобщем отставании детей, то начинают искусственно развивать ребёнка. Придумываются различные развивающие программы, игры. А недополучают дети элементарного общения с взрослыми, но не детского общения, а взрослого. Если ребёнок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять своё желание в настоящей работе. Всё зависит от уклада семьи – надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. Современные мамы и папы восхищённо смеются и ликуют, видя, как их милая дочка танцует, подражая звёздам поп-музыки, увиденным на телеэкране. Ясно, что в этом случае родители настроены на то, чтобы воспитать эстрадную певицу, а не помощницу себе. Дети очень хорошо чувствуют, что нравится родителям и что надо сделать, чтобы угодить им.

В развитии ребёнка есть определённые этапы, когда в нём формируются те или иные способности. Так привычка к труду закладывается примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Именно в этом возрасте надо начинать приучать ребёнка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно ещё не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребёнок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определённые обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребёнка к труду будет практически бесполезно. Когда ребёнок подрастёт, его можно и нужно приобщать к правильному планированию своей жизни. Очень важно, чтобы у каждого ребёнка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть – для малышей – обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребёнок подрастёт, – убирать свою постель, ещё позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи, забирать младших из детсада и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно.

Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребёнку или не будете следить за тем, что предлагается ребёнку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребёнка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы – вот, что может наполнить душу ребёнка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.

Слайд 6.1.

Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребёнок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребёнок знает всё! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить два момента. Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо Слайд 6.2. Чтобы ребёнку самому неприятно было смотреть плохой фильм. Во-вторых, чтобы ребёнок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, от которого он будет всё отсчитывать, с которым он будет сравнивать Слайд 6.3. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребёнок духовно питался только из чистых источников. Если ребёнка будут окружать современные добрые и красивые сказки, то мультфильм с драками и мордобоем ребёнок явно оценит как плохой и сам не захочет его смотреть.

Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдёт лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребёнка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящей боли она не будет замечена. И если вдруг родителям будет плохо, то сердце их любимого «закалённого» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдётся.

Показывая ребёнку насилие даже в «мультиках», предлагая сцены разврата, жестокости или «красивой жизни», телевидение пробуждает в детской душе страсти гнева, блуда, зависти, страсти к деньгам. Боевики учат его презирать слабого, навязывают не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения с людьми, дерзкую и развязную, несовместимую со скромностью.

Замечено, что дети предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть.

Во всяком случае, задача родителей – доходчиво объяснять ребёнку, что ничто не проходит для души бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего.

Слайд 7.1.

Опыт воспитания накапливался веками. Но постепенно происходит подмена ценностей: профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромного, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.

Слайд 7.2.

Нравственность любого ребёнка начинается в семье.

Слайд 8.

  • Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

  • Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

  • Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

  • Отношение членов семьи друг к другу должно быть уважительным.

  • В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств.

Если всё вышеперечисленное в семье выполняется, значит, ребёнок состоится как личность.

Слайд 9.

Спасибо за внимание! Желаю вашим семьям взаимоуважения и взаимопонимания!


Источники

  1. http://semyaivera.ru/2012/02/28/mesto-rebenka-v-seme-vospitanie-detey/

  2. https://infourok.ru/rol-semi-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-detey-1557858.html

  3. http://globuss24.ru/doc/roly-semyi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-detey

0


Просмотр содержимого презентации
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение, при котором ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и  надо ».          В. А. Сухомлинский

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение, при котором ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо ».

В. А. Сухомлинский

Семья и школа - это берег и море.  На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни,  а потом перед ним открывается необозримое море знаний,  и курс в этом море прокладывает школа.  Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л. А. Кассиль

Семья и школа - это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л. А. Кассиль

Для воспитания требуется правильная иерархия отец мать  дедушка и бабушка  старшие братья и сёстры я  младшие братья и сёстры

Для воспитания требуется правильная иерархия

отец

мать

дедушка и бабушка

старшие братья и сёстры

я

младшие братья и сёстры

Послушание –  это начало воспитания    Основа воспитания детей –  пример поведения родителей

Послушание – это начало воспитания

Основа воспитания детей – пример поведения родителей

Пусть ребёнок знает всё! Что такое хорошо и что такое плохо Что посеешь, то и пожнёшь

Пусть ребёнок знает всё!

Что такое хорошо и что такое плохо

Что посеешь,

то и пожнёшь

Нравственность любого ребёнка начинается в семье Вся семья вместе, так и душа на месте. Коли в семье лад, так не надобен и клад. Живут душа в душу. Жениться – не воды напиться. Мир в семье любовью держится. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Яблоко от яблони недалеко падает. Всякий дом хозяином держится.

Нравственность любого ребёнка начинается в семье

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Коли в семье лад, так не надобен и клад.

Живут душа в душу.

Жениться – не воды напиться.

Мир в семье любовью держится.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Всякий дом хозяином держится.

Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. Основы трудолюбия должны закладываться с детства. Ребёнок нуждается в ласке, похвале. Отношение членов семьи друг к другу должно быть уважительным.  В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств.
  • Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
  • Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
  • Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
  • Отношение членов семьи друг к другу должно быть уважительным.
  • В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств.

Если всё вышеперечисленное в семье выполняется, значит, ребёнок состоится как личность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!