Родительский Ликбез.
Беседа 5. «Закон подсознательного ожидания». ( по И. Маниченко)
Не беспокойтесь о ребенке, и с ним ничего не случится.
«Не залезай, а то упадешь!», «Не ешь – живот заболит!», «Поставь тарелку, а то разобьешь!», «Не бегай, а то стукнешься!» Этими фразами мы как бы сообщаем ребенку о своем внутреннем ожидании несчастья.
Ребенок полностью подражает взрослым и всем сердцем желает нам помочь в любом деле. Он ничего не сломает, не разобьет и не упадет, если мама не сделает ясным свое ожидание «катастрофы». И тогда склонность к социальному поведению (делать то, чего как ему кажется, от него ожидают) заставит его подчиниться. Беспокойный взгляд, словесное выражение тревоги – хотя и идут в разрез со склонностью ребенка к самосохранению и к подражанию, могут в конечном итоге заставить выполнить его эти действия. В таких случаях родитель как бы силой воли заставляет ребенка подчиниться и тем самым подрывает работу механизма самосохранения. Ребенок перестает уверенно себя чувствовать в окружающем мире, и вынужден бессознательно следовать абсурдной инструкции причинить себе вред.
Если мы не будем обременять ребенка грузом бессознательных тревог, то и внимания он себе будет требовать минимального. Нам надо будет не следить за каждым его шагом, а лишь довериться его высокоразвитому инстинкту самосохранения.
У ребенка нет суицидальных наклонностей. Он от природы склонен подражать, исследовать, не причиняя вреда ни себе ни другим. Наша задача – дать им возможность быть самостоятельными.
Конечно, сразу довериться способности ребенка заботиться о собственном самосохранении очень сложно. Наши предостережения могут помочь ребенку. Он растет, становится более самостоятельным. Иногда наше беспокойство оправдано, и мы должны принять все зависящие от нас меры предосторожности. Ведь рано или поздно приходится идти на риск впервые отпустить сына одного переходить улицу, разрешить взрослеющей дочери поехать на пикник со сверстниками и т.д.
Попробуйте прямо рассказать ребенку о своих чувствах: «Я беспокоюсь, когда не знаю где ты», «Мне страшно, когда дети одни переходят дорогу». Когда ребенок окажется перед реальным испытанием, наша любовь и забота помогут ему избежать необдуманных действий с риском для здоровья и жизни.
Говорите о своих чувствах от первого лица. Сообщайте О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о ребенке, не о его поведении. («Я очень расстроилась, что моя любимая кружка разбилась» - вместо упрека: «Ты опять разбил мою кружку!»)
Попробуйте формулировать свои фразы – предостережения обезличенными, вставляя в них слова «может». «можно», «возможно», т.е. «вода может разлиться», «стакан может разбиться», «со стула можно упасть». Так мы сообщаем ребенку, что это возможная ситуация, а не ожидаемая.
Общаясь с ребенком, старайтесь думать о хорошем, мысленно желайте ему добра, силы, сообразительности. Доверьтесь его врожденным способностям, его природе. Ваш ребенок вырастет любознательным, смелым, самостоятельным человеком с чувством благодарности и признательности Вам, мудрым родителям!
Просмотр содержимого документа
«Родительский Ликбез. Беседа 5. «Закон подсознательного ожидания».»
Родительский Ликбез.
Беседа 5. «Закон подсознательного ожидания». ( по И. Маниченко)
Не беспокойтесь о ребенке, и с ним ничего не случится.
«Не залезай, а то упадешь!», «Не ешь – живот заболит!», «Поставь тарелку, а то разобьешь!», «Не бегай, а то стукнешься!» Этими фразами мы как бы сообщаем ребенку о своем внутреннем ожидании несчастья.
Ребенок полностью подражает взрослым и всем сердцем желает нам помочь в любом деле. Он ничего не сломает, не разобьет и не упадет, если мама не сделает ясным свое ожидание «катастрофы». И тогда склонность к социальному поведению (делать то, чего как ему кажется, от него ожидают) заставит его подчиниться. Беспокойный взгляд, словесное выражение тревоги – хотя и идут в разрез со склонностью ребенка к самосохранению и к подражанию, могут в конечном итоге заставить выполнить его эти действия. В таких случаях родитель как бы силой воли заставляет ребенка подчиниться и тем самым подрывает работу механизма самосохранения. Ребенок перестает уверенно себя чувствовать в окружающем мире, и вынужден бессознательно следовать абсурдной инструкции причинить себе вред.
Если мы не будем обременять ребенка грузом бессознательных тревог, то и внимания он себе будет требовать минимального. Нам надо будет не следить за каждым его шагом, а лишь довериться его высокоразвитому инстинкту самосохранения.
У ребенка нет суицидальных наклонностей. Он от природы склонен подражать, исследовать, не причиняя вреда ни себе ни другим. Наша задача – дать им возможность быть самостоятельными.
Конечно, сразу довериться способности ребенка заботиться о собственном самосохранении очень сложно. Наши предостережения могут помочь ребенку. Он растет, становится более самостоятельным. Иногда наше беспокойство оправдано, и мы должны принять все зависящие от нас меры предосторожности. Ведь рано или поздно приходится идти на риск впервые отпустить сына одного переходить улицу, разрешить взрослеющей дочери поехать на пикник со сверстниками и т.д.
Попробуйте прямо рассказать ребенку о своих чувствах: «Я беспокоюсь, когда не знаю где ты», «Мне страшно, когда дети одни переходят дорогу». Когда ребенок окажется перед реальным испытанием, наша любовь и забота помогут ему избежать необдуманных действий с риском для здоровья и жизни.
Говорите о своих чувствах от первого лица. Сообщайте О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о ребенке, не о его поведении. («Я очень расстроилась, что моя любимая кружка разбилась» - вместо упрека: «Ты опять разбил мою кружку!»)
Попробуйте формулировать свои фразы – предостережения обезличенными, вставляя в них слова «может». «можно», «возможно», т.е. «вода может разлиться», «стакан может разбиться», «со стула можно упасть». Так мы сообщаем ребенку, что это возможная ситуация, а не ожидаемая.
Общаясь с ребенком, старайтесь думать о хорошем, мысленно желайте ему добра, силы, сообразительности. Доверьтесь его врожденным способностям, его природе. Ваш ребенок вырастет любознательным, смелым, самостоятельным человеком с чувством благодарности и признательности Вам, мудрым родителям!