Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
1. Знакомство
Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть вас.
Зовут меня Сонкина Наталья Сергеевна. Я работаю в школе № 32 учителем начальных классов 28 лет. Сделала 6 полных выпусков. В каждом выпуске были ребята победители городских олимпиад. Имею высшую квалификационную категорию. Работаю по традиционной программе начальной школы «Школа России», которую дополняю развивающими заданиями. Вы прошли предварительное собеседование, отобраны по результатам. С вас особый спрос. Будет трудно, но интересно. Пожелание одно: быть терпимыми, любящими родителями, добросовестно выполнять свои родительские обязанности. Надеюсь, что наш коллектив будет сплоченным, дружным.
Сейчас я попрошу вас заполнить анкеты, необходимые для нашей дальнейшей работы. Приложение № 1
2. Информирование
Теперь я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возникает вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг оказалось упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё
3,5 месяца”.
Ответьте (дома в спокойной обстановке) на вопросы тестов (Приложения № 2, 3, 4)
Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке
Тест на выявление готовности ребенка к школе
Тест для родителей
Результаты этих тестов помогут Вам определить уровень готовности вашего ребёнка и Вас к обучению в школе.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Откуда берутся эти трудности? Можно ли их избежать?
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 – 7-летнего возраста
- не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”),
- на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
(Слайд 2)
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
интеллектуальный
эмоциональный
социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
(Слайд 3)
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.
В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки”. Давайте посмотрим, чему должен научиться ребенок за одну четверть.
(Слайды 4-5)
Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
Различать гласные и согласные звуки и буквы.
Определять место ударения в слове.
Уметь читать слоги.
Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.
Иметь пространственные и временные представления.
Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
Соотносить число предметов и цифру.
Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
Читать простейшие математические записи.
Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
(Слайд 6)
Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же, нет. Возможно, у некоторых из Вас назрел вопрос: “А что я могу сделать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. С рекомендациями по этим вопросам можно познакомиться в специально оформленных для Вас буклетах. Приложение № 5, 6
Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки (Слайд 7)
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
3. Выборы родительского актива
4. Разное
Приложение № 1
АНКЕТА
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________________________________
Число, месяц, год рождения ребенка ________________________________________
№ детсада, который посещал ребенок _______________________________________
Домашний адрес (фактический) ____________________________________________
Домашний телефон _______________________________________________________
Состав семьи (кол-во взрослых + кол-во несовершеннолетних детей) _________________________________________________________________________
Состоит ли Ваша семья на учете в КСЗН _______________________________________
Ф. И. О. мамы ____________________________________________________________
Место работы _______________________________________________________
Должность __________________________________________________________
№ рабочего телефона ________________________________________________
№ сотового телефона _________________________________________________
Образование ________________________________________________________
Ф. И. О. папы ____________________________________________________________
Место работы _______________________________________________________
Должность __________________________________________________________
№ рабочего телефона ________________________________________________
№ сотового телефона _________________________________________________
Образование ________________________________________________________
Индивидуальные особенности ребенка ______________________________________ _________________________________________________________________________
Какие кружки, секции планирует посещать Ваш ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем Ваша семья может помочь классу __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И. О. и контактные телефоны родственников _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Приложение № 2
Тест для родителей
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
Способен ли он в течение 10 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом яблоки и груши (фрукты)?
Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т.д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться: упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.
Следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты.
Приложение № 3
Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке
Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.
Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс «А», дружный класс.)
Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом «урок» называют выполнение какого-либо задания, например, «выучить уроки» - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)
Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)
В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)
Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)
Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)
Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)
Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка и тем, соответственно, лучше результат. 1 («единица») - самая плохая отметка; 2 («двойка») - плохо; 3 («тройка») - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 («четверка») - это хорошая отметка; 5 («пятерка») - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник.) В других странах бывают иные оценки: от 1 до 20 во Франции; в России определенное время, наоборот – единица была самой хорошей оценкой, а пятерка – самой плохой, так же и в современной Германии.
Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель выставляет отметки.)
Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)
На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)
Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на «вы».)
Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)
14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: «Можно выйти?»)
Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.
Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.
От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому больше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.
В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.
Приложение № 4
Тест на выявление готовности ребенка к школе
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
В школе у меня будет много новых друзей.
Мне очень интересно, какие в школе уроки.
Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
Интересно, как выглядит классная комната.
Я обязательно буду учиться хорошо.
Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчитайте результаты.
Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.
От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.
Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.
Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.
Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.
Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
Приложение № 5
Памятка для родителей «Скоро в школу»
Приложение № 6
Приобщение к чтению
Приложение № 7
Режим работы школы
График работы школы с 1.09
- первый урок начинается в 8.30 ч
- в школу приводить детей, которые завтракают, к 8.00 ч, остальных к 8.10 ч
- 1-ая смена
- пятидневка
- 1-ая четверть – 3 урока + прогулка вместо уроков ИЗО, музыки и физической культуры
- столовая
Необходимое к учебным занятиям
- портфель;
- пенал: несколько шариковых ручек с синим стержнем, простые карандаши, ластики, точилка с контейнером, цветные карандаши (6 – 12 шт.), линейки: пластмассовая – 15 см;
- папка для тетрадей, обложки для тетрадей и учебников, тесьма для закладок в учебники;
- тетради в клетку и в узкую линейку; закупка для класса по 30 штук;
- блокнот для записей (вместо дневников);
- для рисования: альбом 48 листов, кисти – тонкую и толстую, акварель, стакан для воды;
- для труда: альбом, цветная бумага, белый и цветной картон, ножницы, клеящий карандаш и клей ПВА с кистью, пластилин и подкладная доска;
- для физкультуры: белая футболка, шорты, кроссовки (кеды), спортивный костюм (для занятий на улице), в 3-ей четверти – занятия на лыжах;
- сменная обувь (со светлой подошвой) + мешок;
- школьная форма (жилетки из одного материала у всего класса + однотонные водолазки, блузки, рубашки)
Летние задания
- развитие техники чтения;
- развитие мелких мышц руки: физические упражнения, рисование, штриховка, разукрашивание, занятие конструктором, лепка, мозаика;
- научить видеть клеточки, линейки: рисовать наклонные палочки;
- развитие монологической речи;
- печатание: списывание с печатного текста, письмо под диктовку слов и предложений (это подготовка к русскому языку);
- подумайте над рабочим местом ребенка (освещение), под чьим контролем будет выполнять домашнее задание;
- заготовка природного материала;
- навыки самообслуживания.