СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "В семье особенный ребенок!"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие семьи, имеющие особенных детей, испытывают огромные моральные страдания. Нелегко каждый день сталкиваться с проблемами, зная, что они на всю жизнь. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "В семье особенный ребенок!"»

В семье особенный ребенок.

Родительское собрание.

Задачи:

- формирование у родителей восприятия ребенка как особого, отличающегося от нас человека;

- профилактика эмоционального выгорания родителей;

- способствовать созданию комфортных условий для ребенка в семье

1. Типичные реакции родителей ребенка, которые узнали о том, что их ребенок особенный.

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы собрались необычным составом. В каждой из ваших семей есть «особые» дети. Узнав, о проблемах вашего ребенка, у каждого из вас была разная реакция. Я вам предлагаю рассмотреть несколько типичных реакций родителей, которые узнали о том, что их ребенок «особенный».

(На столе лежат карточки с названием психического состояния родителей).

Выберите ту карточку, на которой записано состояние близкое или такое же как вы испытывали.

(Родители выбирают карточки).

- непринятие-злость;

- страх;

- вина и беспокойство;

- замешательство;

- бессилие;

- разочарование.

- Как вы действовали в этой ситуации? Расскажите, кто может? Если вам трудно высказаться, то пообщайтесь с родителями, которые выбрали эту же карточку.

Родители, узнав об инвалидности своего ребенка, реагируют похожим образом.

Первая реакция – непринятие: «это не могло случиться со мной». Непринятие быстро сменяется злостью, которая может быть направлена на медицинских работников, которые рассказали вам об инвалидности ребенка. Злость может повлиять и на взаимоотношения между супругами, с дедушками и бабушками, с другими важными для семьи родственниками. Такое ощущение, что злость – сильнейшее чувство, через которое проходят все.

Страх – еще одна реакция. Люди больше боятся неизвестности, чем известности, точная информация о диагнозе и перспективах ребенка в будущем пугает меньше, чем неизвестность. В любом случае, однако, страх за будущее ребенка – это чувство, испытываемое всеми: каким будет ребенок в пять, двенадцать, двадцать один? Что с ним будет, когда я умру? Потом возникают другие вопросы: «Он когда-нибудь выучится? Сможет он окончить школу? Сможет ли он любить, жить, смеяться, делать все то, о чем мы мечтали?»

Другие вопросы без ответов порождают страх. Есть страх неприятия со стороны общества, страх того, как такая ситуация повлияет на жизнь братьев или сестер, вопрос будут ли еще дети в этой семье, сомнения в том, будет ли муж или жена любить этого ребенка.

Далее следует вина, вина и беспокойство по поводу того, что вы – родители – могли стать причиной инвалидности ребенка. Вы думаете: «Я сделала что-то не так? Я наказана за что-то? Я недостаточно следила за собой во время беременности?

Иногда чувство вины может выражаться в религиозном аспекте в виде наказания или кары божьей. Часто родители плача спрашивают: «Почему я? Почему мой ребенок? Почему бог дал это мне?», как часто мы поднимаем глаза к небу и спрашиваем, что мы сделали, чтобы заслужить такое испытание.

Замешательство также характерно для этого периода. Оно происходит от того, что человек не до конца понимает, что происходит и что произойдет. Замешательство проявляется в бессоннице, неспособности принять решения, эмоциональной перегруженности, информация может казаться неясной и искаженной. Вы слышите слова, которых раньше нигде не слышали, термины, которые описывают то, что вы не понимаете. Вы пытаетесь понять и найти смысл в той информации, которую вы получаете. Часто родители и те, кто пытается донести информацию об инвалидности, ребенка говорят на разных языках.

Бессилие, невозможность изменить ситуацию очень сложно принять. Родители не могут изменить тот факт, что у их ребенка есть инвалидность, но им нужно чувствовать, что они могут справиться со своими жизненными проблемами. Очень трудно заставить себя прислушиваться и следовать рекомендациям, суждениям и мнениям других людей. Более того, эти другие люди – часто незнакомцы, с которыми пока не выстроены доверительные отношения.

Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Это чувство вместе с представлениями о ребенке, которые были до того, могут привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

Мы сегодня с вами собрались, чтобы помочь друг другу в сложившейся ситуации. Послушайте несколько советов. Может быть в трудную минуту они вам пригодятся. (Советы напечатаны на листах и родители могут их взять себе).

2. Советы родителям.

Ищите помощи других родителей. Найдите других родителей ребенка с инвалидностью и попросите их помочь. Существует много организаций и групп родителей детей-инвалидов, которые помогают другим родителям.

Говорите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми.

С другой стороны, супруги часто обеспокоены тем, что не могут поддержать друг друга. Важно понимание того, что вы можете по-разному воспринимать свою роль, как родители, видеть разные пути решения проблем. Постарайтесь рассказать друг другу, что вы чувствуете, и понять другого, если ваши мнения не совпадают.

Если у вас есть другие дети, говорите с ними тоже, не забывайте о них, удовлетворяя их эмоциональные потребности. Если вы чувствуете себя опустошенными и не можете нормально общаться с другими вашими детьми, найдите в вашей семье человека, который на время возьмет на себя эти обязанности. Боль, разделенная, не так тяжела, иногда помочь может и профессиональный психолог. Если вам кажется, что это принесет результаты, используйте и помощь профессионалов.

Живите сегодня. Мысли о будущем могут парализовать вас. Нужно отбросить вопросы: что если в будущем…? Это может казаться невероятным, но хорошие вещи начнут происходить каждый день. Беспокойства о будущем только истощат ваши ограниченные ресурсы. Вам есть, о чем подумать, проживайте каждый день шаг за шагом.

Выучите терминологию. Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.

Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Самое важное – искать точную правдивую информацию. Не бойтесь задавать вопросы, ответы на вопросы будут первой ступенью к пониманию ребенка. Правильное формулирование вопросов – это искусство, которое может сделать вашу жизнь легче в будущем. Хорошо перед встречей написать вопросы и записывать их, когда они возникают по ходу встречи. Просите копии всех документов и записок о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.

Не позволяйте себя запугать. Многие родители чувствуют себя неуверенно в присутствии медиков или педагогов из-за их профессионального опыта, и иногда из-за их манеры себя вести. Не пугайтесь профессионализма тех людей, которые взаимодействуют с вашим ребенком, вы имеете право узнавать обо всем, что происходит. Не беспокойтесь, что вы надоели специалисту своими вопросами: это ваш ребенок, данная ситуация больше всего влияет на его и вашу жизнь, и поэтому для вас очень важно узнать как можно больше.

Не бойтесь показать свои чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои чувства. Им кажется, что показав их, они будут выглядеть слабыми. Самые сильные отцы детей с инвалидностью не боятся показать свои чувства, поскольку понимают, что это не сделает их слабыми.

Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. От горечи и злости не уйти, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Очень важно понимать, что вы злы, и работать с этой злостью, может быть, и с посторонней помощью. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее и подготовиться к другим вызовам жизни, а также эти чувства перестанут отнимать у вас энергию и силы. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, есть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще.

Будьте реалистом. Быть реалистом значит понимать, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить. Быть реалистом значит также понимать, что в жизни есть вещи, которые мы не можем изменить. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.

Помните, что время играет на вас. Время действительно лечит. Это не значит, что воспитание ребенка с инвалидностью дается очень легко, но это будет справедливо, если мы скажем, что со временем многие проблемы решаются. Поэтому время на вашей стороне.

Не забывайте о себе. Во время стресса все ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать: помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.



Уважаемые родители представьте, что вы встретились с инопланетянином. Он отличается от нас и внешне и внутренне. Никому из нас не придет в голову после сравнения его с землянами вынести вердикт: «болен». Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, быть может, отличные от наших ценности и мотивы. Если человечеству суждено встретиться с инопланетянами, то мы попытаемся установить контакт, понять их язык и обучить всему.

Помните, что это ВАШ РЕБЕНОК. Это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, Но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка и получайте удовольствие от него. Во-первых – это ребенок, а, во-вторых, он инвалид, помните об этом. Постарайтесь делать позитивные шаги навстречу ребенку, вам обоим это будет полезно, и вы научитесь думать о будущем с надеждой.

Помните, вы не одни. Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Понимание того, что эти чувства испытывают многие, а также осознание того, что услуги и понимание будут доступны для вас и вашего ребенка поможет вам.

Я вам предлагаю прослушать сказку, которая может быть вам поможет установить доверие и начать процесс пересмотра отношения к своему ребенку (автор – А.В. Гнездилов, «Наследники»):

Два сына, два принца было у славного короля Эгрола. Одного звали Грэн. Он был храбр и силен, обладал отважным сердцем и ни перед кем не склонял он гордой своей головы. Второго звали Глом. Он был полной противоположностью брата. Мягок и кроток был его нрав. Придворные говорили, что вряд ли он прославит свое имя среди потомков.

Шло время, принцы выросли. Отец выделил каждому из них одинаковое количество земли, слуг и богатств. Теперь каждый из принцев жил в своих владениях.

Принц Грэн быстро приумножал богатство, данное отцом. Он предпринимал военные походы, умел мастерски выигрывать сражения. Придворные его любили и преклонялись. Роскошные балы и рыцарские турниры привлекли ко двору Грэна множество людей. Его прозвали Счастливым Принцем.

Во владения принца Глома стекались не блестящие вельможи, а несчастные, убогие и больные люди. Он никому не отказывал. Увы, нельзя облегчить чье-то горе, не взяв на себя его части. Не процветало государство Глома, хотя и не бедствовало. Часть придворных, разочарованных в своем повелителе, покинула Глома. Он снискал прозвище Бедного Принца. Надо сказать, что это его мало беспокоило, ибо он совсем не чувствовал себя несчастным.

И вот, однажды, напали на страну Глома враги. Не стал Глом проливать кровь своих придворных. Он вышел к врагам и спросил, что им нужно.

Предводитель вражеского войска ответил, что ему нужна земля принца.

– Пожалуйста, владей ею вместе с моими подданными. Может ты будешь для них лучшим правителем, чем я, и они будут счастливы.

– Я не могу владеть твоей землей, пока ты жив. Мне нужна твоя голова!

– Ну, что ж, бери, если тебе не хватает своей!

Предводитель вражеского войска рассердился и призвал палача. Да только тот промахнулся и повредил Глому руку.

– Видно, тебе суждено жить, – сказал грозный воин. – Будешь моим шутом!

И стал предводитель править страной Глома. В ней стали происходить странные вещи. Все неприятности, которые во время правления Глома как-то были незаметны, теперь свалились на голову врагов. Дороги разрушались под копытами коней, начались эпидемии и пожары. Наконец, предводитель решил, что страна Глома проклятое место, и с остатками войска поспешил убраться. Но и тут врагов постигло горе – принц Грэн отыскал их и разбил. Предводитель смог остаться в живых. Израненный он снова пришел в страну Глома. Вот тут бы Глом мог отомстить за унижения и покалеченную руку, но он не подумал об этом. Перевязав раны, накормив своего давешнего обидчика, он предложил предводителю остаться жить в его стране. Что-то случилось со свирепым воином, со слезами он принялся просить прощения у Глома. Нет нужды говорить, что принц простил его с легким сердцем.

Однажды пришло известие, что король Эгрол занемог и срочно призывает к себе сыновей.

Волшебник сказал королю, что спасти его от недуга может только счастливый человек.

– Вам не нужно печалиться, Ваше Величество, – воскликнули придворные, – Ваш сын Грэн даже прозван Счастливым принцем. Он немедленно исцелит Вас!

Принц Грэн вошел в покои отца в сопровождении лучших лекарей. Но проходили дни и недели, а королю становилось все хуже. С досадой покинул Грэн отца, обвинив волшебника в шарлатанстве.

Принц Глом, терпеливо дожидающийся своей очереди, вошел в покои отца, положил ему руку на голову, щеки короля порозовели, он стал поправляться.

Теперь надлежало освободить окрестности королевства от стаи волков, опустошавших стада. Грэн отправился на охоту в сопровождении лучших придворных и вскоре вернулся со шкурой матерого волка. Однако, волчица осталась на свободе. Рассвирепев, она опустошала стада с большей силой, и урон государства оказался еще более значительным.

Тогда Глом отправился в лес, взяв с собой только свирель. Вскоре он вернулся, наигрывая на свирели чудную мелодию, а волчица бежала за ним следом, совсем ручная.

Теперь надлежало сделать подарок прекрасной принцессе Нэоли, чтобы он тронуть ее сердце. Она должна была стать женой одного из принцев. Того, кто наследует отцовский трон. Грэн принес Нэоли удивительное ожерелье, добытое в военных походах. Надела его принцесса с радостью, но тут же с криком сорвала с шеи:

– Откуда вы взяли его, принц? На нем кровь и слезы, я не могу носить его!

Глом принес принцессе чудесно благоухающий белый цветок.

– Как он называется, принц? Я не видела ничего подобного!

– Я только что вырастил его для вас, и зовут его как и вас – Нэоли!

Удивительным было то, что цветок не увядал, а с каждым днем становился все прекрасней.

– Отец! – сказал Грэн. – Пришла пора мне жениться на принцессе и наследовать трон!

– Неужели Счастливый Принц станет несчастным, если не получит трона и принцессы? – спросил король.

– Да, это так, – признался Грэн.

– А что думает мой второй сын?

– Я, отец, счастлив уже тем, что встретил и полюбил принцессу. Мне будет радостно от того, что я увижу ее счастливой рядом с моим братом, – ответил Глом.

– О, принц Глом, вы так великодушны! – воскликнула Нэоли. – Но ведь я тоже имею право выбирать, и я хочу быть вашей женой!

Тут грозно сверкнули глаза Счастливого Принца:

– Отец! Раздели свои дары: мне отдай трон, а принцесса мне больше не нужна!

– Ну, что ж, – вздохнул король, – возьми корону и попробуй надеть ее!

Сколько не пытался надеть Грэн корону, она то оказывалась мала и сползала, то вдруг становилась велика.

– Не трать время, - сказал отец, – она волшебная и знает достойного. Принц Глом надел корону и она оказалась ему в самую пору...

- Расскажите о своих впечатлениях об услышанном?

- Какие чувства у вас вызывают герои сказки?

(Родители дают оценку героям сказки идентифицируя короля Глома с своим ребенком).

Уважаемые родители, предлагаю вам заполнить анкеты, может быть ответы на вопросы помогут вам разобраться и лучше понять вашего ребенка или увидеть изменения, происходящие у вашего ребенка.

3. Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя, отчество ______________________

  2. Сколько времени Ваш ребенок посещает занятия _________________

  3. Как ведет себя Ваш ребенок, приходя домой после занятий:

    • а) как обычно

    • б) немного возбужден

    • в) более приветлив, контактен, с готовностью выполняет просьбы

    • г) немного утомлен

    • д) старается продолжить работу, которую выполнял на занятиях

    • е)__________________________

  4. 4. Появилось ли что-то новое в поведении Вашего ребенка дома:

    • а) стал лучше выполнять свои обязанности по дому

    • б) демонстрирует новые для него навыки (какие)

    • в) стал более спокойным уравновешенным

    • г) стал более покладистым, лучше взаимодействует, общается с окружающими людьми

    • д) появилось новое увлечение __________________________

  5. Что Вашему ребенку больше всего нравится делать дома? ___________________________

  6. Что ребенку не нравится делать? ____________________________

  7. Рассказывает ли Вам ребенок о своих занятиях в школе? ____________________________

  8. Рассказывает ли Вам ребенок о своих взаимодействиях с детьми, об особенностях окружающих его детей, об их действиях по отношению к нему? ____________________________

  9. Чего Вы ожидаете от занятий ребенка в школе? ____________________________

  10. Ваши пожелания _______________________________

Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил для постоянного и полноценного развития ребенка. Хорошую помощь вам и вашим детям могут оказать совместные занятия, например, работа с глиной, песком, рисование под музыку и др.

4. Мастер - класс для родителей проводит педагог-психолог.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, привносить в картины игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если их предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в волосах детей.

Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним.

Мама погружает руки сына или дочери и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения (прохладу, покалывание, каждую крупинку). А я чувствую тепло и пр. Проговаривая свои ощущения, закрываем глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.

Через некоторое время дети при помощи вас могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

После занятий детей манипуляции с песком, вы можете переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. В песочнице появляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «проигрывают» жизнь в деревне. Потом мама рассказывает о том, как течет жизнь в селе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами и сказками. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Итак, подведем итог нашей встречи. Ответьте на следующие вопросы.

  • Что было для меня нового на родительском собрании?

  • Что было для меня положительного?

  • Что бы мне хотелось делать или узнать на следующем родительском собрании?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!