«Учеба – наш главный труд »
Вот и прошел праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с одним желанием: хорошо учиться. Пройдет немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.
Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.
Семилетние дети отличаются неустойчивостью внимания памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервны клеток, поэтому им необходимы меньшая умственная нагрузка, дневной сон, восстанавливающий силы.
Ведь уже в первый год обучения дети должны научиться читать (хотя некоторые приходят уже умеющими читать), считать и знал основные арифметические действия, научиться писать. Мелкие мышцы руки у детей 7 лет еще недостаточно развиты. Поэтому овладение письмом у них протекает труднее и дольше, чем у старших школьников. Уроки рисования, труда развивают руку детей, карандаш, иголка, ножницы тренируют гибкость, подвижность кисти облегчают овладение письмом. Поэтому очень хорошо, если дома вы организуете для ребенка в игровой форме что-то вроде «фабрики» по изготовлению игрушек или домашнего конкурса детского рисунка, т. е. пробудите в нем желание каждый день потрудиться, развивать кисть руки, но ненавязчиво, а именно в форме игры или соревнования. В эти годы дети особенно любят проявить себя: «кто больше», «кто лучше», «кто быстрее».
Изучение любого предмета научит детей собранности, сосредоточенности, волевым качествам. В процессе познания развивается мышление, умение сопоставлять, обобщать, делать вывод.
Готовность к учению у 7-летних детей проявляется в возросшем уровне умений рассуждать, обобщать, проводить сравнения. Однако все это требует развития. Кто может помочь? Несомненно, родители и учитель во взаимодействии.
Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние «заработавшего» похвалу учителя и подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка. Для какого-то ученика хорошая учеба - окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая - падение, крушение надежд.
Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку. Ранец становится непомерно тяжелым, домой идти не хочется - ждут неприятности. И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся оценки, это очень разумное решение.
Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.
«Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно.
Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу - похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учеба и в дневнике появились неприятные записи, это будет делать труднее.
Родители в таких случаях поступают однотипно. Мама хватается за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас такие отставания в учебе?» Папа более строг и краток. «Лентяй!» - негодует он в адрес сына. И лишь бабушка успокаивает: «Ничего, научится, исправится».
И, действительно, Рома исправится, потому что родители вовремя заметили отставание сына в учебе.
В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно. «Ну и что, - рассуждают они, - поплачет и перестанет. Лучше надо заниматься».
Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечно-сосудистой системе.
Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребенка оставить дома - болезнь как рукой снимет.
И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие - воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация.
В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую успеваемость детям делать подарки.
Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело - как? Здесь важно, как подарить, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил поощрением детям, а не был сухой платой: «Ты мне - хорошую учебу, а я тебе - рубли».
Хорошая учеба сама по себе приносит моральное удовлетворение, но если она усилена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.
Высокая оценка родителей за преодоление трудностей должна приносить детям моральное удовлетворение. Ребенок получит поддержку и сам себя оценит: «А я могу, я способен добиваться...» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.
Одна мама, придя в школу, жалуется: «Да, я понимаю, что дочка плохо пишет, некрасиво и с ошибками. Муж, придя с работы, проверяет у нее тетради, заставляет ее переписывать по несколько раз. Сам сердится, нервничает, доводит дочку до слез, нарушает режим ребенка. Дочка долго не может заснуть, не высыпается, идет с неохотой в школу».
Такой контроль со стороны родителей не редкость. Он превращается в пытку для ребенка и в неприятные минуты для старших. Вместо помощника папа выступает в роли жестокого судьи, а дочка - в роли провинившегося. Дочка напугана, издергана, папа раздражен. Можно ли после этого ожидать блестящих результатов? Нет, конечно. Только терпеливыми, доброжелательными занятиями с дочкой можно исправить ситуацию.
Постоянная доброжелательная поддержка, одобрение даже незначительного улучшения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор,
в котором вы выразите уверенность, что если она постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!
Такой разговор не должен быть случайным. Постоянная заинтересованность в учебных делах детей, а где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит, что в какие-то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из-за плохой успеваемости, а строгий, запоминающийся выговор может менять положение дел.
Конечно, наказание за провинность необходимо, но каким все-таки разным оно должно быть для детей. Ведь дети по характеру разные: одному достаточно строгого взгляда, другому - недовольного слова, а на третьего подействует только строгий выговор.
Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему-то особая тяга, наклонность, которую стоит развивать. Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.
Часто гиперактивные школьники плохо успевают и стремятся взять реванш в драках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные» дети, доставляющие много хлопот в семье и школе, нуждаются, между тем, в моральной помощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.
Успехи детей в школе всегда волнуют родителей. И при неудаче первая непроизвольная реакция - возмущение. В этом случае не надо делать скоропалительных выводов, необходимо обязательно поговорить с учителем, выяснить причину, а уж потом принимать меры. Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, тетради, - это не показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод словами В. А. Сухомлинского: «Главный объект его (ученика) труда - книга, тетрадь, главный труд в школе - учение». Обучение в школе - важный стимул умственного развития ребенка. Необходимо поддерживать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у него наблюдательности, познавательной активности, памяти, внимания.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания... Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». (Сухомлинский В. А. О воспитании. - М: Политиздат, 1975.
С. 103.)
Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.
Памятка для родителей первоклассников
Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал порога?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.
Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.
Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка нэ то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаше спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».
Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей,
Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать - много будешь знать».
Обязательно оказывайте посильную помощь школе.