В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
предлагаю вашему вниманию презентацию где расскрываются вормы, методы, этапы работы родительских собраний
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание как одна из форм работы с родителями»
Родительское собрание
как одна из форм работы с родителями
Виды родительских собраний
- Организационные, установочные, или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы, класса
- Внеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людей
- Совместные с учениками и родителями
- Тематические, информационно-просветительские
- Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей)
Тематика родительских собраний
разрабатывается классным руководителем совместно с членами родительского комитета и психологом на весь учебный год.
Содержание педагогического просвещения родителей
- Цели, задачи и методы образования и воспитания учащихся
- Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в этом возрасте
- Обязанности членов семьи, содержание, формы методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания
Содержание педагогического просвещения родителей (продолжение)
- Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей
- Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни
Формы собраний
- Мастерская
- Педагогическая дискуссия
- Деловая игра
- Консультация
- Конкурс
- Практикум
- Конференция
- Праздник
- и др.
Методы
- Беседа Рассказ
- Беседа
- Рассказ
- Работа с таблицами Демонстрация слайдов Показ диафильмов Просмотр учебных кинофильмов Использование компьютера
- Работа с таблицами
- Демонстрация слайдов
- Показ диафильмов
- Просмотр учебных кинофильмов
- Использование компьютера
- Работа с тестами Тренинги
- Работа с тестами
- Тренинги
Основные этапы подготовки родительского собрания
Этап 1. Выбор темы собрания
- Определить тему, цель, повестку собрания
- Изучение научно-методической литературы
- Проведение микроисследования
- Продумать организацию явки родителей
- Собеседование классного руководителя с учителями-предметниками
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания
- Информация общего характера
- Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность)
- Психолого-педагогическое просвещение
- Обсуждение организационных вопросов
- Индивидуальные консультации с родителями
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания
- Сделать выводы, раздать памятки
- Сформулировать необходимые решения
- Дать информацию о следующем собрании
- Довести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
Советы по проведению родительского собрания
- Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собрания
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение
- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов
- Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки
- Перед началом собрания объявите повестку
Советы по проведению родительского собрания (продолжение)
- Особое внимание обратите на размещение родителей в классе
- Продумайте вместе с родителями правила для участников собрания (снимать верхнюю одежду обязательно; отвергая чье-то мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству и т.д.)
Советы по проведению родительского собрания (продолжение)
- Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущее
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов)
Советы по проведению родительского собрания (продолжение)
- В ходе собрания используйте игры и групповые формы взаимодействия родителей
- Используйте наглядные средства, иллюстрации, фотографии детей класса
- Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая
- При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей
Советы по проведению родительского собрания (продолжение)
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностей
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек»
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку
На собрании не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов
- Давать негативную оценку всему классу
- Переоценивать значение отдельных предметов
- Избирать для общения назидательный тон
Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс
- С хорошего начать и хорошим закончить
- Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей
- О плохом сказать в общем, не называя фамилий
- В плохих учениках найти хорошее и похвалить за что-то при всех
- О хорошем – при всех, о плохом - индивидуально
Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс (продолжение)
- Показать родителям хорошие тетради с хорошими и плохими работами, не называя фамилий
- Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.
- Награждение родителей грамотами
- Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям
- Представление детей по номинациям
- Анализ дел (отметить каждого)
Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу
Спасибо за внимание!