Тема: «Родная природа и родимый край в жизни и творчестве И. А. Бунина»
Тип урока: открытие нового знания.
Дидактическая цель урока: познакомить с биографическими фактами И.А.Бунина, основанными на связи с Липецким краем, с произведениями, посвященными теме природы.
Образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
- активизировать познавательный интерес ученика к поэтическому произведению и личности автора, научить понимать и анализировать стихотворный текст;
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки читательской грамотности, выразительного чтения при работе с поэтическим текстом;
- воспитание вдумчивого читателя, уважительного отношения к мнению собеседника, настойчивости в достижении целей, интереса к родной русской литературе и стремления беречь чистоту и красоту родной речи.
Оборудование: толковый словарь С.И Ожегова, мультимедийная презентация, пазлы для создания картины « Осенний лес», творческой работы «Театр двух актеров», репродукции города Ельца и его окрестностей, интерактивная доска, макеты проектов, волшебные посохи, раздаточные материалы на бумажном носителе для учащихся.
Краткая аннотация урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Давайте представим, что зашли мы с вами в осенний лес теплым солнечным днем. Глядим вокруг себя и дивимся необыкновенной красоте окружающей нас природы. С деревьев летят и кружатся в чудесном вальсе разноцветные листочки: лиловые, золотые, оранжевые, фиолетовые. Кажется, что сама Природа зазывает нас в гости этим удивительным парадом красок, призывает восхищаться своим величественным созданием.
- Гуляя по пестрому шуршащему ковру, невольно вспоминаются следующие строки:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;..
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого отрывка из стихотворения?
- Какие желания в вас пробудило это произведение?
- Поработайте в парах, соберите пазлы и создайте из них картину «Осенний лес» .
- Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Очень красивые работы.
2. Актуализация знаний.
- Кто знает автора этих удивительных строк, способных вдохновить любого человека заниматься творчеством. ( И.А.Бунин)
- Вы догадались, кому мы посвятим наш урок?
- Предположите, чему будете учиться на уроке родной литературы?
- Задача урока состоит в том, чтобы узнать интересные факты из жизни И.А. Бунина, как родимый край повлиял на творчество поэта, познакомиться с поэтическими произведениями, посвященными теме природы, стать вдумчивым читателем.
3. Ознакомление с новым материалом.
- Вас ждет трудная, но интересная игра «Квест», в ходе которой вы сможете решить задачи урока и стать вдумчивым читателем.
- Итак, станция 1. Она называется « Наш земляк».
- В ходе прохождения этого этапа вы должны ответить на вопрос, можем ли мы считать себя земляками этого великого поэта?
- Прослушайте небольшую информацию о жизни И.А. Бунина.
Иван Алексеевич Бунин – великий писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Много лет жил в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.
Бунин родился в 1870 году в городе Воронеж. В 1874 году семья оказалась на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где прошло детство будущего поэта. Начальное образование маленький Ваня получил дома, а в 1881 году поступил в Елецкую гимназию, но через 4 года был отчислен за неявку с каникул и неуплату за обучение. Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс. Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался. В 1933 году Иван Алексеевич стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
С городом Елец И.А. Бунина связывало многое: его детство, юность, первая любовь и первое разочарование, восторг и восхищение от природы родного края, незабываемые впечатления от красоты церквей и древнего моста, «будто окаменевшего от времени», от узких старинных улочек и полуразрушенных зданий, хранивших в себе много тайн, легенд. Воспоминания Бунина о своей родине навсегда сохранились в его произведениях. Ведь здесь, на Елецкой земле, начала формироваться его личность. Нравственные ценности, зародившиеся в краю «полей» и «мужицких изб», остались в нем навсегда. Именно в этих местах будущий поэт научился любить природу и свою малую родину, без которой позже не представлял огромную Россию. В Липецке библиотека и одна из улиц носят имя И.А. Бунина. В Ельце установлены два памятника этому великому писателю, созданные Ю. Гришко и Н. Кравченко, работает мемориальный музей, реконструирована усадьба в Озёрках. На месте усадьбы в Бутырках возведена памятная стела. Елецкому государственному университету присвоено имя И.А. Бунина. Мы должны гордиться тем, что живем на Липецкой земле, которая взрастила таких гигантов таланта и мысли, как И.А.Бунин.
- Чтобы пройти на следующий этап, вам надо ответить на вопросы:
1. Когда и где родился И.А.Бунин?
2. Где провел детство? Какое влияние оказал на него малая родина?
2. Удалось ли будущему поэту получить хорошее образование?
3. В каком возрасте он начал писать стихи? Кто был для него примером литературного мастерства?
4. Что связывало Бунина с городом Елец?
5. Можем ли мы называть себя земляками И.А. Бунина ?
6. Помнят ли потомки заслуги великого поэта? Как они сохраняют память о нем?
- Молодцы. Переходим на следующий этап.
Станция 2 «Литературная мозаика»
- Попробуйте по четверостишию определить тему стихотворения и угадать его название.
1. Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел,
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол…(Осень)
2.В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты…( Полевые цветы)
3.В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный…(Родник)
- Какая тема объединяет эти стихотворения? ( Тема природы)
- Заканчивается осень. Дни становятся все короче. Реже солнышко нам улыбается и поднимает настроение. Все чаще мы засыпаем и просыпаемся под звуки холодного дождя. Деревья стоят совсем голые. Они очень ждут теплых шубок, которые обязательно им подарит...
- Доскажите словечко.
Наши окна - как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…(Мороз)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная…( Метель)
- Как вы думаете, о каком времени года далее пойдет речь?
- Молодцы. Ваш ждет следующая станция3 « Вдумчивый читатель».
-Кого можно назвать вдумчивым читателем?
- На ваших столах лежат тексты.
- Прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно?
- Можно ли определить тему текста только по названию?
- Не читая, посмотрите на текст.
- Обратите внимание на выделенные слова.
- Выделите героев произведения по выделенным словам.( Метель и Вьюга)
- Определите значения этих слов.
-Давайте проверим правильность ваших ответов в толковом словаре под редакцией Ожегова.
(Метель или вьюга - сильный ветер со снегом.
Мороз-холод.)
- Прочитайте выразительно стихотворение « Метель»
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
- Пришло время пресс-конференции. Давайте представим себя в образе Мороза и пофантазируем, что могло произойти дальше…( Ответы уч-ся)
- Читаем дальше.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится —
В мерзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом.
- Ребята, какие слова при чтении текста вам непонятны?
- Словарная работа.
- Погост в древности означал «постоялый двор», затем ассоциировался с местом остановки князя и его дружины, когда выезжал за сбором дани, потом так стали называть церковь.
- Что значит «мнится»?(кажется, представляется)
- Можно ли в этом стихотворении назвать Метель и Мороз одушевленными предметами?
- А какие еще предметы кажутся вам одушевленными?
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают вам в этом убедиться? (олицетворения)
- Что такое олицетворения? Найдите их в тексте.
- Что такое антитеза?
- Есть ли в этом стихотворении противопоставления? Найдите ответ на вопрос в тексте.
- Что такое эпитеты?
- Для чего автор использует эпитеты в этом стихотворении?
- Какой вам представляется Метель?
- Сделайте ее словесный портрет.
- Давайте посмотрим на ритмическое строение стихотворения.
- Поставьте ударение в последних словах в первой строфе. На какой слог падает ударение?
- Что вы заметили?
- Какой ритм создается благодаря такому приему?
- Как можем охарактеризовать музыку Метели?
- Каким вы видите Мороза? Опишите его.
- Можно ли Метель и Мороз назвать единственными правителями природы?
- Аргументируйте свой ответ.
- Какая роль отводится каждому персонажу в стихотворении?
- Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста.
- Какие еще предметы автор сделал одушевленными? Найдите подтверждение в тексте.
- Есть ли в стихотворении преувеличения? Как называется этот прием?
- Хотите побывать в роли Мороза и Метели?
Приглашаю всех в театр двух актеров.
- Вы актеры, а вы зрители. Актеры, вам слово.
Метель:
Я, метель, царица снега,
Заметаю все вокруг.
Я смешаю землю с небом,
Заведу свою игру.
Я холодными ветрами
Заморожу города.
Вьюгой остужу, бураном,
Льдом покроется вода.
Мороз:
Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
- Аплодисменты нашим актерам!
- Можно ли сказать, что Метель и Мороз находятся в дружеских отношениях в этой сценке? А в стихотворении?
4. Закрепление изученного.
- Давайте обобщим все сказанное и составим таблицу.
- Что объединяет слова Метель и Мороз. (Время года)
- Зима.
- Назовите главных героев стихотворения.
- Метель и Мороз
- Дайте характеристику Метели.
- Дайте характеристику Мороза.
- Прочитаем, что получилось.
Зима
Мороз
Метель
5. Рефлексия.
- Какой праздник связан с героями стихотворения?
- А что мы всегда ждем на Новый год?
- Мороз решил перед новогодними праздниками наделить вас волшебной силой, чтобы исполнились ваши заветные мечты, чтобы были послушными и учились на одни четверки и пятерки. Он передал вам маленькие посохи, которые помогут обрести веру в свои силы и знания. (Раздача посохов)
- Поднимите вверх свои посохи и нарисуйте в воздухе отметку, которую, на ваш взгляд, вы сегодня заработали.
6. Итоги урока.
- Подведем итоги урока.
- Продолжите фразу.
- Сегодня на уроке я… (узнал, научился, понял, стал вдумчивым читателем…)
- Сегодня на уроке мне…
Помните, что вы хранители русского родного слова. Читайте произведения классической литературы, становитесь внутренне богаче. Пусть такие великие поэты и писатели, как И.А. Бунин станут для вас примером красивой и правильной речи.
7. Домашнее задание.
Найдите интересные факты из биографии И.А. Бунина. Выучите стихотворение « Метель» наизусть. Поскольку скоро Новый год, вы должны приготовиться к нему, нарисуйте деду Морозу рисунок «Зимняя сказка», чтобы он подарил вам долгожданный подарок.
- Урок окончен.