СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 4 классе, 2 четверть на тему "Кризис взросления младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в 4 классе, 2 четверть на тему "Кризис взросления младшего школьника"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 4 классе, 2 четверть на тему "Кризис взросления младшего школьника"»

Родительское собрание «Кризисы взросления младшего школьника»

Цели:

-Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста,

-Обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период.

-Объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников

Задачи:

ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей:

- наметить пути воздействия на личностные качества детей.



Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Начнем наше собрание с «эмоциональной подготовки». Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.

Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность, и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?



Четвертый класс... Этот период  – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать.

В возрасте 9-10 лет у ребенка начинается период переходного возраста. Он вступает в подростковый возраст. Нагрузка по учебе растет, меняется обстановка, его начинает интересовать жизнь за пределами школы. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам. Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель. В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола ( для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков – отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить.

Психология детей особенная в этот период, они не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формироваться комплексы. Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей,  родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания.

Дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.

  • Более значимой становится оценка сверстников;

  • Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;

  • Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;

  • Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;

У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми. Чем же характеризуется этот 4 кризис?

Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых, то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-3 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие отметки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

Дети начинают оценивать положительные и отрицательные стороны мира взрослых с точки зрения морально-этических норм. Дети в этот период очень переживают, что та или иная «правильность», норма нарушаются.

Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести. (пример) Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках – не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас, замкнутся.


Рекомендация:  Ребенка необходимо учить работать с учебным текстом: Навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня, вашей совместной прогулки или поездки и пр.

 


Анкета для родителей. «Всё ли благополучно у вашего ребёнка в школе».

Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны, ставьте «-».

  1. Моему ребёнку нравится учится в школе.

  2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.

  3. Если был бы выбор, ребёнок хотел бы учиться дома.

  4. К сожалению мой ребёнок никогда не рассказывает мне о школе с радостью.

  5. В классе у него много друзей.

  6. Ему мало нравятся учителя в школе.

  7. Он активно участвует во всех классных мероприятиях.

  8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки.

  9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.

  10. Другие интересы и хобби не мешают его занятиям в школе.

По считайте количество совпадений:

1.+ 2. – 3.+ 4.– 5.+ 6.- 7.+ 8.- 9.- 10.+.

8-10 баллов – у Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего не возникнет проблем в ближайшее время.

6-7 баллов – в школе дела обстоят неплохо, чтобы закрепить это положение, почаще давайте ребёнку понять, что вы внимательны к его успехам в школе и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или в ком источник школьных переживаний ребёнка.

1-2 балла – ребёнку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом, наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Новообразование:

Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

ДЕТИ     9-10 лет 

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.



Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Домашняя обстановка самым непосредственным образом влияет на формирующийся мозг ребенка, так как именно родители закладывают и стимулируют его развитие. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться потрясающих результатов!



Среди учащихся 4 класса выявлен ряд проблем, возникающих в этот период

  • Тревожность при ответах у доски.

  • Страх перед контрольными работами.

  • Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.

  • Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

  • Трудности при взаимодействии с учителями.



Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.



Надеюсь, мои советы помогут вам разобраться в психологии детей данного возраста. Мы совместно «перерастём» кризисный период. Это поможет детям преодолеть трудности в обучении.

Решение родительского собрания:

- учитывать в общении с детьми трудности «переходного возраста»

- внимательно относиться к школьным проблемам детей, решать их по мере возникновения,

- помогать преодолевать тревожность,

- быть образцом поведения для собственных детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!