СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: «Старший подросток. Путь к успеху!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание " Старший подросток. Путь к успеху" . Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: «Старший подросток. Путь к успеху!»»

Родительское собрание: «Старший подросток. Путь к успеху!»


Цель родительского собрания:

привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка

Ход собрания:

  1. Подростковый возраст – 
    это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет.

Есть и «трудности роста» которые нужно учитывать при воспитании ребенка:

  • Половое созревание

  • «гормональные выбросы»

  • Рост мышечной  и костной ткани

  • Диспропорции в формировании анатомии

  • Общая диспропорция в физиологии и психике

Возраст 14-16 лет – старшие подростки

  • Менее раздражительные, чем младшие

  • Но более независимые от взрослых

  • Значительно усиливается интерес к противоположному полу

Младший подростковый возраст - ОБЩЕНИЕ, связанное  с поведением и учением

Старший подростковый возраст – ОБЩЕНИЕ вокруг вопросов  личности, индивидуальности

МЕРИЛО УСПЕХА :

  • Внешность подростка

  • Желание не быть отвергнутым

  • Ведущая деятельность – общение со сверстниками, где у ребенка развивается «Я», Развиваются  потребности   «в чувстве значительности»  (т.е не просто желание быть в среде сверстников, а занимать определенную позицию в социуме)

  • В данном возрасте часто можем наблюдать:

Плохое поведение  - Первый признак того, что потребность в  «принятии и уважении», «самовыражении НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ.

Слабая успеваемость – это как результат слабой школьной мотивации. Обусловлена НЕУМЕНИЕМ:

  • Делать выбор,

  • Брать на себя ответственность за решения

Общение с родителями ослабевает и сменяется ведущей деятельностью подростков – общением со сверстниками. По оценке старших подростков в этот период резко снижаются

  • Уровень понимания со стороны родителей,

  • Легкость общения,

  • Собственная откровенность с родителями.

Нарушение этих связей НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ на формирование ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, сами собой разрешаются.

Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и  депрессии.

Причиной неудач могут быть:

1) холодные отношения с семьей (приводят к возникновению чувства незащищенности и одиночества);

2) плохое материальное положение  (могут привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления);

 3) употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные половые связи (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию).

Проблемы подростка:

СЛАЙД:    Заниженная самооценка (ГИПЕРССЫЛКА).

Самооценка — это мнение индивидуума о самом себе. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.

На формирование самооценки в юности влияют следующие факторы:

1) ощущение принадлежности;

2) чувство значимости;

3) компетентность.

  • Ощущение принадлежности — это осознание того, что твое общество кому-то приятно, нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе. Это чувство развивается с младенчества и зависит от того, насколько родители любили и заботились о своем ребенке. В подростковом возрасте это чувство может измениться и закрепиться.

  • Чувство значимости появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим. Чувство значимости крепнет, когда окружающие высказывают одобрение поступков, а также оказывают моральную и психологическую поддержку.

  • Компетентность представляет собой уверенность в своих способностях и силах, возможность справиться с возникающими трудностями и задачами, которые ставит жизнь. На развитие компетентности влияет успех.

Ощущение принадлежности, значимости и компетентности необходимо людям любого возраста, но в юности эти проблемы наиболее остры.

Заниженная самооценка. В чем причина?

Причины низкой самооценки в юношеском возрасте:(СЛАЙД НЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ!!!)

1) перенесение любого вида насилия;

2) неправильные социальные установки(мне необходимо одобрение других людей, чтобы чувствовать себя хорошо; меня будут уважать, только если я достигну определенных успехов в жизни, и т. п.);

3) комплекс неполноценности, присущий этому возрасту. Переживая определенные физические и психологические изменения, подростки, как правило, перестают нравиться сами себе. Им противно смотреть на себя в зеркало, они постоянно измеряют свой вес. Подростки недовольны тем, как они двигаются, говорят и т. д. Они во всем усматривают недостатки.

Когда подросток не нравится сам себе, то он очень остро реагирует на мнение других людей. Поэтому, стараясь быть «как все», подросток пытается заработать расположение, хорошее мнение своего окружения или большинства из них.

4) равнодушие родителей(Уважаемые родители, сделайте так, чтобы в жизни вашего ребенка было больше положительных и интересных событий.

Главное: любите своего ребенка, не отдаляйтесь от него, живите НЕ РЯДОМ,  а ВМЕСТЕ с ребенком!).

Самооценка очень важна для физического, интеллектуального и психологического развития подростков.

Последствия низкой самооценки могут быть следующими.

1. Предвзятое отношение к окружающему миру— мир кажется враждебным, любые неожиданности воспринимаются как угроза личному благополучию и безопасности, все события и ситуации в жизни оцениваются как злой рок, поэтому человек даже не пытается что- либо изменить вокруг или в себе.

2. Неспособность на нормальные отношения с другими людьми, что в будущем может вызвать одиночество, проблемы с супругом, неудачи в любой деятельности, трудность в достижении поставленных целей.






АНКЕТА  для родителей        

Отметьте + признаки низкой самооценки, если есть таковые у ребенка:

1) пессимизм;

2) неуверенность в общении с другими людьми;

3) острая реакция на мнение других людей;

4) стеснительность;

5) школьник стыдится своего внешнего вида, социального положения, своих слов, поступков и т. п.;

6) отношение к другим людям скорее как к врагам, нежели как к друзьям;

7) использование секса для утверждения собственной мужественности или женственности;

8) попытки казаться тем, кем школьник не является;

9) апатия к настоящему, зацикливание на прошлых удачах или мечтах о будущем;

10) копание в прошедших беседах с целью найти скрытый смысл;

11) склонность осуждать других людей;

12) потребительское отношение к людям;

13) настороженность, тревожность, ожидание самого плохого;

14) попытка использовать агрессию для защиты;

15) неспособность принимать похвалу;

16) позволение другим неуважительно относиться к себе;

17) страх как одиночества, так и близости;

18) неспособность выражать эмоции;

19) следование мнению большинства;

20) перекладывание ответственности в трудных ситуациях на других людей;

21) потребность в жестком контроле и др.



























Если у вас получилось более половины признаков, то стоит задуматься как ребенку поднять самооценку.

Человек, имеющий адекватную самооценку, не будет смотреть на мир настороженно и с опаской. Любые трудности он воспринимает как тест на выносливость, проверку своих способностей и возможность стать сильнее, опытнее, умнее. Такой человек считает, что он может повлиять на окружающий мир, изменить его к лучшему.

(вернулись к СЛАЙДУ: Проблемы подростка)

  1. Следующая проблема подростков – Вспыльчивость (ГИПЕРССЫЛКА).

Старший подросток  воспринимается обществом скорее как ребенок, а не как взрослый. Ему МНОГОЕ НЕЛЬЗЯ.

Все, что взрослые позволяют старшеклассникам, — это ходить в школу, учиться ,читать, играть за компьютером или общаться в интернете. Таково мнение самих юных людей. Оно, конечно же, ошибочно. Но, тем не менее, подростки чувствуют себя несправедливо обиженными обществом. Это чувство несправедливости делает их скорыми на гнев, постоянно готовыми вспылить.

Еще одной причиной повышенной раздражительности старшеклассников являются гормональные изменения, которые, несомненно, сказываются на их психическом состоянии (такое же влияние на психику женщин оказывает менопауза или предменструальный период).

(вернулись к СЛАЙДУ: Проблемы подростка)

  1. Необщительность (ГИПЕРССЫЛКА). Эта проблема связана с отчуждением. Когда общество друзей отталкивает подростка, он стремится уединиться. Таким образом, старшеклассник справляется с возникшим чувством неполноценности.

Низкая самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению своего окружения. Между тем подростки могут быть очень жестокими и безжалостными. Они не считаются с чувствами других людей, даже если это их друзья. Плохое отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это день за днем подтверждается в общении с группой.

Неосознанно подросток начинает искать убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных стрессов. Он избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило.

(вернулись к СЛАЙДУ: Проблемы подростка)

  1. Конформизм. Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе.

Однако подростковый конформизм — особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.

Фактически поведение подростка диктуется его окружением, что может привести к трагическим результатам. Поэтому очень важно помочь старшеклассникам выработать определенное отношение к конформизму, научить их противостоять этому состоянию.

Опасность конформизма для подростков заключается в том, что он заставляет их делать то, чего они не хотят, а также то, что, как они прекрасно знают, является неправильным, незаконным, вредным.

Противостоять давлению общества очень нелегко, тем более подростку. Для этого надо быть уверенным в себе. Кроме того, потребуется мужество.

(вернулись к СЛАЙДУ: Проблемы подростка)

5. Употребление наркотиков (ГИПЕРССЫЛКА). Почему подростки начинают увлекаться наркотиками? Нельзя сказать, что они совсем не знают, что делают. В настоящее время нет недостатка в просвещении. Эта тема освещается в СМИ, а также в школьных и социальных проектах. Школьники порой лучше своих родителей знают о последствиях употребления наркотиков. Но эта информация не останавливает их на порочном пути.

Основной причиной, толкающей молодых людей на этот шаг, является рассмотренный выше конформизм. Они делают это за компанию со своими сверстниками, друзьями. Подростку трудно отказаться от предложенной сигареты или таблетки, когда их предлагают в группе, которой он принадлежит. Он боится, что другие будут смеяться над ним, презирать, считать неопытным, «не крутым», маленьким мальчиком и т. п. Такое отношение больно ранит подростков. Поэтому они готовы на все ради своего эмоционального спокойствия. Между тем после нескольких таких проб в молодом организме развивается зависимость, и подросток уже не может остановиться.

(смотрим брошюру)

Признаки употребления подростком наркотиков:

1) бледность, покраснение глаз, блуждающий взгляд, зрачки расширены или сужены (в зависимости от употребляемого наркотика);

2) рассеянность, невнимательность на уроках;

3) апатия, отсутствие интереса, ослабление увлеченности;

4) снижение успеваемости в школе;

5) необщительность, уход в себя;

6) неряшливость, неопрятность, дурной запах изо рта, а иногда и от всего тела;

7) резкое похудание;

8) нарушение аппетита (постоянно хочется есть или, наоборот, отвращение к еде);

9) крайности в поведении (вялость, угрюмость или, наоборот, истеричность, крикливость, сильная раздражительность);

10) беспричинная злоба по отношению к другим людям;

11) неадекватная реакция на малейшие замечания;

12) нарушение работы органов пищеварения (тошнота, рвота, понос);

13) головные боли;

14) двоение в глазах;

15 следы уколов;

16) появление странных идей и взглядов (разрушение моральных и нравственных ценностей).

У старшеклассников еще не сформирована до конца та часть мозга, которая отвечает за способность сосредоточиваться, концентрировать внимание и которая определяет предрасположенность к творчеству, обучению, абстрактному мышлению. Употребление наркотиков замедляет ее развитие.

Очень важно научить подростков противостоять плохому влиянию друзей, а также выработать негативное отношение к наркотикам.

У подростков мало или отсутствует позитивный опыт в общении И ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ДЕЗАДАПТАЦИИ.

ПОДРОСТКУ необходим ВЗРОСЛЫЙ, чтобы научиться БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ!

  • Развить ответственность  за действия и поступки

  • Развить  осознанности    

Всё это развивается  В СЕМЬЕ!                  

Родителям для успешного воспитания ребенка-подростка необходимо быть:

  • АДЕКВАТНЫМИ – уметь видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения,

  • ГИБКИМИ – способными к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления,

  • ПРОГНОСТИЧНЫМИ – способными  предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств ребенка,

  • ПОНИМАЮЩИМИ

ПОНИМАНИЕ скрытых мотивов тех или иных поступков, которые отражаются и на дисциплине, и на успеваемости – ЭТО Ключ к САМОУВАЖЕНИЮ подростка.

Способы повышения самооценки подростка:

  • Чаще хвалить подростка за любые достижения и успехи,

  • Поддерживать ребенка – «ты можешь!»

  • Подчеркивать достоинства его внешности,

  • Подчеркивать его положительные черты характера,

  • Формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребенок может справится),

  • Концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах,

  • Поручать сложные и ответственные дела,

  • Доверять,

  • Помогать устанавливать контакты в сфере общения,

  • Помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможностей модную одежду и молодежные атрибуты),

  • В семейном кругу обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи,

  • Санкции за нарушение правил придумывают сами подростки,

  • Объяснить, что ошибки – нормальное явление,

  • Отмечать достижения ребенка!


(По ходу собрания разбор поведения детей в классе, анализ ситуаций. Родители делятся опытом.)


Спасибо за внимание!















































Способы повышения самооценки подростка:


  • Чаще хвалить подростка за любые достижения и успехи,

  • Поддерживать ребенка – «ты можешь!»

  • Подчеркивать достоинства его внешности,

  • Подчеркивать его положительные черты характера,

  • Формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребенок может справится),

  • Концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах,

  • Поручать сложные и ответственные дела,

  • Доверять,

  • Помогать устанавливать контакты в сфере общения,

  • Помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможностей модную одежду и молодежные атрибуты),

  • В семейном кругу обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи,

  • Санкции за нарушение правил придумывают сами подростки,

  • Объяснить, что ошибки – нормальное явление,

  • Отмечать достижения ребенка!



























Роль семьи в профилактике наркомании


Цель: формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркомании.

Задачи: - расширить  представления родителей об угрожающих масштабах наркомании;

раскрыть роль семьи в профилактике наркомании среди подростков,

Форма: лекция
Оформление: 
Стенд: "Коллекция  мудрых мыслей", включающих следующие высказывания:
"Когда мыслят одинаково, значит,  никто не мыслит"  (Гегель)
"Самая трудная вещь - это требование к себе". ( А.С. Макаренко)

"Человека можно принудить к послушанию, но нельзя его принудить к знанию". (Конфуций).

Пословицы:
Желание - это тысяча способов; отсутствие желания - это тысяча причин.
(канадская) 
Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других.  (китайская)
Даже если молчать, можно ошибаться.  (английская)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Введение

1.Сущность наркомании

2.Каковы причины и условия способствуют приобщению подростка к

наркотикам

3. Сущность профилактики и современная история профилактики

наркомании

4. Роль семьи в профилактике наркомании

4.1. Типы семей по степени выраженности профилактического потенциала

5. Методические рекомендации родителями по профилактике наркомании

Заключение

Литература

Введение

Многие человеческие пороки формируются в столь невинном возрасте.

Что можно считать на сегодняшний день самым страшным злом, захватывающим всё большее число совсем молодых людей, не способных в последствие на нормальную полноценную жизнь? Злом, которое сначала не кажется таковым? Злом, которое сначала приносит радость, а затем превращает жизнь в кошмар? Злом, которое ломает здоровье и жизнь подчинившемуся ему человеку, всем его родным и близким? Злом, которое распространяется очень быстро, при этом поражая не только тело, но и душу человека? Одни с помощью этого зла зарабатывают деньги, другие - пытаются убежать от не устраивающей их реальности, третьи – ищут новые ощущения, пытаясь всё попробовать в жизни. Это и война, и стихийное бедствие, и эпидемия одновременно. Вырваться очень трудно, практически невозможно. Это зло-наркотические вещества.

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума, а затем и для общества в целом.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.

В настоящее время в нашей стране наркомания стала поистине национальным бедствием. Согласно статистическим данным, за десять последних лет смертность от употребления наркотиков в нашей стране увеличилась в 12 раз среди взрослых и в 42 раза среди детей. Сегодня в России регулярно употребляют  наркотики 5,99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру – 500 тыс. наркоманов – это те которые  добровольно встали на медицинский учёт.  От общего числа наркоманов в России по статистике –20% - это школьники.
60% - это молодёжь  в возрасте 16 – 30 лет.
20% - люди старшего возраста.

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15 – 17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9 – 13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6 – 7 лет – к наркомании их приобщают родители–наркоманы. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места для развлечения молодёжи – дискотеки и клубы,  70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно там. В свете этих данных становиться понятным, что профилактика наркомании крайне важна. Наркоманию легче предупредить, чем потом вылечить. Поэтому профилактика наркомании становиться важнейшим инструментом в предупреждении наркомании.

Антинаркотические профилактические мероприятия проводятся среди несовершеннолетних в различных контекстах: на школьных уроках, в массовых акциях, в телевизионных марафонах, рекламных изданиях, публикациях широкой печати и в виде листовок и буклетов, а также на встречах волонтерских движений и т.п. Однако эффективность  подобного воздействия ограничивается тем, что его объектом  часто выступают неоднородные по своим установкам и восприимчивости коллективы подростков. Специалисты, работающие с молодежью, указывают на необходимость дифференцировать профилактическое воздействие, сочетая при этом массовый подход с индивидуальным.  Очевидно, что это возможно только в условиях весьма тесного взаимодействия превентологов со своими подопечными. Наиболее успешным примером идеи здорового и гармоничного развития детей, предупреждающего их обращения к психоактивным веществам, могут и должны быть их родители. Немаловажным является и то обстоятельство, что родители учащихся подростков, во-первых, – организованный контингент, а во-вторых, обладают высокой степенью мотивации к участию в профилактике подростковой наркомании. Однако не каждая семья в современных условиях по разным причинам готова участвовать в подобной работе. Поэтому в своей лекции  я хотела бы показать значимость проблемы – наркомании - и отразить возможности вовлечения родителей в профилактику злоупотребления наркотиками подростков.


1.Сущность наркомании


Для достаточно полного понимания проблемы противодействия распространению наркомании, прежде всего, нужно ответить на этот кажущийся внешне простым вопрос. Что такое наркотики и наркомания?

Наркомания – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.

Термин «наркомания» происходит от греческих слов narko – оцепенение и mania – безумие, сумасшествие. Он очень точно отражает сущность этого психического, социально-опасного заболевания. По определению ВОЗ, наркомания – это состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое употреблением естественного или синтетического наркотика и характеризующееся непреодолимым влечением продолжать употребление наркотика, тенденцией увеличивать его дозу и возникновением личных и социальных проблем. При наркомании разрушается не только здоровье человека, но и его психика. Его поведение в обществе становится криминогенным (преступным) и зачастую опасным для окружающих. Наркомания подобна инфекционному заболеванию, с той разницей, что заболевают ею чаще всего добровольно, в силу различных причин, и как правило, в подростковом и юношеском возрасте.

Наркотики – это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда – неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть.

Психоактивые вещества (ПАВ) – это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.

Наркотическая зависимость от психоактивного вещества – это сложный феномен, включающий психическую и физическую зависимости.

Психическая зависимость – это болезненное стремление (психическое влечение) принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта.

Признаками психической зависимости являются: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, а также нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов, но нет тяжелого физического дискомфорта.

Физическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявление синдрома лишения, то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства.

Суть физической зависимости заключается в том, что постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость). Это явление называется абстинентным синдромом. Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.


2.Какие причины и условия способствуют приобщению подростка

к наркотикам?


Таких причин и условий довольно много и знание хотя бы основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага; его нужно знать.

Глобальные причины

-Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения;

-Сформировавшаяся наркотическая субкультура и "мода" на наркотики среди молодежи;

-Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.);

-Относительная доступность наркотиков "на черном рынке" (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев);

-Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики;

-Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ);

-Несовершенство антинаркотического законодательства;

-Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков;

-Сверхвысокая доходность наркобизнеса.

Частные причины

-Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.

- Резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе;

- Изменение "системы ценностей" приводит к снижению авторитета старшего поколения в глазах молодежи;

- Ослабление семейных связей (в частных случаях);

-Отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень;

- Отсутствие общественно-политической активности и социально значимых установок;

- Узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;

- Неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность;

- Дефицит мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений;

- Утрата "перспективы жизни", утрата видения путей развития своей личности;

- Влияние социальной среды вне семьи и учебного заведения, в которой находятся подростки (двор, улица, дискотеки, клубы и др.);

- Низкая устойчивость к психическим перегрузкам – стрессам, сложным ситуациям, непереносимость конфликтов, низкая приспособленность к новой среде, поиск чувственных впечатлений и сексуального опыта;

- Семьи, где есть алкоголики, наркоманы, токсикоманы, низкий уровень семейной культуры, малый образовательный уровень семьи, безнадзорность, неблагополучные семьи, в том числе неполные;

- Выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками, учителями, конфликты в семье, отсутствие подлинного интереса родителей к детям, чувство одиночества, неудовлетворенность жизнью;

- Подростки, имевшие в детстве черепно-мозговые травмы;

- Жажда исключительности и известности любым путем;

- Импульсивность со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений, приятных и даже неприятных, как можно быстрее и любым путем;

- психическая и социальная незрелость, инфантильность, недостаточное усвоение общественных норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, подчиняемость, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению, агрессивность, склонность к непризнанию авторитетов, не оправдавшиеся надежды, унижение, насилие, обман, насмешки. Обычно в такие моменты эти подростки и юноши не получали психологической помощи и дружеской поддержки;

-Любопытство;

-Агрессивная пропаганда  наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например регги- и рок-групп) и слабая Бессистемная антинаркотическая пропаганда;

-Деятельность различных сект, общественных организаций, выступающих за легализацию наркотиков, декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними;

-Недостаточный контроль над перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, некоторые из которых занимаются торговлей наркотиками;

-Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы;

-Неудачная попытка введения в 1985 году подобия "сухого закона", вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков;

-Нередко распространители наркотиков специально вовлекают в свои ряды молодежь. Для этого молодого человека могут даже насильно "посадить на иглу". Опытные преступники хорошо знают, что человек, попавший в зависимость от наркотика, - послушное орудие в их руках и готов совершить по их указанию любое правонарушение;

-Немаловажную роль в устойчивости или предрасположенности детей к наркотикам играет такая особенность в поведении родителей, как стремление самим принимать решения за детей вопреки их желанию, прибегая сплошь и рядом к насилию над их волей (так называемая "гиперопека"). Дети из таких семей стремятся освободиться от жесткой зависимости, давящих на психику отношений и ошибочно видят в неформальных группировках молодежи, в том числе наркоманов, своего рода отдушину, возможность найти взаимопонимание со сверстниками. Компании наркоманов в силу психологических особенностей их членов всегда стремятся расширить свой круг. В таких компаниях, подчиняясь неписаному правилу "быть, как все", молодые люди начинают пробовать наркотики и втягиваются в их употребление.


3.Сущность профилактики и современная история профилактики наркомании


Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших.

Профилактика (prophylaktikos— предохранительный)— термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактика – это система комплексных, государственных и общественных, социально – экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни. В зависимости от контингента, с которым провидится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика—  система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды ит.д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика— комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Третичная профилактика - как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Изучив, что такое профилактика, пришли к выводу, что профилактика наркомании – это деятельность государственных органов, религиозных конфессий, общественных организаций, бизнес-структур, родителей и просто граждан направленная, во-первых, на недопущение первой пробы наркотиков, во-вторых, на ранние выявление лиц с опытом потребления наркотиков и удержание их от формирования наркозависимости и, в-третьих, на поддержку лиц с диагнозом "наркомания" в устойчивой ремиссии.

Сейчас хотелось бы рассмотреть несколько этапов развития профилактики.

Первый этап профилактики наркомании относится к 1950-1970-м годам, когда общество признало, что наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха и, таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты – вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому человеку понятна низкая эффективность этой политики.

Второй этап приходится на 1980-е годы, и его логика – в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограниченная политика, она тоже не дала желаемого эффекта.

Знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотиков. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.

Специалисты в сфере изучения наркомании убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной, если:

- детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;

- поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека;

- Осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умение общаться с другими, правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

- Человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научится бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;

- В борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины;

- Главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотика самому.

Первый этап развития профилактики был не эффективен, т.к. профилактика сводилась лишь к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ и никакого страха у людей это не вызывало. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Этим характеризуется второй этап, но и он не дал желаемого результата. Смысл современного этапа - знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотиков. Мне кажется, это наиболее эффективный этап.

  1. Роль семьи в профилактике наркомании


Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно важно, т. к. самоустранение семьи в вопросах профилактики наркозависимости и делегирование антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс индивидуализации, что снижает его эффективность. Большинство семей весьма успешно фильтрует внешние наркогенные  угрозы (доступность наркотиков, активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов, неадекватная антинаркотическая или даже пронаркотическая пропаганда, зараженность ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно нейтрализует все внутренние – генетические, характерологические, возрастные и социальные, обусловленный жизненным опытом, риски, присущие подростку и делающие его особенно уязвимым.

Вместе с тем обычные, не девиантные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному справляются со своими протекторными функциями, обладают, можно сказать, разным профилактическим потенциалом. Более того, среди них существует значительное число таких семей, которые не только не защищают подростка от внешней наркогенной угрозы, но функционируя в режиме ложных (ошибочных) или даже патогенных родительских стратегий, сами формируют пронаркотическую семейную ситуацию.


4.1 Типы семей по степени выраженности профилактического потенциала


По степени участия в защите подростка от наркотизации можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов:

1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики;

2) семья иммунизирующая, укрепляющая;

3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков;

4) семья гипопротекторная, гиперопекающая;

5) семья, не способная выполнять защитную функцию.

Соответственно каждая из этих типов семья по-разному проявляет себя по отношению к подростку и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства. Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего.

Семья второго типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.). Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоевывают. Такая рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды правления, не отказываются от участия в жизни ребенка и сохраняют к нему живое участие.

Семья третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться, что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации как невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и окружения подростка.

Семья четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации.

Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным», «нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает ребенка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет. Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности.

В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты антинаркотической семейной профилактики. Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу, нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих.

Семьи третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых сессий.

Семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия – контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации.

Также большую опасность с точки зрения формирования наркомании у подростков представляют семьи, в которых за внешним благополучием скрываются нарушения семейного взаимодействия часто не осознаваемые ее членами. Неблагополучные семьи, как правило, состоят на учете специальных социальных служб и с ними проводится соответствующая социально-психологическая работа, направленная на профилактику нарушений семейного функционирования. Однако психопрофилактическую работу необходимо начинать именно с внешне благополучными семьями, чтобы увеличить их наркоустойчивость. В связи с этим, необходимо отметить, что здоровая семья является одним из важнейших факторов эффективной позитивной социализации ребенка и профилактики наркомании. Среди психологических факторов, создающих условия для злоупотребления подростками психоактивных веществ, большое значение имеет неблагополучие в семье, а также нарушение семейного функционирования.

Таким образом, семья также как и окружение сверстников может быть фактором наркозависимости. Часто родители признают необходимость проведения антинаркотической профилактики, но обнаруживают недостаток своих педагогических знаний. Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики. Таким образом, обычная «нормальная» семья нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовки ребенка к интеграции во взрослое общество.


5.Методические рекомендации родителями по профилактике наркомании


Семья играет важную роль на всех этапах развития наркотической зависимости молодого человека, особенно на ранних этапах возрастного периода. Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркотической зависимости несовершеннолетних необходимо прежде всего понять, какие действия  семьи позволят снизить риск наркотической зависимости.

 К таким действиям относят:

- нормализацию родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;

- разрешении семейного кризиса;

- оптимизация системы внутрисемейного воспитания;

- повышение адекватности реагирования молодого человека на семейную ситуацию;

- повышение ответственности членов семьи молодого человека за семейную ситуацию;

- повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

- создание позитивного эмоционального фона семейных отношений;

Одна из самых сложных задач в организации профилактической работы  семьи заключается в формировании мотивации и запроса на нее. Наличие в проблемных и нестабильных семьях хронических, в том числе родительско-детских, конфликтов, обостренных эмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмов защиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьи имеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и социально- терапевтической работе. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи( родители) начинают предпринимать какие - либо действия лишь в случае открытого злоупотребления молодым человеком психотропными веществами, спиртными напитками, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетается с физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему « наркотического»  поведения.


Родителям необходимо проводить мероприятия по профилактике наркомании  у подростков.


- Создать в семье благоприятную атмосферу, исключающей употребление наркотиков;

- Организацию посильного труда дома;

- Способы плотного заполнения досуга детей спортом, искусством, рукоделием, техническим творчеством;

- Проведение бесед о пагубном воздействии наркомании  на организм ребенка:

 Вот перечень некоторых вопросов, которые следует обсудить в кругу семьи:

Почему некоторые люди принимают наркотики.

Существует ли безопасный способ приема наркотиков.

Причины злоупотребления наркотиками среди молодежи.

Медицинские и социально-правовые последствия употребления наркотиков.

Что необходимо предпринять, чтобы избежать втягивания в процесс употребления наркотиков.

Как вежливо, но твердо отказаться от употребления наркотика.

- Особое внимание обращать на поступки ребенка, и его взаимосвязь с окружающими.


Советы родителям:

Не каждый, кто пробует наркотик, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик

"Наркоман!" - это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом - искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!

Очень многое, если не основное, зависит от нас - родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина:

Дети требуют внимания!

Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.

        1.Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы Вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

2.Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением.

3.Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к его взрослой личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

4.Оказывайте поддержку. Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все, же люблю тебя - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя.

5. Обратитесь к специалисту. Если вы убедитесь, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.

Таким образом, необходимо сформировать у подростков здоровый образ жизни, который бы помог ребенку не поддаться на уговоры друзей испробовать психоактивные вещества.

Заключение


Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребенком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто и как может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Литература

 

1.    Буянов М.И. Размышления о наркомании. – М., 2000.

2.    Воспитательные потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 2009. №4. С. 27 – 39

3.    Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., 2009.

4.    Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М., 2002.

5.    Личко А.Е. Подростковая наркомания – М, 2008.

6.    Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 2000.

7.    Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. – М., 2007.

8.    Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., 2005.

9.    Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Л.С. Шпилени. – СПб., 2003.

11.  Спиваковская А.С. Детско – родительские отношения. – СПб.,2006.

МБОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!