2.Вступительная часть | Вступительное слово учителя. - Каждый человек, независимо от того взрослый он или ребёнок, живёт среди людей. Ему необходимо общение. -Что же дано человеку для общения? (Речь и слово) Много слов на земле. Есть дневные слова- В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. - «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками». И.С.Тургенев.
- Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? - Разве у языка есть враги? Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань. - Скажите, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших детей, приятелей, родных? Тема собрания «Сквернословие и здоровье». - Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Близнецы», что писал по поводу этого великий писатель еще в19 веке. Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: – Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко | Родители читают слова И.С.Тургенева, отвечают на вопросы. Родители слушают стихотворение в прозе И.С.Тургенева, высказывают свои мнения. |
3.Основная часть | - Мы провели исследование среди ребят и родителей нашего класса – существует ли сквернословие среди нас и ваше отношение к нему. - Предлагаю вам в группе проанализировать анкеты и познакомить с полученными результатами. Одна группа анализирует анкеты детей, а другая – родителей. ( все анкеты анонимные) Педагогический практикум -Предлагаю каждой группе познакомиться с ситуацией и высказать свое отношение к происходящему. Ситуация 1. По двору идёт старушка и ругает внука – мальчика лет восьми. Он шагает, понурив голову и шмыгая носом. Брань слышна хорошо, и она так не вяжется с благообразным обликом бабушки. Прохожие делают пожилой женщине замечание: «И как вам не стыдно! Ведь с ребёнком же разговариваете!». Старушка не теряется, а переходит в контрнаступление: «Да на оболтуса никакой управы нет! А что он этих слов не знает, что ли?». Ваше мнение о данной ситуации? Ситуация 2. Идёт по улице молодая мама и на чём свет ругает несмышлёныша, используя лексикон подворотни. Не становится ли страшно за малыша, который буквально с «молоком матери» поглощает эту словесную отраву, страх за мать, к которой вернутся эти злые слова, усиленные и смачно одобренные «многоэтажностью» от великовозрастного сына или подросшей дочери? «Оглянись во гневе» – советуют мудрецы. «Проглоти слово» – говорят опытные. Вопрос к родителям: Есть ли у вас в арсенале воспитательных мероприятий приемы искоренения сквернословия в речи вашего ребенка? Из ответов родителей можно сделать следующий вывод: Есть два момента, помогающих вылечить ребенка от сквернословия: первый – сначала определить, какая лексика неприемлема; второй – искоренять из речи ребенка все, что выходит за рамки дозволенного, и не отступайте. Психологи заметили, что употребление сквернословия формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие три стадии: - первая стадия: когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; - вторая стадия: когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали; - третья стадия: человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без сквернословия, забывает другие слова. Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). Данные свидетельствуют, что в современном обществе люди более небрежны в употреблении вульгаризмов, чем полстолетия назад. Согласны ли вы с этим? Насколько шире распространено сквернословие сейчас, чем во времена вашего детства? Сквернословили ли вы в присутствии родителей? Как они справлялись с этим? Был ли их подход эффективным? -Подумайте о лексике, которой вы пользуетесь в семье. Если вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить - значит наносить серьезный ущерб воспитанию. -Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! | Обе группы анализируют анкеты и готовят результаты анкетирования. Представитель группы знакомит присутствующих с результатами анкетирования. (результаты прилагаются к протоколу собрания) Представитель группы читает текст, родители высказывают свое мнение о данной ситуации. Родители по желанию делятся своими рецептами. Участвуют в беседе, используют свой жизненный опыт. |
4.Заключительная часть. Рефлексия | - А в заключении, я вам предлагаю совместно в группе, оформить памятку «Будем бороться со сквернословием!», методы и способы борьбы с этой пагубной привычкой. Вывод: У вас получилось много пунктов, а психологи утверждают, что достаточно четырёх: 1. Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию. 2. Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова. 3. Читать русскую классическую литературу. 4. Запоминать стихотворения, афоризмы. - А теперь я могу предложить творческое задание: - Составьте антирекламу сквернословию. Продолжите фразу: « Чтобы в жизни состояться...». Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». | Работа в группах. Обсуждение. Работа в группах. Чтение и обсуждение антиреклам сквернословию. |