СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Сквернословие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения: формирование навыков здорового образа жизни, культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

1.Выяснить отношение учащихся и родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения сквернословия в обществе.

2.Способствовать просвещению учащихся и родителей, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека

3.Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Сквернословие"»

Тема: «Сквернословие и здоровье»

Возраст: учащиеся 4 класса

Цель проведения: формирование навыков здорового образа жизни, культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

1.Выяснить отношение учащихся и родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения сквернословия в обществе.

2.Способствовать просвещению учащихся и родителей, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека

3.Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

Форма проведения: круглый стол

Методы и приемы: групповые, наглядные, словесные.

Оборудование: листочки разного цвета, презентация, аудиозапись песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» О. Митяева, аудиозапись песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Подготовительная работа: разработать анкету для учащихся и родителей по теме родительского собрания и провести её накануне намеченной даты собрания, листочки трех цветов для формирования групп, подготовить плакаты с пословицами, отражающими тему собрания.

Прогнозируемый результат:

1. Осознание родителями, что присутствие и употребление непристойной лексики тормозит развитие мышления, речи и общей культуры ребёнка.

2.Желание родителей участвовать в «оздоровлении» речи ребёнка.


Технологическая карта собрания


Этап собрания

Деятельность учителя


Деятельность родителей


1.Организационный момент

Приветствие родителей. Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»


Родители рассаживаются по группам в соответствии с выбранным цветом листочка.

2.Вступительная часть

Вступительное слово учителя.

- Каждый человек, независимо от того взрослый он или ребёнок, живёт среди людей. Ему необходимо общение.

-Что же дано человеку для общения? (Речь и слово)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

- «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками». И.С.Тургенев.



- Что значит «беречь язык»? От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.

- Скажите, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших детей, приятелей, родных? Тема собрания «Сквернословие и здоровье».

- Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Близнецы», что писал по поводу этого великий писатель еще в19 веке.

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

– Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко









Родители читают слова И.С.Тургенева, отвечают на вопросы.











Родители слушают стихотворение в прозе И.С.Тургенева, высказывают свои мнения.

3.Основная часть

- Мы провели исследование среди ребят и родителей нашего класса – существует ли сквернословие среди нас и ваше отношение к нему.

- Предлагаю вам в группе проанализировать анкеты и познакомить с полученными результатами. Одна группа анализирует анкеты детей, а другая – родителей. ( все анкеты анонимные)

Педагогический практикум

-Предлагаю каждой группе познакомиться с ситуацией и высказать свое отношение к происходящему.

Ситуация 1. По двору идёт старушка и ругает внука – мальчика лет восьми. Он шагает, понурив голову и шмыгая носом. Брань слышна хорошо, и она так не вяжется с благообразным обликом бабушки. Прохожие делают пожилой женщине замечание: «И как вам не стыдно! Ведь с ребёнком же разговариваете!». Старушка не теряется, а переходит в контрнаступление: «Да на оболтуса никакой управы нет! А что он этих слов не знает, что ли?».

Ваше мнение о данной ситуации?

Ситуация 2. Идёт по улице молодая мама и на чём свет ругает несмышлёныша, используя лексикон подворотни. Не становится ли страшно за малыша, который буквально с «молоком матери» поглощает эту словесную отраву, страх за мать, к которой вернутся эти злые слова, усиленные и смачно одобренные «многоэтажностью» от великовозрастного сына или подросшей дочери?

«Оглянись во гневе» – советуют мудрецы. «Проглоти слово» – говорят опытные.

Вопрос к родителям: Есть ли у вас в арсенале воспитательных мероприятий приемы искоренения сквернословия в речи вашего ребенка?

Из ответов родителей можно сделать следующий вывод: Есть два момента, помогающих вылечить ребенка от сквернословия: первый – сначала определить, какая лексика неприемлема; второй – искоренять из речи ребенка все, что выходит за рамки дозволенного, и не отступайте.

Психологи заметили, что употребление сквернословия формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие три стадии: - первая стадия: когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; - вторая стадия: когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали; - третья стадия: человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без сквернословия, забывает другие слова. Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Данные свидетельствуют, что в современном обществе люди более небрежны в употреблении вульгаризмов, чем полстолетия назад. Согласны ли вы с этим? Насколько шире распространено сквернословие сейчас, чем во времена вашего детства? Сквернословили ли вы в присутствии родителей? Как они справлялись с этим? Был ли их подход эффективным?

-Подумайте о лексике, которой вы пользуетесь в семье. Если вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить - значит наносить серьезный ущерб воспитанию.

-Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!



Обе группы анализируют анкеты и готовят результаты анкетирования.

Представитель группы знакомит присутствующих с результатами анкетирования. (результаты прилагаются к протоколу собрания)







Представитель группы читает текст, родители высказывают свое мнение о данной ситуации.













Родители по желанию делятся своими рецептами.























Участвуют в беседе, используют свой жизненный опыт.






4.Заключительная часть. Рефлексия

- А в заключении, я вам предлагаю совместно в группе, оформить памятку «Будем бороться со сквернословием!», методы и способы борьбы с этой пагубной привычкой. Вывод: У вас получилось много пунктов, а психологи утверждают, что достаточно четырёх:

1. Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.

2. Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

3. Читать русскую классическую литературу.

4. Запоминать стихотворения, афоризмы.

- А теперь я могу предложить творческое задание:

- Составьте антирекламу сквернословию. Продолжите фразу:

« Чтобы в жизни состояться...».

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Работа в группах. Обсуждение.














Работа в группах. Чтение и обсуждение антиреклам сквернословию.

5.Решение родительского собрания




  1. 1.Принять к сведению полученную информацию по проблеме сквернословия и о роли родителей по воспитанию правильной речи.

  2. 2.Осознать, что присутствие в семье и употребление непристойной лексики наносит вред ребёнку, тормозит развитие мышления, речи и общей культуры.

  3. 3.Воспитывать в детях негативное отношение к бранным словам.

  4. 4.Быть примером для подражания, находить время для общения, обсуждения прочитанных книг.





Приложение


Памятка: «Как избавиться от сквернословия»


1. Избегайте общения с людьми, которые являются источниками сквернословия.

2. Самое главное – перестать ругаться, выработать отвращение и презрение к сквернословию.

3. Больше читать русской классической литературы, это поможет избавиться от «слов – паразитов» и создать новые разговорные модели, изменить манеру разговора.

4. Сквернословие заменяйте позитивным, творческим трудом, придумайте себе хобби.

5. Запоминайте как можно больше стихотворений, афоризмов.

6. Сохраняйте собственное достоинство и не обижайте других, независимо от поведения собеседника.

7. Знайте, что сквернословие – проблема внутренней неуверенности в себе.

8. Тренируйте себя говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем.

9. И самый главный совет - имейте желание стать лучше, избавиться от плохих греховных привычек. Без желания никакого результата не достичь.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!