СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Учеба – наш главный труд »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в 1 классе "Учеба-наш главный труд".

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Учеба – наш главный труд »»

«Учеба – наш главный труд »


Вот и прошел праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с одним желанием: хорошо учиться. Пройдет немного време­ни, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

Семилетние дети отличаются неустойчивостью внимания памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервны клеток, поэтому им необходимы меньшая умственная нагрузка, дневной сон, восстанавливающий силы.

Ведь уже в первый год обучения дети должны научиться читать (хотя некоторые приходят уже умеющими читать), считать и знал основные арифметические действия, научиться писать. Мелкие мышцы руки у детей 7 лет еще недостаточно развиты. Поэтому овладе­ние письмом у них протекает труднее и дольше, чем у старших школьников. Уроки рисования, труда развивают руку детей, карандаш, иголка, ножницы тренируют гибкость, подвижность кисти облегчают овладение письмом. Поэтому очень хорошо, если дома вы организуете для ребенка в игровой форме что-то вроде «фабри­ки» по изготовлению игрушек или домашнего конкурса детского рисунка, т. е. пробудите в нем желание каждый день потрудиться, развивать кисть руки, но ненавязчиво, а именно в форме игры или соревнования. В эти годы дети особенно любят проявить себя: «кто больше», «кто лучше», «кто быстрее».

Изучение любого предмета научит детей собранности, сосредо­точенности, волевым качествам. В процессе познания развивается мышление, умение сопоставлять, обобщать, делать вывод.

Готовность к учению у 7-летних детей проявляется в возрос­шем уровне умений рассуждать, обобщать, проводить сравнения. Однако все это требует развития. Кто может помочь? Несомненно, родители и учитель во взаимодействии.

Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школь­ников, равнодушных к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радо­стное, счастливое состояние «заработавшего» похвалу учителя и подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя заме­чание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетра­ди или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учи­теля оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка. Для какого-то ученика хорошая учеба - окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая - падение, крушение надежд.

Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устрем­ления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Не­которые дети так переживают свои неудачи, что их видно со сто­роны даже постороннему человеку. Ранец становится непомерно тяжелым, домой идти не хочется - ждут неприятности. И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся оценки, это очень разумное решение.

Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

«Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняют­ся плохо и небрежно.

Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положе­ние. За старание, хорошую работу - похвалить, по поводу небреж­ности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учеба и в дневнике появились неприятные записи, это будет делать труднее.

Родители в таких случаях поступают однотипно. Мама хватает­ся за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас такие отстава­ния в учебе?» Папа более строг и краток. «Лентяй!» - негодует он в адрес сына. И лишь бабушка успокаивает: «Ничего, научится, ис­правится».

И, действительно, Рома исправится, потому что родители вовремя заметили отставание сына в учебе.

В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успевае­мость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно. «Ну и что, - рассуждают они, - поплачет и перестанет. Лучше надо заниматься».

Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные пережи­вания, подавленное настроение, апатия в течение длительного вре­мени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, осо­бенно в сердечно-сосудистой системе.

Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называе­мым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ре­бенка оставить дома - болезнь как рукой снимет.

И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие - воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем не­редка такая ситуация.

В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следу­ет ли за хорошую успеваемость детям делать подарки.

Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело - как? Здесь важно, как пода­рить, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил по­ощрением детям, а не был сухой платой: «Ты мне - хорошую уче­бу, а я тебе - рубли».

Хорошая учеба сама по себе приносит моральное удовлетворе­ние, но если она усилена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.

Высокая оценка родителей за преодоление трудностей должна приносить детям моральное удовлетворение. Ребенок получит под­держку и сам себя оценит: «А я могу, я способен добиваться...» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.

Одна мама, придя в школу, жалуется: «Да, я понимаю, что доч­ка плохо пишет, некрасиво и с ошибками. Муж, придя с работы, проверяет у нее тетради, заставляет ее переписывать по несколько раз. Сам сердится, нервничает, доводит дочку до слез, нарушает режим ребенка. Дочка долго не может заснуть, не высыпается, идет с неохотой в школу».

Такой контроль со стороны родителей не редкость. Он превращается в пытку для ребенка и в неприятные минуты для старших. Вместо помощника папа выступает в роли жестокого су­дьи, а дочка - в роли провинившегося. Дочка напугана, издергана, папа раздражен. Можно ли после этого ожидать блестящих резуль­татов? Нет, конечно. Только терпеливыми, доброжелательными занятиями с дочкой можно исправить ситуацию.

Постоянная доброжелательная поддержка, одобрение даже незначительного улучшения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор,

в котором вы выразите уверенность, что если она поста­рается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!

Такой разговор не должен быть случайным. Постоянная заин­тересованность в учебных делах детей, а где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит, что в какие-то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, рас­хлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из-за плохой успе­ваемости, а строгий, запоминающийся выговор может менять по­ложение дел.

Конечно, наказание за провинность необходимо, но каким все-таки разным оно должно быть для детей. Ведь дети по характеру разные: одному достаточно строгого взгляда, другому - недоволь­ного слова, а на третьего подействует только строгий выговор.

Не все ребята одинаково способны к любому школьному пред­мету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему-то особая тяга, наклонность, ко­торую стоит развивать. Такая компенсация спортом, занятиями жи­вописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.

Часто гиперактивные школьники плохо успевают и стремятся взять реванш в драках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные» дети, доставляющие много хлопот в семье и школе, нуждаются, между тем, в моральной по­мощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.

Успехи детей в школе всегда волнуют родителей. И при неуда­че первая непроизвольная реакция - возмущение. В этом случае не надо делать скоропалительных выводов, необходимо обязательно поговорить с учителем, выяснить причину, а уж потом принимать меры. Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, тетради, - это не показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в зна­ниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод сло­вами В. А. Сухомлинского: «Главный объект его (ученика) труда - книга, тетрадь, главный труд в школе - учение». Обучение в школе - важный стимул умственного развития ребенка. Необходимо под­держивать его интерес к учению, помочь ему почувствовать ра­дость учебного труда, способствовать развитию у него наблюда­тельности, познавательной активности, памяти, внимания.

«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания... Успех в учении - единственный ис­точник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодо­ления трудностей, желание учиться». (Сухомлинский В. А. О вос­питании. - М: Политиздат, 1975.

С. 103.)

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.


Памятка для родителей первоклассников


  1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

  2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.

  3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребен­ка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал порога?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Ра­дуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посо­чувствуйте ему.

  4. Регулярно контролируйте выполнение домашних за­даний и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.

  5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка нэ то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаше спрашивайте: «По­чему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».

  6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

  7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими пережи­ваниями - естественная потребность детей,

  8. Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать - много будешь знать».

  9. Обязательно оказывайте посильную помощь школе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!