Родительское собрание: « Психологическая готовность к школе».
Цель: формирование представления у родителей о психологической готовности к школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с критериями психологической готовности к школе.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Сегодня мы с Вами поговорим о готовности ребенка к школе. Перед тем как мы приступим к разговору по нашей теме, я предлагаю определить вашу степень беспокойства в связи с приближением школьного обучения своего сына или дочери.
Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.
Поднимите две руки, только те, кто испытывает умеренное беспокойство.
Поднимите руку, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство. Спасибо!
Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами совместных усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Как же понять родителям готов ли их ребенок к школе, а если не готов, то как ему в этом помочь?
Готовность к обучению – понятие комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.
1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма. Именно в возрасте 7 лет происходит созревание тех отделов головного мозга, которые обеспечивают систематическое обучение, начинает окостеневать позвоночник, укрепляется зрение. Однако, часто болеющие и физически ослабленные дети– испытывают трудности в обучении.
2. Специальная готовность – умение писать, считать, читать. В настоящее время эти умения и навыки ребенка важны и на начальном обучении в школе.
3. Но прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты присущие школьнику.
В психологии принято выделять следующие компоненты психологической готовности к школе
1. Коммуникативная готовность;
2.Интеллектуальная готовность;
3.Мотивационная готовность;
4.Эмоционально – волевая готовность.
На первый взгляд все сложно и не очень понятно, но я сейчас попробую рассказать Вам об этих компонентах доступным языком.
1. Коммуникативная готовность .
Коммуникативная готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив. Сейчас предлагаю поиграть в игру, способствующую развитию коммуникативных навыков. Для этого давайте встанем в круг. ( «Комплименты»: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу).
Следующий компонент психологической готовности к школе – интеллектуальная готовность.
2.Интеллектуальная готовность.
Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность). Давайте сыграем в игру, которая способствует развитию внимательности и мышления. Я буду вам задавать вопросы, вы можете давать самые разные ответы, но слова «да» и «нет» говорить нельзя.
Игра «Не говори " да и нет"»
Примеры вопросов с «ловушкой»:
1.«Вы спите с открытыми глазами?»
2. «У вас черные брюки?»
3. «Нос нужен для того, чтобы слышать?»
4. «Вы работаете?»
5. «Хлеб пекут в холодильнике?»
6.«Тяжелая гиря может плыть по реке?
7.«Птицы долетают до Луны?»
8. «Лимон кислый?»
9. «Трава зеленая?»
Спасибо. Также немаловажную роль играет мотивационная готовность – т.е. желание учиться.
3. Мотивационная готовность.
Она включает в себя:
- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий),
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности,
- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности,
- эмоционально-благополучное отношение к школе,
- желание учиться.
Но желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи. Ребенок может хотеть в школу, потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому что в школе не нужно спать и, наконец, потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки. Однако это еще не значит, что дети осознают важность учебы.
Так же встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления. Такое отрицательное отношение к школе затрудняет включение ребенка в школьную жизнь.
Т.е. каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость.
Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги. Следующая игра, которую я хочу вам предложить, способствует развитию и мотивационной готовности к школе и памяти. (Игра "Собери портфель в школу": Первый участник говорит: "Я положу себе в портфель", и называет необходимый в школе предмет. Следующий игрок повторяет название предмета, который называл предыдущий и добавляет свой предмет и т. д. последний участник повторяет все названные предметы).
Спасибо. И ,конечно, не стоит забывать об эмоционально-волевой готовности.
4. Эмоционально-волевая готовность.
Эмоционально-волевая готовность – уровень развития произвольно – управляемого поведения. Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока (в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо». Как правило, произвольное поведение ребенка формируется 6-7 годам. Для развития и понимания эмоций я предлагаю игру- Игра «Продолжи фразу»: Участники передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.
Для развития произвольности и самоконтроля движений предлагаю Игра «Я кубик несу и не уроню»: участник должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Спасибо.
Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест «Готов ли ваш ребенок к школе?». Отвечайте на вопросы «да» или «нет»(тест). Подсчитайте количество положительных ответов. Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка (итоги по тесту).
Я вам рассказала обо всех компонентах психологической готовности к школе. Мне хочется добавить…
Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Также родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей. Родители должны создать такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения! И успешной подготовки к школе. Спасибо за внимание!