1. Организационный момент. Вступительная беседа. - Я рада Вас приветствовать на собрании! Сегодня на собрании я постараюсь раскрыть важность необходимость изучения предмета «Самопознание». Сегодня после нашей совместной работы в ходе собрания, я попрошу Вас заполнить анкеты еще раз. Надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание. Наше общение мы начнем в формате урока самопознания: с позитивного настроя. 2.Позитивный настрой «Концентрация на свет» Сядьте, держа спину прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Позитивный настрой. «Концентрация на свете». Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. - Что вы почувствовали? - Изменилось ли ваше настроение? | Музыкальная композиция |
Слайдовая презентация «Самопознание как основа духовно-нравственного развития современного общества» Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников как личности, связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: - во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; - во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера; - в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку; - в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В связи с этим нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно – духовного образования «Самопознание», инициированной в 2001 году Первой леди Республики Казахстан Сарой Алпысовной Назарбаевой. «Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком» - эти слова принадлежат автору идеи «Самопознание». Раскрытие нравственно-духовной глубины предмета самопознание невозможно без изучения опыта великих таких Учителей человечества, как Сократ, аль-Фараби, Шакарим, Марк Аврелий, Иммануил Кант и многих других. Разрешите мне познакомить вас с некоторыми из них: древнегреческий философ Сократ (469-399 до н. э.) впервые в античной философии обратился к человеку и его внутреннему миру: «..я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше». Выдающийся мыслитель Востока аль-Фараби (870 - 950)отмечал: «В мире самое легкое – поучать других, самое трудное – понять себя». Внедрение «Самопознания» в образовательный процесс Казахстана должно проходить в тесном сотрудничестве не только педагогов, но и родителей, т. к. каждый заинтересован в воспитании и развитии высоконравственного человека. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. -Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даем им полезные советы, а в итоге получаем противоположные результаты. Возможно, так происходит от того, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Видеоролик «Дети видят, дети слушают» -В чем главная мысль видеоролика (обсуждение, вывод: дети – наши постоянные свидетели). -Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Предлагаю Вам закончить предложения. Если: -ребенка постоянно критикуют, он учится….(критиковать) -ребенок живет во вражде, он учится ….(быть агрессивным) -ребенок растет в упреках, он учится …(жить с чувством вины) -ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым) -ребенок растет в честности, он учится …(быть справедливым) -ребенок растет в безопасности, он учится …(верить в людей) -ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя) -ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире). “Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”. С. Соловейчик Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: - Принимать активное участие в жизни семьи; - Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; - Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; - Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; - Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; - Уважать право ребенка на собственное мнение; - Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; - С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. | |
4.Слайдовая презентация «Общечеловеческие ценности» В основе всех преобразований в мире находится человек, рассматриваемый как носитель высшей нравственной ценности. Общечеловеческие ценности - это ценности, не изменяющиеся во времени, имеющие значение для всего человечества. К общечеловеческим ценностям относятся: Истина, праведное поведение, внутренний покой, бескорыстная любовь, ненасилие •Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем и будущем. •Праведное поведение–это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести. •Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь. •Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека. •Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом. Общечеловеческие ценности - это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознания» в условиях многонационального и многоконфессионального государства. Развитие в себе общечеловеческих ценностей - это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, покой, любовь, ненасилие, кто применяет их на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по - настоящему образованным человеком. | |
7. Исполнение песни: «Родительский дом» Слова: Рябинин М. Музыка: Шаинский В. Где бы ни были мы, но по-прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань - родительский дом. Родительский дом, начало начал, Ты в жизни моей надёжный причал. Родительский дом, пускай добрый свет Горит в твоих окнах много лет. И пускай наше детство не кончится, Хоть мы взрослыми стали людьми, Потому что родителям хочется, Чтобы мы оставались детьми. Родительский дом, начало начал, Ты в жизни моей надёжный причал. Родительский дом, пускай добрый свет Горит в твоих окнах много лет. Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись, Мы с тобою в долгу неоплаченном, Свято помни об этом всю жизнь. Родительский дом, начало начал, Ты в жизни моей надёжный причал. Родительский дом, пускай добрый свет Горит в твоих окнах много лет. Много лет... | Караоке песни |