Цель:
Помочь родителям проанализировать положительные и отрицательные стороны воспитания в семье
Задачи:
- выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
- помочь родителям проанализировать своё родительское поведение в отношении детей;
- сформулировать законы семейного воспитания;
- дать рекомендации родителям по воспитанию ребёнка;
- сформировать единую точку зрения на особенности воспитания;
Средства и оборудования: флипчарт, планшеты, смарт-панель, презентация, памятки, видеоролик.
Методы: фиш боун, игра- ассоциации, блиц-опрос;
Форма проведения: Круглый стол
Ход собрания
-Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас приветствовать сегодня.
-Начнем с организационного момента. Предлагаю вам…стать секретарем нашего собрания. Заполните, пожалуйста, протокол, который после собрания мы положим в нашу папку собраний.
-Прежде чем начать наше собрание, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, посвященный теме нашей встречи. (ВИДЕОРОЛИК)
-Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча? ( воспитанию детей)
- Сегодня мы вновь говорим о наших детях. Чтобы вырастить удачную во всех отношениях личность необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой многие задачи, может помочь в решении многих вопросов воспитания, но никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является важным фактором формирования личности ребенка. Я, думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не бывает. Но в одних семьях конфликты и решаются благополучно и ещё содействуют укреплению взаимопонимания. А в других - они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителей. Причины непонимания разные: много смотрит телевизор, поздно ложится спать, гуляет допоздна, ругается, ничего не хочет делать вместе с семьёй, курит и т.д. Поэтому наша встреча будет посвящена воспитанию детей, а именно ошибкам в воспитании детей. (Слайд 1)
-Сейчас я предлагаю вам разобрать ситуацию:
-Мама пришла за сыном в школу. Мальчик пошел одеваться. Долго возится с курткой, надевает ее, прибегает к матери, чтобы та застегнула пуговицы. Мама застегивает пуговицы на куртке. Ребенок надевает ботинки и опять бежит к матери, чтобы она завязала шнурки. Мать нервно завязывает шнурки, говоря ребенку, что он «неумеха». Ребенок возвращается в класс забрать сумку, но оказывается, что все учебные принадлежности лежат на парте. Мальчик медленно начинает сбрасывать их в портфель. Мама говорит : «Капуша, хватит возиться», подходит и быстро скидывает вещи в портфель.
-Передавая шарик, ответьте, пожалуйста, на вопрос : « В чем заключается причина данной ситуации и как бы вы поступили на месте матери?»
- ВСЕ РОДИТЕЛИ ВОСПИТЫВАЮТ ДЕТЕЙ В меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Данная ситуация иллюстрирует первую наиболее часто встречающуюся ошибку воспитания.
-Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, как в нашей ситуации, мама-холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. (Слайд 2)
-Следующая ошибка:
-Непринятие начинается с того, что как бы грубо это не звучало, беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…”.Непринятие – одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. (Слайд 2)
-Еще одна распространенная ошибка:
-Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: “Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу”. Или: “Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал. Уважаемые родители, запомните, дети не хотят быть теми, кем когда-то мечтали, но так и не стали вы..
-Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Эту ошибку мы наблюдали с вами в видео в самом начале встречи, когда мама угрожала дочке запретом на прогулки .
-Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”)
-Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать.
-Доминантность – требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Ваш ребёнок- ваш друг и товарищ и доминировать им не нужно.
-Мы с вами рассмотрели, основные ошибки родителей в воспитании детей, как вы думаете, каковы могут быть причины этих ошибок? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на панель. (Слайд 3 (рыба)). Из предложенных причин предлагаю вам выбрать причины, способствующие данным ошибкам и факты, проявляющие эти ошибки.
-Мы с вами рассмотрели основные ошибки, причины и факты. Обратите внимание на свои смартфоны. В них записана формула, в которой зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения непонимания между ребёнком и родителем. Попытайтесь её расшифровать!(ФЛИП)
-Законы семьи = (ед. треб..)+(знач. похв.)+(тр.уч..)+(раздел..бл.)
- У кого, что получилось?
1 з. - единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2 з.- закон значимости похвалы для ребенка.
3 з. - закон трудового участия каждого члена семьи
4 з.- закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
-Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоялся как человек, как личность.
-Согласны ли вы этими законами? Попрошу секретаря внести их в решение родительского собрания.
-Для того, чтобы в любой момент, освежить в памяти вопросы, разобранные на нашем собрании, я предлагаю вам памятки по воспитанию ребенка.
-Я надеюсь, что наша встреча была полезной, и каждый сделал для себя какие-то выводы. Закончить собрание, я хочу словами, Антона Павловича Чехова «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». (слайд 4)
- Всего доброго, до свидания!