Вот он и наступил – последний год перед поступлением вашего ребёнка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных забот и проблем.
До школы ещё целый год, думаете вы. До школы только один год.
Ребёнок, привыкший много играть, двигаться, вынужден будет, придя в школу, долгое время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки.
Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целеустремлённо работать. Безусловно, для детей 6-летнего возраста это большой труд.
На что же в этот последний год перед школой необходимо обратить внимание?
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
интеллектуальный
эмоциональный
социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.)
Особое внимание надо обратить на речь. Никаких «тувалет», «лисапед», «ихние» и т.д. не должно звучать. Обращайте внимание на окончания слов. Дети очень часто неправильно говорят окончания слов. Речь ребёнка будет правильно развиваться, когда окружающие будут чётко и правильно говорить.
Если у ребёнка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
Гуляете ли вы с ребёнком, читаете ли ему сказку, попросите его рассказать, что он видел, слышал. Учите строить предложения, а не отвечать одним словом.
Читайте с детьми русские народные сказки (Колобок, Гуси-лебеди, Репка, Курочка Ряба, Волк и 7 козлят и т.д.) Также авторские детские сказки (Федорино горе)
Интеллектуальное развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, т.е. не работает с ним "один на один".
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения (не устраивать истерики, если его не вызвали), а также умение регулировать свое поведение и достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, умением ребенка бесконфликтно общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Важно научить быть самостоятельным, владеть навыками гигиены и самообслуживания. Должен уметь надевать и застёгивать куртку, завязывать шнурки, пуговицы и т.д.
Должен быть налажен режим. Спать ложиться не позднее 21 ч.
Перед занятиями не забывайте про завтрак. Кушать обязательно до учёбы, а не здесь, когда от голода болит живот.
Приучайте ребёнка трудиться, исполнять поручения.
Развивайте мелкую моторику руки (раскрашивание, штриховка, лепка из пластилина).
Ребёнок должен уметь пользоваться ножницами, склеивать бумажные детали.
Не учить писать буквы. Переучить практически невозможно.
Не пугайте школой. Учитель не милиционер