3
Родительское собрание по теме «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться».
Слайд 1 Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы ( в разной степени конечно) участвуете. Когда ребята шли в первый класс, то они говорили, что будут учиться только на пять. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учеба превратилась в тяжкую повинность, а ее формальный признак – оценка – увы, не часто радует. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе с вами выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Слайд 2 В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Важным стимулом к учению является при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае может сформироваться внутренний дискомфорт, и даже конфликт.
Слайд 3 Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих – к большинству из них.
Слайд 4 Учебная деятельность имеет свою структуру. 1. учебная задача – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действий.
2. учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец
3. действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом.
4. Действие оценки – определение того, насколько ученик достоин результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.
Самое существенное в учебной деятельности – рефлексия самого на себя, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог » - «Могу».
Слайд 5 А сейчас, уважаемые участники, попытайтесь ответить на вопрос «Что может являться причинами недостаточной успеваемости детей?» (5 минут)
Слайд 6 Возможные причины:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание;
Недостаточное умение читать и понимать текст;
Недостаточный словарный запас, начитанность и умение выражать свои мысли;
Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности;
Неумение сравнивать, находить аналоги;
Слайд 7 Уважаемые родители! Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (5 минут отвечают на анкету)
Сейчас каждый из вас получит анкету своего ребенка и сможет определить для себя, насколько он осведомлен о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребенок, и какова степень вашего участия в учебной работе сына или дочери. Сравнение поможет вам выявить то, на что, возможно, вы не обращали внимания. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. (выдать анкеты детей)
Подведение итогов анкеты Замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. следует очень серьезно задуматься, если оно 5 или менее. Во втором случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует находить больше времени для его поддержки. А я вам желаю успеха в этом трудном деле и постараюсь вооружить вас практическими советами.
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него учебной деятельности мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться – это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала следует усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Слайд 8 мнение учителей
Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил. (раздать)
Слайд 9,10(прочитать)
Слайд 11
Каким образом родители могут помочь ребенку:
1.Родители организуют режим для школьников,
2.Проверяют выполнение домашних заданий,
3.Приучают детей к самостоятельности.
Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. 1,5 часа отводится на приготовление уроков в 6 классе.
Главная задача родителей – помощь ребёнку школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. Дневник - это не только лицо ученика, но и мобильное средство связи родителей и учителей!
После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Я так часто и много говорю о подготовке домашних заданий, но ни разу не задала Вам вопрос: а зачем домашние задания? Считается, что программа в школе сейчас перенасыщена информацией, нужной и подчас, ненужной. У ребят по 6-7 уроков. Так может надо их разгрузить? Давайте подумаем над вопросом: Какую роль играют домашние задания в процессе обучения ученика? Слайд 12
Многие ученики с большим удовольствием отказались бы от домашней подготовки. Сколько времени тратится зря Слайд 13
Слайд14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17 А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности.
Даются задания и время для их выполнения.(5 минут). Затем родители делятся своими результатами. Слайд 18,19
Подведение итогов:
Слайд 20
И все-таки, как помочь ребенку в подготовке домашних заданий?
Слайд 21
Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще задание не сделает к этому уроку, чем сделаете вы за него!!!
Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
Слайд 22
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий.
3