СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональным компонентам образовательной технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Контроль   и  оценка  достижений  младших  школьников  является  весьма  существенной  составляющей  процесса  обучения  и  одной  из  важнейших  задач  педагогической  деятельности  учителя.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональным компонентам образовательной технологии.»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: [email protected] ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001

______________________________________________________________________________________


Разработка родительского собрания «Современные подходы к контролю и оценке знаний

обучающихся как структурным и функциональным

компонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе)

Составитель: Фёдорова Е.В.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №9», высшая

квалификационная категория




2015 – 2016 уч. год

г. Воскресенск



Современные подходы к контролю и оценке знаний

обучающихся как структурным и функциональным

компонентам образовательной технологии

(особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе)

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет устанавливать персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Вопросы об осуществлении контроля, критериях оценивания знаний обучающихся всегда актуальны и часто возникают у учителей начальных классов.

Исходя из приоритетных целей системы начального образования, определены функции контроля.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младших школьников.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата с действительным.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.

Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля ученика, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Диагностическая функция выражается в определении степени усвоения обучающимися учебного материала, а также объёма усвоенного материала и глубины понимания.

Имея полное представления о функциях контроля долгое время (до введения ФГОС) у учителей начальных классов отсутствовали чёткие, научно выверенные нормативные документы, положения о контроле и оценке знаний обучающихся, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Министерством образования и науки России для использования в практической работе было предложено методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (1998 г.). По вопросам планирования, формах и видах контроля учителя начальных классов консультируются у специалистов ИУУ. С учётом рекомендаций составляются планы внутриклассного и внутришкольного контроля, утверждаемые на ШМО.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный (входящий), текущий, тематический, итоговый.

Предварительный контроль осуществляется методом диагностирования, тестирования будущих первоклассников с целью определения их стартовых возможностей и индивидуальных особенностей. По результатам диагностирования учитель определяет степень готовности детей к обучению, даёт рекомендации родителям и планирует коррекционную работу.

Формы организации контроля разнообразны: устный опрос, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, словарные и арифметические диктанты, грамматические задания, изложения, сочинения, тесты, творческие проекты и т.д. Учителями начальных классов нашей школы разработаны и систематизированы контрольно-измерительные материалы по разным учебным предметам. В последнее время с целью отслеживания


результативности обучения в начальных классах проводятся мониторинги. Младшие школьники активно участвуют в интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт»), олимпиадах, научно-практических конференциях.

Оценивание знаний и умений учащихся осуществляется традиционно (по пятибалльной шкале) в соответствии с методическими рекомендациями.

На основании письма Министерства общего образования России от 25.09.2000 года «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» в первых классах четырёхлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, солнышки…). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия…). Допускается фиксация продвижения младших школьников в освоении умений, необходимых для формируемых навыков, с помощью «Листа индивидуальных достижений», которые заводят на каждого ребёнка. Освоенные навыки дети (с учителем или самостоятельно) отмечают с помощью каких-либо цветных значков.

Оценивание обучающихся 2-4 классов предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика. В качестве проверочных работ используются, как правило, задания, подготовленные учителем либо принятые на уровне школы, разработанные в соответствии с государственным стандартом образования.

Данная система оценивания обеспечивает возможность совмещения текущих и итоговых оценок, что даёт основания для прогноза и представляет удобную форму фиксации итоговых достижений учащихся. Однако она имеет серьёзные недостатки и заслуженно критикуется как учителями и научным педагогическим сообществом. Её основной проблемой является закрытость и субъективность оценки, отсутствие чётких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки делают систему оценивания непрозрачной для учащихся, что мало способствуют становлению и

развитию их оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.

С введением ФГОС, как целостной системы требований ко всей системе образования страны, а не только требований к предметному содержанию образования, изменилась и система оценки образовательных результатов. 

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке достижения обучающимися трёх групп результатов образования: личностных (духовно-нравственное развитие и воспитание), метапредметных (формирование универсальных учебных действий) и предметных (освоение содержания учебных предметов). 

Цели оценочной деятельности:

- ориентировать на достижение результата;

- духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);

- формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);


- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

- обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования(предметных, метапредметных и личностных);

-обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;

-обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обученияи в ОУ в целом.

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

  Новая система оценивания предполагает изменить формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не


задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую

диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

-       целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

-       самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

-       результаты учебных проектов,

-       результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи и отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных





успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Убедившись в возможности овладеть учебной дисциплиной на уровне необходимой подготовки, поверив в себя, учащийся может воспользоваться правом испытать свои силы с помощью заданий повышенного уровня. Постоянное испытание своих познавательных возможностей пробуждает интерес к различным областям деятельности, помогает осознать свои интересы, предопределяет выбор будущего жизненного пути.

Что это означит? Сегодня как никогда в нашем демократическом обществе ярко выражена потребность родителей, учащихся, учителей, общественности в информации о результатах образования, которые адекватно отражают реальную ситуацию. Непосредственные участники образовательной системы – большинство родителей и учащихся – испытывают острую потребность в информации при выборе образовательного учреждения и программах обучения. Сейчас, к счастью, всё доступно: социальная база, информация об образовательных результатах довольно широка. И выбор соответственно.

К открытости также относятся внедрение электронных классных журналов, ученических дневников, что позволяет родителям постоянно контролировать своих детей, тем самым получая самую достоверную информацию о качестве учебного процесса.

Учителям такая информация позволяет анализировать собственную деятельность, результативность.

Руководителям образования она позволяет выстраивать стратегию развития образовательного учреждения, корректировать разнообразные управленческие решения.

Школьный портал Московской области – это единая образовательная среда для педагогов, обучающихся и их родителей. Приоритетная цель создания системы - повышение качества образовательных услуг для граждан Московской области за счет автоматизации учебно-воспитательного процесса.

Помимо электронного дневника и журнала успеваемости, пользователи могут воспользоваться рядом других полезных сервисов! Так, например, обучающимся и их родителям доступны для просмотра результаты экзаменов, итоговой аттестации, расписание занятий и школьные учебные планы.

Кроме того, Школьный портал интегрирован с порталом госуслуг Московской области! Это значит, что граждане региона могут воспользоваться электронными государственными услугами, не покидая Школьный портал:

  • подать заявление на прием и зачисление детей в образовательные организации на территории Московской области;

  • получить полную информацию об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;

  • получить информацию об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Московской области;

  • получить информацию о порядке проведения, участниках и результатах государственной (итоговой) аттестации обучающихся Московской области, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • получить информацию о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательную организацию;

  • получить информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.

Все участники образовательного процесса смогут воспользоваться электронными образовательными ресурсами и коммерческими сервисами.

Школьный портал создан в рамках государственно-частного партнерства, инициатором которого выступило Правительство Московской области. Выбранный


формат сотрудничества способствует повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере образования.

Основанием для перехода на «Школьный портал» является Постановление Правительства Московской области от 13.03.2015 № 131/8.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося по отдельным предметам. Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования)

теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.

Учитель фиксирует результаты в таблицы только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (и

в классный журнал, 2-4 класс). Отметки в таблицы результатов выставляются:

-       в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),

-       в 2-4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты).

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».

Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня.

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично».


Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования.

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!