СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Родная природа и родимый край в жизни и творчестве И. А. Бунина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Родная природа и родимый край в жизни и творчестве И. А. Бунина»»

Тема: «Родная природа и родимый край в жизни и творчестве И. А. Бунина»

Тип урока: открытие нового знания.

Дидактическая цель урока: познакомить с биографическими фактами И.А.Бунина, основанными на связи с Липецким краем, с произведениями, посвященными теме природы.

Образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

- активизировать познавательный интерес ученика к поэтическому произведению и личности автора, научить понимать и анализировать стихотворный текст;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки читательской грамотности, выразительного чтения при работе с поэтическим текстом;

- воспитание вдумчивого читателя, уважительного отношения к мнению собеседника, настойчивости в достижении целей, интереса к родной русской литературе и стремления беречь чистоту и красоту родной речи.

Оборудование: толковый словарь С.И Ожегова, мультимедийная презентация, пазлы для создания картины « Осенний лес», творческой работы «Театр двух актеров», репродукции города Ельца и его окрестностей, интерактивная доска, макеты проектов, волшебные посохи, раздаточные материалы на бумажном носителе для учащихся.

Краткая аннотация урока.














Ход урока.


1. Организационный момент.

- Давайте представим, что зашли мы с вами в осенний лес теплым солнечным днем. Глядим вокруг себя и дивимся необыкновенной красоте окружающей нас природы. С деревьев летят и кружатся в чудесном вальсе разноцветные листочки: лиловые, золотые, оранжевые, фиолетовые. Кажется, что сама Природа зазывает нас в гости этим удивительным парадом красок, призывает восхищаться своим величественным созданием.

- Гуляя по пестрому шуршащему ковру, невольно вспоминаются следующие строки:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;..

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого отрывка из стихотворения?

- Какие желания в вас пробудило это произведение?

- Поработайте в парах, соберите пазлы и создайте из них картину «Осенний лес» .
- Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Очень красивые работы.

2. Актуализация знаний.

- Кто знает автора этих удивительных строк, способных вдохновить любого человека заниматься творчеством. ( И.А.Бунин)

- Вы догадались, кому мы посвятим наш урок?

- Предположите, чему будете учиться на уроке родной литературы?

- Задача урока состоит в том, чтобы узнать интересные факты из жизни И.А. Бунина, как родимый край повлиял на творчество поэта, познакомиться с поэтическими произведениями, посвященными теме природы, стать вдумчивым читателем.

3. Ознакомление с новым материалом.


- Вас ждет трудная, но интересная игра «Квест», в ходе которой вы сможете решить задачи урока и стать вдумчивым читателем.

- Итак, станция 1. Она называется « Наш земляк».

- В ходе прохождения этого этапа вы должны ответить на вопрос, можем ли мы считать себя земляками этого великого поэта?

- Прослушайте небольшую информацию о жизни И.А. Бунина.

Иван Алексеевич Бунин – великий писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Много лет жил в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.

Бунин родился в 1870 году в городе Воронеж. В 1874 году семья оказалась на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где прошло детство будущего поэта. Начальное образование маленький Ваня получил дома, а в 1881 году поступил в Елецкую гимназию, но через 4 года был отчислен за неявку с каникул и неуплату за обучение. Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс. Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался. В 1933 году Иван Алексеевич стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.

С городом Елец И.А. Бунина связывало многое: его детство, юность, первая любовь и первое разочарование, восторг и восхищение от природы родного края, незабываемые впечатления от красоты церквей и древнего моста, «будто окаменевшего от времени», от узких старинных улочек и полуразрушенных зданий, хранивших в себе много тайн, легенд. Воспоминания Бунина о своей родине навсегда сохранились в его произведениях. Ведь здесь, на Елецкой земле, начала формироваться его личность. Нравственные ценности, зародившиеся в краю «полей» и «мужицких изб», остались в нем навсегда. Именно в этих местах будущий поэт научился любить природу и свою малую родину, без которой позже не представлял огромную Россию. В Липецке библиотека и одна из улиц носят имя И.А. Бунина. В Ельце установлены два памятника этому великому писателю, созданные Ю. Гришко и Н. Кравченко, работает мемориальный музей, реконструирована усадьба в Озёрках. На месте усадьбы в Бутырках возведена памятная стела. Елецкому государственному университету присвоено имя И.А. Бунина. Мы должны гордиться тем, что живем на Липецкой земле, которая взрастила таких гигантов таланта и мысли, как И.А.Бунин.

- Чтобы пройти на следующий этап, вам надо ответить на вопросы:

1. Когда и где родился И.А.Бунин?

2. Где провел детство? Какое влияние оказал на него малая родина?

2. Удалось ли будущему поэту получить хорошее образование?

3. В каком возрасте он начал писать стихи? Кто был для него примером литературного мастерства?

4. Что связывало Бунина с городом Елец?

5. Можем ли мы называть себя земляками И.А. Бунина ?

6. Помнят ли потомки заслуги великого поэта? Как они сохраняют память о нем?

- Молодцы. Переходим на следующий этап.

Станция 2 «Литературная мозаика»

- Попробуйте по четверостишию определить тему стихотворения и угадать его название.

1. Отцвели кувшинки,

И шафран отцвел,

Выбиты тропинки,

Лес и пуст, и гол…(Осень)

2.В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты…( Полевые цветы)

3.В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный…(Родник)

- Какая тема объединяет эти стихотворения? ( Тема природы)

- Заканчивается осень. Дни становятся все короче. Реже солнышко нам улыбается и поднимает настроение. Все чаще мы засыпаем и просыпаемся под звуки холодного дождя. Деревья стоят совсем голые. Они очень ждут теплых шубок, которые обязательно им подарит...

- Доскажите словечко.

Наши окна - как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал…(Мороз)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это снежная…( Метель)

- Как вы думаете, о каком времени года далее пойдет речь?

- Молодцы. Ваш ждет следующая станция3 « Вдумчивый читатель».

-Кого можно назвать вдумчивым читателем?

- На ваших столах лежат тексты.

- Прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно?

- Можно ли определить тему текста только по названию?

- Не читая, посмотрите на текст.

- Обратите внимание на выделенные слова.

- Выделите героев произведения по выделенным словам.( Метель и Вьюга)

- Определите значения этих слов.

-Давайте проверим правильность ваших ответов в толковом словаре под редакцией Ожегова.

(Метель или вьюга - сильный ветер со снегом.

Мороз-холод.)

- Прочитайте выразительно стихотворение « Метель»

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

- Пришло время пресс-конференции. Давайте представим себя в образе Мороза и пофантазируем, что могло произойти дальше…( Ответы уч-ся)

- Читаем дальше.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится —
В мерзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом.

- Ребята, какие слова при чтении текста вам непонятны?

- Словарная работа.

- Погост в древности означал «постоялый двор», затем ассоциировался с местом остановки князя и его дружины, когда выезжал за сбором дани, потом так стали называть церковь.

- Что значит «мнится»?(кажется, представляется)

- Можно ли в этом стихотворении назвать Метель и Мороз одушевленными предметами?

- А какие еще предметы кажутся вам одушевленными?

- Какие изобразительно-выразительные средства помогают вам в этом убедиться? (олицетворения)

- Что такое олицетворения? Найдите их в тексте.

- Что такое антитеза?

- Есть ли в этом стихотворении противопоставления? Найдите ответ на вопрос в тексте.

- Что такое эпитеты?

- Для чего автор использует эпитеты в этом стихотворении?

- Какой вам представляется Метель?

- Сделайте ее словесный портрет.

- Давайте посмотрим на ритмическое строение стихотворения.

- Поставьте ударение в последних словах в первой строфе. На какой слог падает ударение?

- Что вы заметили?

- Какой ритм создается благодаря такому приему?

- Как можем охарактеризовать музыку Метели?

- Каким вы видите Мороза? Опишите его.

- Можно ли Метель и Мороз назвать единственными правителями природы?

- Аргументируйте свой ответ.

- Какая роль отводится каждому персонажу в стихотворении?

- Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста.

- Какие еще предметы автор сделал одушевленными? Найдите подтверждение в тексте.

- Есть ли в стихотворении преувеличения? Как называется этот прием?

- Хотите побывать в роли Мороза и Метели?

Приглашаю всех в театр двух актеров.

- Вы актеры, а вы зрители. Актеры, вам слово.

Метель:

Я, метель, царица снега,

Заметаю все вокруг.

Я смешаю землю с небом,

Заведу свою игру.

Я холодными ветрами

Заморожу города.

Вьюгой остужу, бураном,

Льдом покроется вода.

Мороз:

Бураны, вьюги и метели-

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

- Аплодисменты нашим актерам!

- Можно ли сказать, что Метель и Мороз находятся в дружеских отношениях в этой сценке? А в стихотворении?

4. Закрепление изученного.

- Давайте обобщим все сказанное и составим таблицу.

- Что объединяет слова Метель и Мороз. (Время года)

- Зима.

- Назовите главных героев стихотворения.

- Метель и Мороз

- Дайте характеристику Метели.

- Дайте характеристику Мороза.

- Прочитаем, что получилось.

Зима


Мороз

Метель














5. Рефлексия.

- Какой праздник связан с героями стихотворения?

- А что мы всегда ждем на Новый год?

- Мороз решил перед новогодними праздниками наделить вас волшебной силой, чтобы исполнились ваши заветные мечты, чтобы были послушными и учились на одни четверки и пятерки. Он передал вам маленькие посохи, которые помогут обрести веру в свои силы и знания. (Раздача посохов)

- Поднимите вверх свои посохи и нарисуйте в воздухе отметку, которую, на ваш взгляд, вы сегодня заработали.

6. Итоги урока.

- Подведем итоги урока.

- Продолжите фразу.

- Сегодня на уроке я… (узнал, научился, понял, стал вдумчивым читателем…)

- Сегодня на уроке мне…

Помните, что вы хранители русского родного слова. Читайте произведения классической литературы, становитесь внутренне богаче. Пусть такие великие поэты и писатели, как И.А. Бунин станут для вас примером красивой и правильной речи.

7. Домашнее задание.

Найдите интересные факты из биографии И.А. Бунина. Выучите стихотворение « Метель» наизусть. Поскольку скоро Новый год, вы должны приготовиться к нему, нарисуйте деду Морозу рисунок «Зимняя сказка», чтобы он подарил вам долгожданный подарок.

- Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!