СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 7 классе на тему "Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет Вам провести родительское собрание на заданную тематику

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 7 классе на тему "Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?"»

Родительское собрание №2 25.12.2020

7 класс

Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?

Цели: помочь родителям осознать необходимость авторитета взрослого в процессе воспитания; напомнить о важности единых требований воспитания семьи и школы.

Ход собрания

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А.С. Макаренко).



I. Организация собрания. Постановка целей

Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Я хочу, чтобы наше общение сегодня было диалоговым и позитивным, ведь нам предстоит разобраться в том, что такое учительский авторитет и можете ли вы, родители повлиять на него?

Думаю, разговор предстоит непростой. Но уважающие друг друга собеседники всегда найдут общий язык. Согласны? Тогда начнём.

II. Основная часть собрания

Учитель. Начну с утверждения , без авторитета невозможен воспитатель.

Воспитание ребенка начинается в семье. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу. Но иногда, к сожалению, когда ваше чадо приходит в школу и начинаются разногласия в единых требованиях воспитания семьи и школы.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

- Считаете ли вы что авторитет учителя необходимое условие для полноценного общения с вашими детьми? И можете ли вы на него повлиять?

Все мы заинтересованы в том, чтобы понимать друг друга, так как от этого, в большой степени зависит успех нашего общего дела.

  1. Все мы просто люди, наделённые различными достоинствами и недостатками, успехами и неудачами. Все мы, к сожалению, можем болеть, быть несчастными и т.д.

  2. Все мы, к сожалению, склонны искать причины неудач во внешних обстоятельствах или в других людях.

  3. Все мы наделены правом иметь своё мнение и открыто высказывать его.

  4. Мы с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребёнка на любом уровне.

Но каким образом в настоящее время «отстаивают права» современные родители?

Примерами того, как общаются с учителями родители, полнится Интернет. Диапазон широкий — от обмена язвительными любезностями без телесных повреждений до нанесения черепно-мозговых травм. Учителя обороняются, как могут. Да, учителя не ангелы, как и все. Они тоже люди. И за то, какой будет беседа «учитель – родитель», каждый взрослый отвечает в равной степени.

Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить – поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Уважаемые родители, будем учиться исправлять эти промахи!

Родительское собрание.

Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание — для всех. Более того, на правильно построенном родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти и не должна.

Цель данного мероприятия — показать каждому родителю, какова обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.

И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да — кто-то другой.

Тет-а-тет в пустом классе.

Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись заранее. А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо по телефону.

И — без обид! — учитель не может потратить на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради...

Чтобы разговор был конструктивным...

Заранее определитесь — зачем вы идете к учителю (поговорить об успеваемости, о поведении, об отношениях с другими детьми и т. п.). И настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений.

Прежде чем выяснять у учителя, за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (конспект, учебник) и проверьте элементарное знание того, за что "2". Может, и в школу ходить не придется.

Прежде всего, задумайтесь сами: в чем причины неуспешности вашего ребенка? Учитель не может знать об ученике всего, что о нем знают в семье. Часто бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя, почему ребенок не хочет учиться.

Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать о проблемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах между родителями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей в возрасте). Общих требований к ребенку в это время предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом не узнает.

Разумеется, учитель должен знать, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем (и какие именно). Даже мудрый и опытный педагог может не знать, что ребенка обижают за пределами класса, не все ведь происходит у учителя на глазах! Если в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок в первую очередь расскажет родителям, а ябедничать учителю не станет.

То есть если вы хотите индивидуального подхода к ребенку, ваше дело — этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.

Ребенок жалуется...

Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.

(То же происходит с ребёнком и в классе. Когда учитель интересуется, почему не готов или почему не выучил то или иное правило, ребёнок отвечает: «У мамы не было времени», «Мама спала», «Мама не сделала» и т. д.)

Не надо после этого бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.

Что делать? Понимать, какие последствия будет иметь такой разговор. Поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший — заболеет от огорчения, плохой — отомстит. Любая агрессия порождает агрессию, а учителя — тоже люди.

Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, отправляясь к нему, помните о важных моментах.

Ни в коем случае не брать с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими, задерганными, с массой профзаболеваний людьми. Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу учитель, что у него в семье, почему он сорвался... Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже если учитель абсолютно профнепригоден и неправильно себя ведет, он все равно — старший. И унижать его в присутствии ученика непедагогично. Если вы все же взяли ребенка с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет — пусть подождет за дверью.

Диалог надо начинать не с обвинения ("Вы виноваты!"), а с себя ("Я огорчена, я переживаю"). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт). Законченных негодяев в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право на ошибку имеет каждый.

Не переносите на учителя свои собственные детские обиды.

Контраргументы "У меня тоже были двойки по русскому (математике), я тоже срывал уроки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился" неразумны. Тут впору вспомнить, какой на ваши детские "подвиги" была реакция родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благодаря заслугам ваших собственных папы и мамы.

Учитель вызвал вас для разговора.

Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.

Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита – это нападение. С порога сразу «ошарашу» учителя фразами: «Своего ребёнка я перевожу в другой класс! У вас в классе есть любимчики! И вообще: все в этом классе занимаются с репетиторами!» Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!

Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.

Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком – одно целое!

Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок – это два разных человека. А еще - вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.

Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы - одна команда! Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу – возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает – например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций – неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.

Важно: профессия учителя не относится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.

Если разговор не удался…

Возможно, вы последовали всем рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.

Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.

Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги. Учитель – не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.


Памятка для родителей:

  1. Педагог — профессионал. Такой же, как программист, бухгалтер, журналист, кто-то ещё. И нельзя считать себя компетентнее него. Постарайтесь относиться к нему с уважением и пониманием. Да, у него, как у любого человека, могут быть проколы и ошибки, но: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!»

  2. Будьте примером для ребёнка в отношении к другим людям, в образе жизни, в правильности речи.

  3. Учебные успехи не должны стать предметом заносчивости, как и материальное благополучие семьи.

  4. Учебная неуспешность – не есть вина школы, учителя. Корни её во многих причинах, возможно не зависящих ни от родителя, ни от учителя. Только поддержка и помощь, тепло и любовь помогут свести проблему к минимуму.

  5. Не критикуйте школу и учителя при ребёнке. Пусть школа и учителя в глазах ребёнка будут авторитетны и безупречны. Со временем он сам научится во всём разбираться. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

  6. Прежде, чем предпринять радикальные меры (высказать претензии учителю, воспитателю, завучу, директору), посмотрите на ситуацию с разных точек зрения, поделитесь мыслями с членами семьи, подумайте, как отнёсся бы к вашему шагу ребёнок, зная о ваших намерениях.

  7. Уважайте ЛИЧНОСТЬ в себе, в своём ребёнке, в учителе.

  8. Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи»

  9. Обязательно помните:

«Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом».

(Себастьян Брант)









































Не надо обсуждать учителей с детьми
Родители не должны обсуждать учителей с детьми – это подрывает авторитет школьных педагогов, считает министр просвещения РФ Ольга Васильева. По словам министра, в ее семье обсуждение учителя с детьми было "просто невозможно", и благодаря этому авторитет учителя был непререкаем.
«Мы должны четко понимать, что и между родителями и школой, и школой и родителями должно быть глубочайшее взаимопонимание и должны быть четкие линии, куда каждая из сторон не может идти», - сказала Васильева.

Думаю, многие родители не согласятся с этим заявлением министра. Как это – не обсуждать? А если учитель не прав? А если учительница не понимает особенностей/трудностей/гениальности моего ребенка? Да, такое встречается сплошь и рядом. Не понимают. Ошибаются. Вообще далеки от идеала.
Давайте зададим себе вопрос: чего мы хотим добиться, обсуждая действия учителя с ребенком? Учим его отстаивать свои права? Делать замечания старшим (по возрасту и служебному положению)? Не считаться ни с чьим авторитетом?
Но тогда надо быть готовыми к тому, что и наш авторитет не будет ничего значить для ребенка. Точно так же, как мы обсуждаем «училку-дуру» со своим второклашкой, чуть погодя он будет обсуждать нас со своими приятелями. И в 11-12 лет мы будем разводить руками и жаловаться: «Он меня не слушается, я никак не могу на него повлиять».
В Евангелии недаром сказано: поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. Эту цитату даже называют золотым правилом нравственности. Представьте себе ситуацию: Марьванна вызовет вашего Васю и станет обсуждать, какие у него глупые, бестолковые, никудышные родители. Вам это понравится? Нет? Вот и вы не позволяйте себе ничего плохого говорить об учителе в присутствии ребенка.
Учитель должен быть авторитетом для детей, от этого всем только легче. Легче учителю, потому что класс его слушает, дает вести урок. Легче детям, потому что их не мучают сложные противоречия (Марьванна говорит так, а мама наоборот). Легче и самим родителям, потому что ребенок более спокойный.
А если учитель в самом деле не прав?
Выясните у ребенка все подробности происшествия, не давая оценок (примените активное слушание по Гиппенрейтер). А потом пойдите к учителю и выслушайте другую точку зрения. Между прочим, ваш ребенок тоже может быть не прав (вы не знали?). Кстати, некоторые родители ни за что не согласятся с последним утверждением.
Если учитель в самом деле не прав, постарайтесь поговорить об этом с ним самим, спокойно и без «наездов». Объяснить ситуацию, дать понять, что вы со своей стороны тоже не бездействуете. Не помогает? Все плохо? Объединитесь с другими родителями, выясните их мнение. Сходите все вместе к директору. Но все эти проблемы должны решаться взрослыми, не вовлекая в конфликт детей. Не только не рассказывайте детям о происходящем, но и избегайте при детях обсуждать ситуацию с мужем (или женой).
Чаще всего наше недовольство учителем ограничивается какими-то пустяками, вроде неправильного произношения некоторых слов или заниженной (по нашему мнению) оценки за контрольную.
Я беру на себя смелость утверждать, что министр Васильева совершенно права.
В таких случаях гораздо правильнее ограничиться активным слушанием.
Вместо «она что, из деревни приехала?» - «Да, меня тоже раздражает, когда коверкают это слово»
Вместо «могла бы и четыре поставить, что ей, жалко, что ли?» - «Да, обидно. У учителей есть официальные критерии оценивания, так что ничего не поделаешь, здесь только тройка. Но смотри – у тебя на две ошибки меньше, чем в прошлый раз! В следующий раз ты сможешь еще лучше»
Такой подход позволяет вам сохранять близкие отношения с ребенком, разделять его переживания, но при этом не ронять авторитет учителя в его глазах. И не вынуждать целый день слушать человека, которого мама называет не иначе как «деревенщиной».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!